"Обыкновенные чудеса" монастырской действительности

3 июля 2022 08:52

На въезде в Приволжск широко раскинул свои белокаменные строения Свято-Никольский женский монастырь. Раньше это место именовалось Большое Яковлевское село, впервые оно упоминается в деловых грамотах, относящихся к концу XV века. Маленькая часовенка была построена на месте явления Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Там, где она сошла с небес, забил родник, а водица, взятая из чудесного ключика, по легенде, исцеляла всякие болезни и немощи.

Молился за тех, кто его избивал

Со временем у святого источника выросла деревянная церковь, сооруженная в честь любимого в округе святого Николая Чудотворца. Правда, тогдашний владелец Яковлевского – потомок боярского рода Пешковых-Сабуровых – в 1568 году, находясь на смертном одре, завещал и село, и церковь Ипатьевскому монастырю: по нему самому и его родителям "в вечный поминок". Однако через треть века приписанные к Костроме земли, выкупленные Фёдором Шереметевым, а вместе с ними и храм вновь "вернулись" на свою малую родину.

 Примерно с этим периодом соотносится житие блаженного Симона Юрьевецкого, о котором нам рассказала настоятельница Свято-Никольского женского монастыря игуменья Анатолия (Баршай). Будущий чудотворец родился в Оделёве, ныне входящем в подворье приволжской духовной обители. С юношеских лет принял подвиг юродства, оставил отчий дом и жил отшельнической жизнью в чащобах близ Юрьевецкого поселения.

Помолиться перед чудотворными иконами в монастырь стекаются паломники и из-за границы.

Однажды жители ближайшего села Ёлнати, отправившиеся в лес по хозяйственным нуждам, увидели странного босоногого человека в ветхой рубахе и, сжалившись над несчастным, привели в дом к местному священнику Иосифу. Юродивый категорически отказывался от добротной одежды и по-прежнему облекал себя в рубище. Он ходил по разным домам, выполняя самую черную работу, в еде довольствовался малым. Подвергался бесконечным насмешкам, а случалось, и побоям от неразумных людей. Блаженный стоически и кротко переносил поношения, не отвечая злом на зло. Симон крепко веровал в то, что "Бог есть любовь", и не только прощал своих обидчиков, но еще возносил за них молитвы.

Настоятельница Свято-Никольского монастыря в своей книге "Он от нас не ушел" приводит нравственную формулу, выведенную одной из игумений Русской церкви Феофилой (Лепешинской) – "терписмиряйсявсехлюби". Думается, именно эта жизненная установка придавала силы блаженному Симону, который всем нанесенным ему обидам противопоставлял смирение и любовь.

Усмирял стихию движением мысли

После 15-летнего пребывания в Ёлнати подвижник ушел в Юрьевец, где избрал любимым местом церковную паперть Богоявленского собора. За подвиг полного самоотречения юродивый Христа ради, говорит игуменья Анатолия, получил дар прозорливости. Так, он предсказал пожар, который случился в городе, и, по легенде, прекратил разбушевавшееся огневище своими неукротимыми молитвами.

Также Симон врачевал недуги, исправлял людские пороки. Говорили, что одним касанием руки, движением мысли он мог избавить от боли, облегчить физические страдания и даже утихомирить природную стихию. Сохранились свидетельства о чудесных явлениях, связанных с житием Божьего угодника. Один из юрьевецких горожан, живший недалеко от Волги, видел Симона шагающим с посохом в руке по ее водам.

После ухода блаженного в мир иной по молитвам над его могилой продолжали совершаться чудеса исцеления. И по сей день люди приходят к раке святого, которая находится в Свято-Никольском монастыре, с просьбами, с глубокою верою в помощь блаженного.

В качестве платы принимала пожертвования на храм

Настоятельница упомянула и имя Матронушки-босоножки, родившейся, как и Симон, на оделевской земле. Претерпев в своей жизни горести и лишения, совершив многие пешие странствия по духовным обителям, Матрона Щербинина оказалась в Северной российской столице, где провела последние тридцать лет своей жизни.

