"Пилот" полетел в сторону комедий

5 июля 2022 12:39

IV Российский фестиваль сериалов в Иванове пройдет в этом году с 15 по 17 июля. Фестиваль покажет пилотные и первые серии новых сериалов, предназначенных для телевидения и онлайн-платформ. Это и профессиональная площадка для общения режиссеров, продюсеров, кинопрокатчиков. О мероприятии и о сериалах как современном явлении культуры мы поговорили с программным директором "Пилота", кинокритиком Егором Москвитиным.

 В пандемию отношение к документалистике изменилось

Егор, какие "фишки" будут для зрителя в этом году?

Мы сейчас формируем программу, на днях ее объявим, так же как и состав жюри – интрига пока сохраняется. "Фишек" на "Пилоте" в этом году несколько. Первое – никогда еще на нашем фестивале не было столько комедий. Это, наверное, какая-то иммунная реакция общества, когда хочется чего-то жизнеутверждающего, отвлекающего и позитивного. Вторая тенденция: мы покажем много мистических историй, так что готовьтесь к сюжетам про шаманов, призраков, проклятья и чудеса. И это всё сделано на очень высоком уровне.

А для профессионалов будет что-то интересное и новое?

Да, третья особенность нынешнего "Пилота" как раз для кинематографистов. Мы покажем новый формат – будет сериал от "ВКонтакте". Он сделан так, как будто его сняли на камеру телефона. Скорее всего покажем и документальный сериал. Это огромная и важная новинка. Сегодня в России осознают, что реальность гораздо интереснее вымысла и фиксирование происходящего с помощью документальных техник становится не только обязанностью кинематографистов, но и преимуществом. В пандемию отношение к документалистике изменилось. Россия – это страна миллионов историй, и каждая из них достойна репрезентации на большом экране или на стриминге (онлайн-вещание. – И. Б.).

– Сколько сериалов будет представлено в этом году?

Мы с вами разговариваем, когда финальная программа до конца еще не сверстана. В моих мечтах сейчас – один сериал на открытие, один на закрытие, двадцать в конкурсе и плюсом еще внеконкурсные показы комедий. Можно смело сказать, что в этом сезоне есть порядка 20-25 очень хороших работ. У нас заявок каждый год около 70-ти, а отбирается на фестиваль порядка 20-ти. Мы стремимся дать зеленый свет фильмам, где есть интересная драматургия. В этом году перед зрителями "Пилота" предстанут сериалы, которые были написаны в основном в 2020 и 2021 годах, некоторые в 2022-м. Думаю, мы увидим слепок той старой реальности накануне наступления новой. Это попытка осмысления действительности – о чем люди думали, переживали, на что надеялись.

Сериалы всё чаще снимают и про пенсионеров

На какие аудитории работают участники "Пилота"?

В этом году еще одна особенность нашего фестиваля в том, что авторы историй обратили внимание на "третий возраст", людей старше 50-ти. До недавнего времени сериалы делали в основном про молодых, про подростков. Считается, что это самая платежеспособная и заинтересованная аудитория, поэтому на нее и нужно работать. А про людей постарше во всём мире снимать начали только в последнее время.

Справка. Президент фестиваля сериалов "Пилот" – кинорежиссер, сценарист и продюсер Валерий Тодоровский, генеральный продюсер – актриса Светлана Дрыга. В попечительском совете состоят губернатор Станислав Воскресенский, генеральный продюсер компании "Среда" Александр Цекало, основатель кинокомпании "Art Pictures Studio" Фёдор Бондарчук, секретарь Совета по культуре и искусству при президенте Владимир Толстой... Впервые "Пилот" прошел в Иванове в 2018 году.

 Мы покажем зрителю трогательную историю о мужчине, который выходит на пенсию. Главный герой сериала "Друг на час" – врач. Год назад он похоронил жену. В первой серии мужчина задумывает самоубийство, но ряд абсолютно комических обстоятельств отвращают его от такого шага. У него появляется знакомый, и они начинают бизнес – предлагают себя "другом на час" для людей, которым одиноко. Герой обретает смысл жизни в служении обществу, другим людям. Это история про единство, взаимовыручку, в конечном счете – про победу жизни над смертью. На наш взгляд, работа имеет очень хороший шанс на победу в зрительском голосовании.

– А с чем связан, на ваш взгляд, этот интерес к старшему возрасту?

Внимание искусства к этой общественной группе возникло как реакция на старение населения. Стареют те люди, которые связаны с массовой аудиторией теснее, чем прежние поколения. Например, в Америке в 1980-е годы появляется поколение людей, которые не хотят отказываться от молодежного образа жизни – рынок подхватил тенденцию, так возникли франшизы и перезапуски историй. Примером могут служить "Звездные войны", продолженные и переснятые современными художественными средствами. И то же самое сейчас у нас происходит в сериалах – взрослеют те, кто начал смотреть их в 2000-х годах. Эти люди продолжают требовать для себя историй.

