Помолиться приезжали Екатерина II и Жуковский

7 января 2022 09:15

Сегодня наш паломнический путь лежит в Тейковский район: в Золотниковскую Успенскую пустынь, где чуть в стороне от оживленной трассы, ведущей в столицу, возрождается один из старейших монастырей Шуйской епархии Русской православной церкви. Его становлению поспособствовал царь Михаил Фёдорович, а одним из первых именитых гостей был Дмитрий Пожарский.

Царевна вышила для монастыря хоругвь

К вратам святой обители мы подъехали на склоне дня. Над монастырским подворьем раскинулось темное вечернее небо, холодным сиянием звезд освещающее храмовые купола, что устремились своими маковками в недосягаемую человеческому взору высь. Монастырский мир встречал своих гостей звенящей от мороза тишиной, удивлял глаз суровой красотой зимнего пейзажа.

Вышедший навстречу настоятель монастыря игумен Лазарь (Елистратов) сразу же угадал душевное состояние прибывших к нему мирян. Священник предложил познакомиться с житиями духовных отцов обители, которые еще в своем земном пребывании нашли дороги, ведущие к познанию высокого смысла жизни. Например, основатель монастыря Иоанн Головцын.

Игумен Лазарь поведал предание о том, как в первые десятилетия XVII века, добровольно покинув суетный мир, Иоанн стал искать место для назначенного самому себе безмолвия. Именно на этой земле, в глуши березового леса, старцу воочию явилась чудотворная икона Казанской Божией матери. Жаждущий отшельничества человек понял, что силы небесные повелевают ему построить в этом месте дом Богородицы, собрать сюда братию, чтобы денно и нощно воздавать неустанные молитвы.

Игумен Лазарь хранит историю святого места.

Сначала боголюбец соорудил келью, где и поселился. Затем вместе с подоспевшими помощниками потихоньку стал возводить деревянную Успенскую церковь, вокруг которой постепенно разрастался мужской монастырь. Иоанн Головцын был избран его первым игуменом.

Чуть позже Новой пустыни Березовскому борку Успения Пресвятой Богоматери (так в те дальние времена называлась эта обитель) царь Михаил Фёдорович пожаловал близлежащие земли. В благодарность за щедрый подарок братия устроила предел Святого Иоанна Белгородского, ибо в день его памяти в монаршей семье родился царевич Иван. Мать младенца Евдокия Лукьяновна собственноручно вышила хоругвь с изображением евангельских сцен Успения Богородицы и отправила с нарочными в монастырь. С тех пор новопустыньское иночество находилось под царским покровительством.

Монастырская жизнь 1640-1660­х годов была ознаменована исторически значительными и духовно важными событиями, а именно: посещением подворья героем народного ополчения Дмитрием Пожарским с сыновьями. Именитые гости пожертвовали в пустынь "по своих по родителях по рогожке соли с году на год беспрерывно".

Чуть позже на месте обветшавшей деревянной церкви возводится каменный собор "о трех верхах", где воздуховоды, проведенные в стенах и в полу, обогревали храм даже в зимнюю непогоду.

Поссорился с Петром I из-за древнегреческих статуй

Во время беседы нынешний настоятель Золотниковского подворья целенаправленно обращается к житию святителя Митрофана Воронежского. В православном мире его почитают защитником веры и наставником на путь праведный. Его собственное обретение истины началось более трех веков назад, когда он пришел в Новопустынь и был пострижен в монахи с именем Митрофан.

Поселившись на подворье, инок дал обет не покидать своего духовного пристанища и быть погребенным, когда придет время, на этой земле. Но Всевышним ему был назначен высший жребий духовного водительства. Вскоре Митрофана возвели в игуменский чин, назначили настоятелем сначала Яхромского, затем Унженского монастырей. Далее он стал епископом Воронежской епархии. Будучи архимандритом, отче носил одеяния из грубого полотна и все свои доходы употреблял на храмовые нужды, на помощь неимущим. Он поддерживал корабельно-строительные начинания Петра I, хотя его взаимоотношения с государем начинались с конфликтной ситуации, казалось бы, неразрешимой из-за вспыльчивого характера молодого венценосца.

В обстоятельствах этого столкновения проявились высокие личностные качества епископа, готового даже ценой жизни отстаивать священные постулаты православия. А всё началось с приезда Петра в Воронеж и приглашения архипастыря в царскую резиденцию. Добравшись до дворца пешим ходом, Митрофан увидел скульптуры древнегреческих богов, на западный манер украшающие государев дом. Возмутившись, отче решительно заявил о том, что не переступит царева порога до тех пор, пока не уберут изваяния идолов. Самодержец не потерпел дерзости священника и приказал передать строптивцу, что за ослушание предаст его смертной казни.