Петербуржцы не переставали удивляться, когда и зимой, и летом видели у часовни "Всех скорбящих радостей" босоногую молитвенницу, одетую в легкие белые одежды. Блаженная стала известна и почитаема не только на рабочей окраине, где обитала в маленьком домике, но и в царском дворце.

Со всех концов большого города к Матроне спешили за помощью. Она безропотно принимала и выслушивала каждого: утешала, исцеляла, предупреждала об опасности. Плату никогда и ни с кого не брала, а лишь просила пожертвовать, сколько не жалко, на храм. В годы воинствующего атеизма могила блаженной затерялась, и только в самом конце 1990-х была найдена и восстановлена.

Сегодня то место в Петербурге, где подвизалась родившаяся в одной из оделевских деревень старица, известно всей России. Имеются свидетельства того, что и после своей кончины Матрона-босоножка по-прежнему спасает оказавшихся в жизненных тупиках.

Падение колокольни стало символом перемен

Общаясь с игуменьей Анатолией, я подметил ее благоговейное отношение к людям, которых невоцерковленный мир называет в лучшем случае странными. В книге матушки самые большие главы посвящены истории ее взаимоотношений с блаженной Любушкой Сусанинской. Настоятельница монастыря вспоминает о том, как та не раз уберегала ее от искушений, выводила из тяжких обстоятельств, однажды даже вымолила от страшной беды.

Удивительное дело, но приблизительно в то же самое время, когда в городе на Неве вспомнили о Матроне-босоножке и стали отыскивать ее могилу, на малой родине юродивой начались подвижки с возвращением храма приволжским верующим. Церковь закрыли в 1938 году и превратили в склад для хозяйственных нужд. В конце 1980-х, казалось, даже само Небо возвещало о назревшей необходимости возвращения народу отобранных у него святынь.

Игуменья Анатолия рассказала о неожиданном и без видимых на то причин обрушении колокольни: "Если учесть, что рядом были жилые дома, играли дети, но никто не пострадал, – это был знак свыше. Почему колокольня обрушилась? Господь показал, что надо вернуть храму его настоящее назначение". И церковь распахнула двери для своих прихожан.

Вскоре в Приволжске появилась Воскресно-Никольская православная община, преобразованная в женский монастырь. Монахини, обосновавшись в новом доме, в первую очередь привели в порядок источник, много лет находившийся в поруганном состоянии: расчистили от мусорной свалки священное место, сделали надкладезную, выстроили купальни.

Многие века православные верят в исцеляющую силу местной родниковой воды.

Все эти события, по определению настоятельницы, не что иное, как "обыкновенные чудеса". "Что может быть более чудес, которые мы видели в восьмидесятые годы, когда один за другим стали восстанавливать из развалин, из небытия храмы и монастыри?! – рассуждает игуменья в своей книге. – Это ведь небо с землей переплелось. Все было просто и обыденно, как будто так и надо, и иначе и быть не может".

В православной школе изучают… китайский язык

Но особое "чудо" Свято-Никольской обители, как считает сама настоятельница, – действующая при монастыре средняя школа для девочек, в которой помимо обязательных предметов, конфессиональных дисциплин воспитанницы учатся рукоделию, церковному песнопению и еще изучают китайский язык. Выпускницы этого учебного заведения без труда поступают в престижные вузы.

Матушка Анатолия поведала, что помолиться перед чудотворными иконами Пресвятой Божьей Матери, испить воды из святого источника в монастырь стекаются паломники не только из Ивановской области. Случаются и заграничные гости.

Насельницы совершают утренние и вечерние богослужения, соблюдают правила, полуночницу, читают молитвы, акафист, кладут поклоны – всё, что положено по уставу. Кроме того, в монастыре много подворий: монахини сажают огород, есть у них и свои поля, освоили животноводство – сами себя обслуживают. Словом, возрожденная из советского небытия церковная жизнь продолжается.

 

Рубрику ведет Илья Надеенский

Читайте также
Компания "Газпром газораспределение Иваново" напомнила потребителям правила пользования газом
«У каждого есть шанс начать новую жизнь»
Как не потерять деньги в интернете