Предсказатель мировых кризисов из вичугской глубинки

23 мая 2022 09:03

В свое время "Ивановская газета" переиздала книгу нашего земляка, всемирно известного русского ученого-экономиста Николая Кондратьева. Как писал в предисловии тогдашний губернатор Владимир Тихонов, "имя его принадлежит России, в глубинках которой всегда рождаются новые Платоны и Ньютоны, новые Ломоносовы и Чижевские, своими открытиями обогащающие мировую науку".

Сбалансировал рынок хлеба в годы нэпа

Основой данной книги явилась изданная в 1915 году работа Кондратьева "Развитие хозяйства Кинешемского земства Костромской губернии. Социально-экономический и финансовый очерк". В ней в полной мере нашел свое выражение научный интеллект молодого ученого в области анализа политико-экономических явлений, статистики и финансов.

Книга получила высокую оценку в научной прессе. Профессор Санкт-Петербургского университета Мигулин писал: "Настоящий труд представляет собой крупную научную ценность: он дает возможность ознакомиться с уездным земским хозяйством Центральной России".

Всесторонний анализ социально=экономической жизни кинешемцев с 1866 по 1913 год свидетельствовал о многих позитивных делах "одного из просвещенных земств" того времени. Кинешемское земство, издав труд молодого ученого, выступило пионером в изучении истории земского хозяйства России.

Интеллект Николая Кондратьева получил развитие и признание в науке и хозяйственной практике в годы нэпа, когда перед российской экономикой остро стоял вопрос, как сбалансировать товарный обмен между городом и деревней. В качестве ответа на этот вызов вышел объемный труд "Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции", в котором дан анализ практики ценообразования на хлеб – ключевой проблемы того времени.

В 1920-е годы проявился интерес ученого к вопросам экономической статики, динамики и конъюнктуры. Это привело к разработке теории "больших циклов" (позднее получивших название "кондратьевские длинные волны"), сделавшей имя русского ученого широко известным в мировой экономической науке и не утратившей актуальности в наши дни.

Ученого с мировым именем исключали из школы

Николай Кондратьев родился в 1892 году в деревне Галуевская Кинешемского уезда, расположенной в шести верстах от Вичуги, в семье небогатых крестьян. Он был старшим из четырех братьев и пяти сестер. Прожить можно было только тяжелым физическим трудом, но трудом осмысленным, близким к природе. Позже сам Кондратьев напишет: "В физическом крестьянском труде действительно есть много здорового и красивого..."

При этом не стоит идеализировать крестьянскую жизнь того времени. "Она была очень трудна и в экономическом, и в бытовом, и в социальном планах. Но нравственное здоровье Николая Кондратьева, видимо, было очень высоким. Привычка к работе, приобретенная с детства, крепкие семейные устои развили в нем самостоятельность и упорство в достижении цели, благородство и верность долгу, любовь к Родине, ради процветания которой он не пожалел своей жизни", – говорил мне Юрий Маслов, в начале нынешнего века возглавлявший администрацию Вичугского района.

Николай начинал свое образование в церковно­приходской школе в Хренове. В 1906 году там же поступил в церковно-учительскую школу. Буквально с головой ушел в политику, вступив в организацию социалистов-революционеров (эсеров), которая нелегально действовала в селе. Вошел в состав Кинешемского уездного комитета партии.

В мае 1907 года совет Хреновской церковно-учительской школы снизил Николаю Кондратьеву оценку по поведению с 5 до 4,5 балла "за чтение недозволенных книг, за самовольные отлучки из школы". Однако это не помогло "выправить дисциплину слушателя". За "подпольную, революционную деятельность" карательные органы уезда дважды его арестовывали. Руководство школы не могло допустить, чтобы Кондратьев и дальше распространял крамолу среди своих однокашников. Его исключили из учебного заведения под благовидным предлогом "расстроенного здоровья" и "сложившихся семейных обстоятельств".

Излагал взгляды на развитие России на… танцевальных вечеринках

В родных местах молодой человек уже не мог где-либо повышать свой образовательный уровень. Он уезжает в город Умань под Киевом, где продолжает учебу в местном сельскохозяйственном училище. Но уже через год меняет провинциальный украинский городок на Москву, занимается на общеобразовательных курсах Александра Черняева.