В ответ на угрозы епископ вернулся в храм и начал богослужение, возвестив об этом звоном колоколов. Услышав благовест, Пётр отошел сердцем и распорядился вывезти из дворца статуи раздора. Царь, по достоинству оценив прямоту духа и смелость Митрофания, стал почитать его своим наставником и духовником.

Перед кончиной святитель принял великую схиму (клятву соблюдать особые аскетические правила поведения), а после его преставления были замечены многие чудесные исцеления, происходящие по обращенным к нему молитвам.

Всю свою жизнь Митрофан Воронежский не забывал места, где принял иночество, всегда скорбел о том, что вынужден был покинуть Золотниковскую пустынь, хотя и не по собственной воле, а по послушанию. Местное монашество почитает угодника Божиего как духовного водителя. Для сегодняшнего настоятеля игумена Лазаря житие Митрофана Воронежского – это мудрая книга, из которой он черпает руководящие правила к познанию богооткровенных истин, где находит правильные ответы на сложные вопросы земного бытия, приумножает собственную духовность.

В пустыни в честь святого выстроили новую деревянную церковь. Батюшка поясняет, что православными верующими Митрофан Воронежский воспринимается как Николай Чудотворец, поэтому и в храме иконы сиих Божиих угодников всегда находятся рядом.

Один из корпусов от разрушения спасла школа

Я посетил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы, в котором, по рассказам отца Лазаря, в разное время бывали высокопоставленные особы и всегда оставляли щедрое вспоможение. Монастырские стены видели царицу Прасковью Фёдоровну и царевну Софью, императриц Анну Иоанновну и Екатерину II.

С последней связана красивая легенда о переименовании пустыни. Наши предки-земляки сложили историю о том, как самодержица уронила золотое колечко в протекавшую недалеко от храма речушку, за что нарекла ее Золотничкой. С тех пор и монастырь стали называть Золотниковским.

Летописи свидетельствуют и о кратком пребывании в монастыре будущего государя Александра II, которого в этой поездке сопровождал известный русский поэт Василий Жуковский.

Успенская церковь поражает внутренним изяществом. Отец Лазарь рассказал, что в 1930-е годы Золотниковскую пустынь до основания разрушили пришедшие к власти атеисты. От Казанского храма, например, остались руины, сегодня молчаливо напоминающие о трагедии, пережитой русским православием в России красных советов.

Партийное руководство все строения монастырского подворья передало под хозяйственные нужды в одночасье образованным колхозам. С Успенского собора снесли главы, разобрали деревянные перекрытия и кровлю. Несказанно повезло настоятельскому корпусу, в котором обустроили начальную школу. Это и спасло монашеское общежитие от полного разрушения.

В годы хрущевской оттепели были взорваны уцелевшие храмовые стены. На священном месте образовалась самая настоящая пустынь. Только в конце 1990-х годов под руководством игумена Иллариона стали восстанавливать заброшенную обитель. Возвели деревянную церковь, отремонтировали братский корпус, вновь начались постоянные богослужения.

Необычный образ прозревшей Матроны

Новый настоятель игумен Лазарь возглавил работы по оживлению убитого большевиками Успенского храма. Благодаря финансовой поддержке саратовского мецената Игоря Лапшева на старом фундаменте возвели новое здание, утеплили полы. Церковные стены вновь засияли святыми образами, один из которых интересен необычным иконописным решением. Традиционно всеми почитаемая Матронушка пишется с закрытыми слепотой глазами. В Успенской церкви святую впервые можно увидеть зрячей. Игумен пояснил, что в ином мире, где отсутствует телесное, у взятых Господом на небеса не может быть никаких увечий, поэтому Матрону Московскую правильнее писать с открытым взором. Вот такое рукотворное чудо, содеянное палехскими мастерами, есть в Золотниковской пустыни.

Также отец Лазарь показал усыпальницу Шереметевых, где обрели вечный покой четверо из представителей этого графского рода: Сергей Алексеевич, Михаил Сергеевич, Фёдор Михайлович и Алексей Сергеевич – признанные благодетели Золотниковской духовной обители. Последний из них обеспечил строительство трехъярусной шатровой колокольни и обнес монастырское подворье каменной оградой с двумя башнями. После смерти любимой жены граф Алексей Сергеевич принял монашеский постриг.

Нынешний настоятель вместе с возрождением обители скрупулезно и долготерпеливо восстанавливает память о "строителях, благоукрасителях, жертвователях святаго храма сия…". По убеждению золотниковского игумена, это нужно, чтобы не прослыть на миру Иванами, не помнящими родства.

Рубрику ведет Илья НАДЕЕНСКИЙ

Читайте также
В Ивановской области изменится цена билетов на пригородные поезда
Стоимость проезда в троллейбусах в Иванове вырастет на два рубля
Курировать здравоохранение в Ивановской области будет новый зампред правительства