Он был замом генерального конструктора

26 февраля 2022 09:01

О нашем земляке Евгении Шабарове писали в книгах, ему отдавали свои страницы научные и популярные периодические издания. Такое внимание к Евгению Васильевичу объясняется тем, что он был одним из признанных специалистов в сфере ракетно-космической техники, работал бок о бок с главным конструктором первых советских ракет Сергеем Павловичем Королёвым.

Начало учебы в вузе совпало с войной

Евгений Васильевич Шабаров родился в 1922 году в селе Горинское ныне Сусанинского района Костромской области. Когда Костромская область в 1929 году вошла в состав Ивановской промышленной области, отца Евгения "как нужного специалиста" перевели в Иваново, куда он и переехал с семьей.

В 1938 году Евгений вступил в комсомол, в 1940-м окончил Ивановскую среднюю школу № 36. По состоянию здоровья юноша был освобожден от воинской службы. В 1941 году он поступил в Ивановский энергетический институт. В то время вуз только что перевели под начало Наркомата электростанций и электропромышленности. Электротехнический факультет, где учился Евгений, стал готовить инженеров не по одной, а сразу по двум широким специальностям: "Центральные электрические станции, сети и системы" и "Электрооборудование промышленных предприятий".

С началом Великой Отечественной войны все общежития и более половины учебного корпуса института были отданы под госпитали. Занятия проходили в две смены, студенты жили на частных квартирах и даже в аудиториях. Многие студенты ушли на фронт (по призыву и добровольцами), другие досрочно получили дипломы и были распределены по военным заводам и научно-исследовательским институтам.

В начале войны призвали в армию 17 преподавателей. Однако в 1943 году их число увеличилось до 90 человек.

Производственную практику студенты, среди которых был и Евгений Шабаров, проходили в сокращенные сроки (до двух месяцев) на местных предприятиях и в соседних областях. В трудных условиях военного времени и преподаватели, и студенты наряду с учебной работой вели научные исследования, оказывали большую помощь промышленности и сельскому хозяйству. Они участвовали в сооружении оборонительных укреплений, бомбоубежищ, водоемов, в ремонте дорог, очищали аэродром, разгружали железнодорожные составы… Во время каникул работали на торфопредприятиях, лесозаготовках, строительстве и восстановлении электростанций, на уборке урожая в колхозах.

Все эти годы в энергоинституте не останавливалась общественная и культурно-массовая работа, в которой активное участие принимал Евгений Шабаров. И в 1945 году, еще в бытность студентом, его приняли в партию. По тем временам это был редкий случай.

Работа в "космическом" НИИ

В 1946 году Шабаров окончил институт по специальности "Электрооборудование промышленных предприятий". Его направили в недавно созданный на территории подмосковного артиллерийского завода (станция Подлипки) Научно-исследовательский институт № 88, который относился к существовавшему тогда Министерству вооружения СССР. НИИ­88 стало первой в стране организацией по созданию серийной ракетной техники. Сейчас это Центральный научно-исследовательский институт машиностроения (ЦНИИмаш, Московская область, город Королёв).

Директором НИИ был видный организатор артиллерийского производства Лев Гонор, главным инженером – Юрий Победоносцев, начальником отдела № 3 по разработке отечественного аналога трофейной немецкой ФАУ-2 – Сергей Королёв.

Научно-исследовательский институт имел в своем составе специальное конструкторское бюро, группу научно-исследовательских и проектных отделов и опытный завод. Отделы СКБ занимались разработкой баллистических и зенитных ракет и двигателей к ним. Круг исследований научных и проектных отделов был обширен. Здесь решали сложнейшие проблемы аэро- и газодинамики, топлива и материаловедения, прочности и систем управления.

В НИИ-88 Евгений Шабаров начинал с должности инженера, затем стал старшим инженером. В 1949 году его назначили начальником группы, в 1951-м – начальником сектора, в 1954-м – заместителем начальника отдела.

