Маргарита ЗАБОЛОШИНА: "Меня восхищают смелые, свободные души"

24 июня 2022 09:00

"Время облаков" – так называется хореографическо-драматический этюд о судьбе великой русской балерины Анны Павловой, представленный на сцене Ивановской филармонии. Как подчеркивают создатели спектакля, это не документально точная биография, но размышление о личности в искусстве, о человеческих поисках, сомнениях, радостях… Мы встретились с балетмейстером-постановщиком и исполнительницей главной роли Маргаритой Заболошиной. Разговор шел о том, почему не стоит бояться идти против общепринятых кано

Балет – волшебная возможность…

– Маргарита, расскажите, пожалуйста, о начале вашего творческого пути.

– Я окончила хореографическую школу в Киеве и Челябинский институт культуры и искусства. Не могу сказать, что сразу хотела посвятить себя танцу. Просто так само сложилось. Мне было интересно танцевать. Было интересно учиться в институте и сочинять танцы. А на выпускных экзаменах в институте меня заприметила главный балетмейстер Ивановского музыкального театра Валентина Лисовская и пригласила в Иваново. Так я и оказалась здесь.

Досье. Маргарита Заболошина – балетмейстер и солистка балета Ивановской государственной филармонии. Родилась в 1974 году в Челябинске. Выпускница Челябинского института культуры и искусства. С 1995 года по приглашению главного балетмейстера Ивановского музыкального театра работает в Иванове. Знакома зрителям ролями в таких балетах, как "Двенадцать стульев", "Реквием", "Эсмеральда"... С 2019 года – балетмейстер и солистка балета филармонии. Член СТД России, обладатель государственной стипендии РФ для молодых деятелей культуры, обладатель премии ЦФО в области литературы и искусства и муниципальной премии "Триумф года".

 За 24 года работы в Ивановском музыкальном театре станцевала немало партий, и в какой-то момент появилась возможность ставить самой хореографию в музыкальных спектаклях, а потом и в балетах. Сначала была "Айседора", посвященная судьбе Айседоры Дункан, позднее благодаря стипендии Союза театральных деятелей удалось осуществить постановку спектакля "Время облаков" о другой прекрасной танцовщице – приме-балерине Мариинского театра Анне Павловой.

– Балет для вас – это служение или работа?

– Я бы сказала, ни то ни другое. Служение – это как-то слишком строго и серьезно, а работа – что-то такое бытовое... Я бы выбрала какой-то промежуточный вариант. Допустим, назовем это интересным любимым делом или даже увлекательным времяпрепровождением. Ну и, конечно, балет для меня – это, прежде всего, какие-то поиски и осознание себя, саморазвитие и возможность поделиться тем, что ты "нащупал", со зрителем. А еще это волшебная возможность "расти над самим собой".

– Что привлекает вас в таких личностях, как Айседора Дункан или Анна Павлова?

– Думаю, это какая-то внутренняя неуспокоенность, постоянная попытка выйти за рамки… За рамки не только существующих общественных норм, но и законов танца, театра, жизни. Меня восхищают смелые, свободные души, постоянно ощущающие пульсацию жизни, единение со всем миром, с людьми, с космосом… Именно такие люди могут творить искусство будущего.

– Но, продолжая вашу мысль, после появления авангарда, постмодернизма, за какие еще рамки может выйти художник? Не есть ли это тупик в развитии искусства?

– В том-то и магия, что искусство (да и история человечества) всегда движется вперед лишь благодаря выходу за рамки. Скажу честно, мне самой очень интересно, куда и как будет развиваться искусство дальше. Но всегда будут появляться люди, которые чувствуют по-другому, по-новому – они-то и смогут приподнять нам завесу над искусством будущего.

"Время облаков" – прикосновение к неприкасаемой

– Как возник замысел создания спектакля "Выше облаков" и такая необычная форма постановки?

– Как ни странно, но отчасти замыслом я обязана карантину весной 2020 года. Во время ограничений и разгула пандемии делать было особо нечего, а артисту всегда требуется находиться в процессе поиска. Так совпало, что в тот момент я получила приглашение поучаствовать в фестивале "Я – театр!" и приняла это предложение. А приняв, задумалась: что же я могу сделать в рамках столь необычного для себя формата?

Тут-то и пришел на ум образ великой русской балерины Анны Павловой. Сначала я даже не восприняла эту мысль всерьез – ведь для артиста балета Анна Павлова величина абсолютно неприкасаемая. Но потом решила рискнуть. Скажу честно – было страшновато браться за такой образ. Но постепенно из разряда чего-то недостижимого спектакль о Павловой стал для меня вырисовываться всё отчетливее.

– Насколько помнится, в видеоверсии это был моноспектакль?

– Да, изначально это был моноспектакль, хронометражем на полчаса, снятый на видео. Однако после отмены карантина началось развитие спектакля – так постепенно родилась его нынешняя редакция с ее несколько необычной формой. Название спектакля – отчасти отсылка к расхожему представлению о некой "воздушности" балерин. Мне хотелось создать образ абсолютно оторванного от быта и реальной жизни человека: читая мемуары Павловой, я всегда поражаюсь тому, насколько она была углублена в танец, поглощена искусством, полностью отдавалась творчеству, словно бы ничего на свете не существовало для нее, кроме танца.

Еще один участник спектакля – солист-вокалист филармонии Сергей Захаров – исполнитель роли Дягилева, не просто играет роль. Он привносит в свои сцены свежие нотки, свое видение. Большой профессионал, всегда увлеченный и очень искренний и в жизни, и на сцене. Я бы сказала, что Сергей – актер органического дарования и широкой души.

Самое приятное – это выход на сцену

– Вы и режиссер-балетмейстер, и исполнитель. Какая ипостась вам ближе и как удается их совмещать?

– Совмещать ипостаси очень весело (смеется). Вот, допустим, во время прогона спектакля я и на сцене что-то танцую, и тут же убегаю в зал что-то посмотреть со стороны. Или, во время танца, обращаю внимание на освещение на сцене и тут же начинаю обсуждать с осветителем, что, по моему мнению, хотелось бы еще доделать. Получается своеобразная тренировка на мобильность и на умение концентрироваться. А еще мне очень помогает в работе видеокамера, выступающая моими дополнительными глазами, помогая взглянуть и на себя, и на весь сценический процесс со стороны.

– Есть ли люди, которых вы считаете своими учителями?

– Думаю, что каждый педагог, каждый балетмейстер, каждая интересная личность, с которой доводится встречаться, вообще, наверное, каждый человек, которого ты встречаешь, – это твой учитель в жизни и в профессии. Потому что все они оставляют след в твоей душе, воспоминания… На этом растешь, учишься.

– Что, на ваш взгляд, самое приятное в вашей профессии?

– Наверное, надеть новый костюм и почувствовать себя в новом образе... Порой даже не узнать себя в зеркале (смеется). Ну, это внешняя составляющая, а если пофилософствовать, то, конечно, самое приятное – это выход на сцену. Это какое-то волшебство, магия – пространство и время немного смещаются и происходит трансформация – и с артистом, и со зрителем. В этом, мне кажется, и заключается главная магия театра.

 

Беседовал Константин ШАРОНИН

Читайте также
В Иванове юные инспекторы за три минуты рассказали со сцены о важности ПДД
Валентина Серова: "Машинист не может остановить поезд мгновенно" 
Мобильные комплексы "Стань чемпионом" помогут выявить спортивные таланты ивановских детей