В 1911 году поступает на экономический факультет Петербургского университета. Как пишут современники Кондратьева, "это событие стало поворотным в судьбе нашего земляка. В дальнейшем вся его деятельность была связана с исследованиями в области экономической науки. В университете он принимал активное участие в работе различных научных кружков и семинаров, его наставниками были известные русские ученые. Постепенно "политика", столь волновавшая его в более юные годы, отходит на второй план, научные интересы становятся главными в его жизни".

Обучаясь в городе на Неве, Кондратьев не терял связей со своей малой родиной. Каждое лето он приезжал в Кинешемский уезд для того, чтобы помочь семье в тяжелом крестьянском труде. Общался с крестьянами округи, разъяснял им суть своих взглядов на положение в сельском хозяйстве и России в целом. Причем делал это в доступной, ненавязчивой форме. Жительница деревни Щетниково Аладова рассказывала, что молодой, веселый, остроумный "ученый" Коля Кондратьев посещал танцевальные вечеринки, которые обычно проходили в одном из крестьянских домов, и на них в непринужденных беседах, среди танцев, вел разговоры с молодежью "про жизнь".

В эти годы студент занимается исследованием Кинешемского края, готовит для обсуждения на собрании Костромского краеведческого общества реферат под названием "Раскол, его дух и современная культура". После защиты дипломной работы Николая Дмитриевича оставили на кафедре экономики и статистики столичного университета для "приготовления к профессорскому званию".

Продолжал работать и в тюремной камере

Вскоре после Февральской революции, в мае 1917 года, Кондратьев избирается от Кинешемского уезда делегатом первого Всероссийского съезда крестьянских депутатов. А в начале октября назначается на должность замминистра продовольствия во Временном правительстве. Взятие власти большевиками Кондратьев воспринял отрицательно. За свои взгляды сидел в "Крестах", но, к счастью, недолго.

Занялся "чистой наукой": составлением индексов оптовых цен, методик анализа динамики спроса и предложения на рынке, вопросами кооперации, кредита, методологии перспективного народно­хозяйственного и сельскохозяйственного планирования. Многие его идеи вошли в золотой фонд как отечественной, так и мировой экономической мысли.

В 1924 году разработал перспективный план Наркомзема, суть которого заключалась в "в пробуждении самодеятельности крестьянина". В этом же году Кондратьеву предоставили командировки в Германию, США и Канаду. Молодой ученый получил статус почетного профессора во многих университетах этих стран, что явилось свидетельством его научного авторитета.

Однако в своей стране достижения нашего земляка поставили под сомнение, а потом и вовсе растоптали. В журнале "Большевик" появляется статья Григория Зиновьева, где Кондратьев представлен как идеолог кулачества. В дальнейшем в печати выдающийся ученый-экономист и его соратники характеризовались не иначе как "контрреволюционная вредительская организация".

Николая Дмитриевича судили на процессе по делу "Трудовой крестьянской партии". Объявили врагом построения социализма в СССР и в 1932 году приговорили к восьми годам лишения свободы. Наказание отбывал в Суздале, в кельях Спасо-Евфимиева монастыря, превращенных в тюремные камеры. Но и там Кондратьев продолжал работать, превозмогая тяжелый недуг и борясь с наступавшей слепотой.

Мать его, Любовь Ивановна, приезжала в Суздаль. Просила сына покаяться, отказаться от своих убеждений. Николай Дмитриевич ответил: "Я ни в чем не виноват. Время рассудит. От своей правды я не уйду". В 1938-м гордость России расстреляли…

В мае 1963 года военная коллегия Верховного суда СССР вынесла определение, в котором говорилось, что "по вновь открывшимся обстоятельствам" приговор в отношении Кондратьева отменялся, а дело прекращалось "за отсутствием состава преступления".

Дальние и близкие родственники Кондратьева собирались на 110-летие со дня рождения ученого на его родине.

В Хренове на здании бывшей церковно-учительской школы, где учился Кондратьев, установлена мемориальная доска в память о нашем замечательном земляке. А в местной школе открыт его музей.

И. АНТОНОВ

Читайте также
В парке "Красная Талка" в Иванове прошел большой городской субботник
Покорители брусьев и бревна
Починить двигатель автомобиля за три часа