Для секретности "Р" меняли на "Н"

Через два года наш земляк становится помощником главного конструктора ОКБ-1 по оборонной технике, затем заместителем главного конструктора. В этом же году защитил диссертацию на звание кандидата технических наук. Занимался разработкой ракетно-космической техники.

Послужной список

 

Как один из ведущих специалистов и технических руководителей работ в области наземных и летных испытаний ракетно-космической техники Евгений Шабаров участвовал в подготовке и проведении испытаний первых межконтинентальных баллистических и геофизических ракет, ракет-носителей. Он руководил летными испытаниями всех типов космических аппаратов, в том числе космических кораблей "Восток", "Восход", "Союз", орбитальных станций" Салют" и "Мир", а также многоразовой транспортной космической системы "Энергия-Буран".

 С 1984 по 1992 год – заместитель руководителя комплекса НПО "Энергия". С 1992 года – научный консультант НПО "Энергия": до 1995 года – в отделе № 247, а с 1995 по 1998 год – в отделе № 243.

 "За заслуги в деле создания и запуска первого в мире искусственного спутника Земли" был награжден орденом Ленина, а "За активное участие в проектировании и запуске первого космического корабля с человеком на борту" ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. "За создание многоместных кораблей "Восход-1" и "Восход-2" и проведение их полетов с выходом человека в космическое пространство из корабля "Восход-2" был удостоен Ленинской премии.

 Будучи на пенсии, Евгений Васильевич написал книгу воспоминаний о подготовке космических кораблей к первому пилотируемому полету, которая была издана в Москве в 1991 году.

 Жил в Москве. Скончался 14 марта 2003 года. Похоронен на Хованском (Западном) кладбище столицы.

 Иногда, в силу особой секретности, в документах он проходил под именем Шабанов Е. В. Являясь ближайшим сподвижником и заместителем Сергея Королёва, одновременно он был заместителем главного конструктора Василия Мишина, заместителем генерального конструктора Валентина Глушко.

По свидетельствам коллег, Евгений Васильевич обладал фантастической работоспособностью и несгибаемой волей, ему было присуще такое важное качество, как непременно доводить до конца начатое дело. И не случайно, когда на ракетном полигоне среди испытателей были вскрыты случаи употребления алкоголя, Королёв тут же усилил руководство, назначив Евгения Шабарова помощником Главного конструктора по испытаниям. После этого, несмотря на возникшие среди ведущих испытателей разногласия, все они "стали работать с полным взаимопониманием".

На этой ракете в космос поднялся первый человек.

Один из ракетостроителей приводит еще один пример уважительного отношения Королёва к Шабарову: "При работе с атомщиками предстояло разработать технологию совместных испытаний двух "изделий в целом" после их стыковки и весь многоступенчатый технологический план работ на стартовой позиции. Эту работу Королёв поручил молодому заместителю Воскресенского Евгению Шабарову. Почему не самому Воскресенскому? Здесь в который раз я убедился в умении Королёва выбирать людей для соответствующей задачи… Кроме существа дела, требовалась и его четкая, последовательная формализация. Шабарову Королёв поручил контакт с базой атомщиков и наблюдение за подготовкой у них всей головной части…"

Штрих. Развернутые упоминания о Евгении Шабарове можно найти в книгах "С. П. Королёв. Отец" (автор Н. Королёва), "Ракеты и люди" (Б. Черток), "Королёв: факты и мифы" (Я. Голованов), "Люди долга и чести" (А. Шмелёв), "Берег Вселенной" (под редакцией А. Болтенко), "России прерванный полёт" (Ю. Иванченко), "Испытание ракетно-космической техники – дело моей жизни" (А. Осташев), в десятках газетных и журнальных репортажей и очерков.

 

И. АНТОНОВ

Читайте также
В Ивановской области студенческие семьи смогут получить маткапитал 1 млн рублей 
Медики в малых городах Ивановской области начали получать новые президентские выплаты
На трёх ж/д переездах в Фурманове на двое суток закроют движение автотранспорта