Юристы спасают ивановцев от кирпичей в посылках

17 марта 2022 09:03

В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей, который отмечается 15 марта, специалисты рассказали корреспонденту "ИГ", как защитить себя от мошенников и научиться отстаивать свои права в сфере товаров и услуг.

От банковских услуг до туризма

 Ивановское общество защиты прав потребителей существует с июля 2012 года.

Оно консультирует граждан всего региона по вопросам защиты их прав, оказывает помощь в составлении претензий и жалоб, исковых заявлений, проводит экспертизы качества товаров, представляет интересы потребителей в судах... Речь идет практически о всех сферах, включая покупку-продажу жилья, банковские услуги, изготовление мебели, окон и дверей, жилищно-коммунальное хозяйство, туризм и транспорт...

Юрист ивановского общества защиты прав потребителей Константин Сорокин рассказал корреспонденту "Ивановской газеты", что каждый день за помощью к ним обращаются по пять-шесть человек. По его мнению, лучше всего получать консультацию по вопросам защиты своих прав непосредственно в офисе компании: личное общение и изучение документов позволят получить грамотный и емкий ответ специалистов по ситуации.

Константин Сорокин предупреждает: если ивановцам была предоставлена некачественная услуга или был продан товар с изъяном, то вопрос нужно решать незамедлительно, не тянуть время при обращении за помощью.

Когда при возврате брюк оплачивают пересылку

Очень часто жители города обращаются в общество по случаям мошенничества, связанным с интернет-торговлей. "Люди рассказывают, что заказали товар онлайн, а получить его не могут или приходит не то, что нужно. Или еще хуже – получают мусор, кирпичи, всякое бывает", – говорит Константин Сорокин.

По мнению юриста, часто люди сами подвергают себя опасности и обману, ведь нужно заказывать только в проверенных магазинах и у надежных продавцов, у тех, кто давно на рынке и постоянно на слуху. Если уж вы решились обратиться к незнакомому продавцу, нужно хорошо изучить сайт, прочитать отзывы – не только те, что есть на страничке магазина (ведь там, понятно, они все будут положительные), а поискать на просторах интернета. Иначе есть риск, что у покупателя не будет возможности получить товар или вернуть деньги.

Справка. Всемирный день защиты прав потребителей отмечается с 1983 года. По сложившейся традиции, Международная организация потребителей каждый год определяет его тематику, чтобы привлечь внимание общественности к той или иной наиболее актуальной проблеме. В этом году организация предложила сосредоточиться на правах потребителей в сегменте цифровых финансовых услуг.

 Константин привел несколько примеров, как потребители могут отстаивать свои права. Если человек приобрел товар в обычном магазине и он не подошел по форме, фасону, расцветке, размеру или комплектации, то у него по закону есть 14 дней, чтобы обменять товар на аналогичный, а при отсутствии необходимого вернуть деньги.

Если же вещь куплена в онлайн-магазине, то здесь ситуация другая. Товар надлежащего качества, не устраивающий по каким-либо причинам, можно вернуть в течение 7 дней. Правда, пересылку придется оплачивать потребителю. При этом товар должен отвечать определенным требованиям: не быть в использовании, сохранились товарный вид, включая упаковку, и потребительские свойства. То есть к выбору товара через интернет нужно подходить очень обдуманно, чтобы не нести затрат по обратной пересылке вещи продавцу.

А вот при продаже товара ненадлежащего качества продавец обязан вернуть покупателю деньги за товар и возместить расходы по пересылке.

Ивановцы могут заказывать вещи не только в онлайн-магазинах, но и на площадках-агрегаторах, где собираются разные продавцы, например "Яндекс маркет", "Авито" "Алиэкспресс". В таких случаях агрегатор устанавливает свои правила для продавцов и потребителей, в том числе порядок и условия обмена товаров.

"На таких сервисах обычно размещаются данные всех продавцов и всех магазинов, их контакты для общения. На начальном этапе, когда вы хотите обменять или вернуть товар, можно пользоваться связью через интерфейс сайта – сообщить продавцу о проблемах с товаром. Но в любом случае свои требования нужно будет отправить продавцу в письме через Почту России. Здесь либо магазин удовлетворит вашу просьбу, либо придется решать вопрос через суд", – пояснил Константин Сорокин.