– Место действия новых сериалов – обязательно столица? Или провинцию тоже покажут?

Интересно, что всё меньше историй берут за отправную точку Москву. Есть отличные сценарии про глубинку, про национальные республики, о жизни вдали от глянцевого мира. Это очень классно, потому что страна огромная и грех не показывать ее на экране. Возможно, на фестивале мы представим сериал, снятый в Ивановской области, о священнике. Батюшку переводят из Москвы в маленький монастырь. Снималось всё в районе Плёса, в массовке участвовали и местные жители. Эта история о столкновении добра и зла и способности к сопротивлению.

Происходящее на экране – как терапия

– Количество номинаций остается прежним – их семь?

Да, количество не изменилось. И мы гордимся тем, что у нас с самого первого года главный приз – зрительский. Зритель должен сам решать, что самое интересное и самое ожидаемое.

– Почему сериалы сейчас так популярны?

К этому много разных предпосылок. Это и социальные причины – изменения в потреблении, когда люди сидят дома и не хотят ходить в кино, потому что это обременительно. Взрослые предпочитают всё смотреть дома. Есть технологические – стриминги вырвались в лидеры проката благодаря пандемии. Они так устроены, что затягивают тебя. Производится контент, который борется уже не за твое внимание, а за твое время: сериал длиннее, чем фильм.

Но важнее всего психологический момент. В отличие от кино с трехактной драматургией, где события условны и происходят за час-два, в сериале мы проживаем историю вместе с героями. Ведь каждый из нас мечтает что-то изменить в своей жизни. В людях на экране мы видим примеры того, что это возможно. Ценность сериалов заключается в том, чтобы моделировать жизненную ситуацию и позволять людям пережить опыт, которого они жаждут, но боятся. Когда смотришь кино, ты как бы проживаешь альтернативную жизнь. То есть речь идет о некой терапевтической функции.

И еще момент. Мир быстро меняется, и мы часто не понимаем, как к этому адаптироваться, а сериалы становятся пособием: как в новой среде жить, как правильно общаться, какие ценности вырабатывать.

Художественные истории не должны уводить от реальности

– Как понять, какой из сериалов выберет зритель?

Он выбирает то, что для него приемлемо. Если какой-то сериал своими ценностями вас возмущает или раздражает, то вы его смотреть не будете. Вот простой пример. Есть два успешных сериала: "Два холма" и "Цыцгендер" (последний мы покажем на нашем фестивале). Оба о феминизме. Но при этом в одном нам предлагают фантастический мир, где идеи феминизма доведены до абсурда и поданы в сатирическом ключе. А во втором есть сочувствие к феминизму. Это история про девочку, которая живет в провинции: она гораздо современнее, чем ее родители и окружение, и хочет равноправия. Зритель наблюдает за тем, как она строит отношения с молодым человеком, как они притираются друг к другу. Зритель сам выберет, какая из этих историй ему подходит.

– Сколько должно пройти серий, чтобы понять, что сериал человеку не нравится?

Одна! Сериал – это долгосрочные отношения со зрителем. И, как и в жизни, всё зависит от "химии", понравится ли первое свидание. Фестиваль "Пилот" тем и интересен, что позволяет измерить ожидания. Мы не только объявляем победителя, получившего приз зрителей, но и изучаем их оценки. И понимаем, что вот эта тема вообще не нравится, а вот другую все хотят увидеть в развитии. Это многое дает продюсерам, критикам, сценаристам, режиссерам, которые хотят понять своего зрителя, уловить его симпатии.

– Вы смотрите сериалы для души, а не для работы?

Да. Правда, сейчас уже меньше. Появилось ощущение: пришло время сделать то, что откладывал. Написать сценарий, спродюсировать фильм. Хочу заняться популяризацией кино. Я знаю, что в регионах живут сотни тысяч людей, которые ждут хорошего умного кино.

Все художественные истории должны не уводить от реальности, а наоборот, вдохновлять. Именно про это, как мне думается, фильмы, которые мы отбираем для "Пилота". В каждой из этих историй вы увидите что-то такое, что побудит вас по-другому посмотреть на реальность. У нас кино про жизнь и для жизни!

  

Беседовала Ирина БЕРЕГОВА

Читайте также
Промышленное производство в Ивановской области в первом квартале 2024 года выросло на 7%
К 1 мая отопление отключат во всех городах Ивановской области
Урологические операции в Иванове все чаще проходят без скальпеля