Разбив бутылку, не спешите бежать на кассу

С каждым может случиться такая ситуация: когда в магазине по неосторожности покупатель уронил и разбил, например, бутылку с напитком или флакон с духами. Самое главное, по словам специалиста, – не нужно паниковать. Следует разобраться, по чьей вине это произошло.

Для всех магазинов есть регламент, определяющий, какое расстояние должно быть между витринами и товаром на полках. Если оно очень маленькое, проходы узкие, покупатель не может комфортно взять продукты с полки, то здесь виноват магазин – оплачивать поврежденный товар не нужно, уверяет юрист общества. Если продавцы всё равно будут настаивать, то стоит вызвать полицию и с их помощью зафиксировать событие и в том числе узкий проход между витринами, небезопасную установку товара на полках и прочие нарушения.

Если же полки и товар на них находятся на комфортном расстоянии, а баночку, например, уронили дети, то здесь ваша вина – за испорченный продукт придется заплатить.

Опасные блюда в ресторане

Любители посещать кафе или рестораны могут столкнуться с проблемой несоответствия ингредиентов блюда, указанных в меню, фактическому содержанию. А ведь в некоторых случаях это может вызвать аллергию у заказчика.

В такой ситуации, рассказал Константин Сорокин, нужно обязательно фиксировать с помощью фото­ или видеосъемки, что ингредиент, на который проявилась аллергия, не прописан в меню. Важно записать видео с привязкой к конкретному заведению – чтобы было понятно, какое это кафе или ресторан. Заручитесь поддержкой свидетелей, которые бы подтвердили, что вы заказали блюдо с одним содержанием, а принесли его с другим. Обязательно нужно получить чек об оплате.

После того как у человека началась аллергия на ресторанное блюдо, нужно вызвать скорую помощь, чтобы медики зафиксировали этот факт. Выполнения вышеуказанных действий достаточно для возмещения убытков за причинение вреда здоровью и компенсации морального вреда.

Деньги возвращают по телефону

Каждый четверг с 13:00 до 16:00 ивановцы могут получить бесплатные юридические консультации по вопросам защиты прав потребителей по адресу: пр. Шереметевский, 1, кабинет 428. В городском управлении экономического развития и торговли есть круглосуточный телефон доверия: 58-58-77. А свои вопросы о некачественных товарах или услугах горожане могут задавать по электронной почте: econ@ivgoradm.ru.

Полезно знать. Все жители Ивановской области могут обращаться за консультацией к юристам Общества по защите прав потребителей по адресу: Иваново, ул. Варенцовой, 9/18, деловой центр "ОПС" (здание ОблПотребСоюза), оф. 314, этаж 3. Специалисты ждут горожан с понедельника по четверг с 10:00 до 18:00. Жители области также могут задать вопрос в социальной сети в "ВКонтакте". Специалисты оказывают консультации на безвозмездной основе.

 В 2021 году юристы Ивановской администрации за некачественные товары и услуги помогли вернуть жителям 671 000 рублей – это почти в семь раз больше, чем в 2020-­м, сообщили в пресс-службе мэрии на запрос "ИГ".

В прошлом году за бесплатной консультацией по вопросам защиты прав потребителей по телефону обратились 68 ивановцев. "По неполным данным, исходя только из той информации, которую нам в качестве обратной связи дали потребители, по составленным специалистами администрации города досудебным претензиям и исковым заявлениям потребителям было возвращено: в 2020 году – 97 000 рублей, в 2021-м – 671 000", – написала "ИГ" мэрия. – При этом количество обращений потребителей на личном приеме в период наступления пандемии резко снизилось. Большая часть обращающихся за бесплатной юридической помощью по телефону – люди среднего и пожилого возраста. В силу ограничений на территории Ивановской области, связанных с неблагоприятной эпидемической обстановкой, получить консультацию на личном приеме стало довольно проблематично. Да и покупательная способность за последние два года несколько снизилась".

По информации мэрии, в большинстве обращений потребители жалуются на некачественные товары. Так, в 2020 году такие претензии составляли 85% от всей доли, на качество услуг – 8%. В прошлом году доля жалоб на качество товаров снизилась – до 64% и возросла доля претензий на услуги до 16%.

Ирина БИРЮКОВА

Читайте также
В парке "Красная Талка" в Иванове прошел большой городской субботник
Покорители брусьев и бревна
Починить двигатель автомобиля за три часа