Темные удручающие стены колоний ушли в прошлое

22 декабря 2021 12:32

Весной областное управление исполнения наказаний возглавил Василий Мелюк. Первое интервью СМИ он дал "ИГ", в котором рассказал, какие изменения произошли в службе за последние годы, почему в колониях актуальны кадровые проблемы, какие профессии осваивают осужденные и получает ли сам начальник моральное удовлетворение от своей работы

Начальник лично беседует с сотрудником, подавшим рапорт на увольнение

– Василий Олегович, поделитесь своими впечатлениями о системе исполнения наказаний в Ивановской области.

– Они положительные. Коллектив сотрудников управления федеральной службы региона работоспособный, успешно решает стоящие перед ним задачи. 

– Какие вопросы требуют первоочередного решения?

– Сегодня общая проблема для ФСИН – некомплект рядового состава. И это неудивительно: служба у нас тяжелая и ответственная, требующая от сотрудника соответствующих морально-психологических качеств, связана с определенными ограничениями. Кадровые подразделения ведут планомерную агитационную работу с военкоматами и образовательными организациями области по подбору кандидатов на службу, выезжают в центры занятости, размещают информацию в СМИ, проводят работу с родственниками и знакомыми.

Чтобы поднять денежное довольствие рядового состава, максимально используем возможность начисления положенных законом надбавок, присвоения званий.

– Василий Олегович, известно, что вы лично находите время заниматься кадровыми вопросами?

Да, и я, и мои заместители беседуем с сотрудниками, подавшими рапорта на увольнение, выясняем причины такого решения, разговариваем, разубеждаем… Разумеется, речь идет о добросовестных сотрудниках, к служебной деятельности которых нет замечаний… Случается, что человек принимает решение, что называется, на эмоциях или его потенциал можно использовать на другой должности с учетом личностных особенностей и имеющейся квалификации…

Справка. Василий Мелюк родился 5 февраля 1974 года в селе Среднебелая Амурской области. Окончил Красноярский технический университет. Службу в уголовно-исполнительной системе начал в 1998­м в должности инспектора-дежурного отдела безопасности колонии. Занимал различные должности в учреждениях УИС в Красноярском крае. С 2010 года являлся заместителем начальника и начальником исправительной колонии в Бурятии. В 2016­м назначен заместителем, а позже первым заместителем начальника УФСИН по Владимирской области. С 31 марта полковник внутренней службы Василий Мелюк – начальник УФСИН по Ивановской области.

 Считаю это важной и эффективной формой работы. Есть положительные примеры, когда после разговора с руководством сотрудники отзывали свои рапорта и оставались. Ни для кого не секрет, что личный состав в уголовно-исполнительной системе подвержен ежедневным стрессам, поэтому внимание руководителя к проблемам конкретного сотрудника дает свои результаты…

За решеткой можно получить высшее образование

– Ваше мнение: как изменилась система исполнения наказаний за последние десятилетия?

– Система стала открытой. Еще десять лет назад условия, в которых отбывали наказание осужденные, не были известны широкому кругу лиц, что порождало слухи и домыслы. Сегодня ситуация изменилась. В России наряду с ведомственным и прокурорским осуществляется общественный контроль за местами принудительного содержания. В каждом регионе работают общественные наблюдательные комиссии (ОНК), у осужденных и их родственников есть возможность беспрепятственно обращаться в правозащитные организации. 

В нашей области практикуется проведение совместных с ОНК и аппаратом уполномоченного по правам человека прямых линий с населением, приемов граждан по личным вопросам, а также посещение исправительных учреждений.

– Как осуществляется взаимодействие с наблюдателями?

– Долго занимаясь одним делом, любой человек, в том числе и наш сотрудник, может потерять чутье, остроту восприятия действительности, утрачивает дальновидность в своих действиях. Общественные наблюдатели зачастую помогают рассмотреть то, на что у нас, как говорится, замылился глаз. Они дают рекомендации, которые мы выполняем, поскольку задача общая – вернуть в общество, в котором мы все живем, правопослушных граждан. Нам очень в этом помогает региональный уполномоченный по правам человека Светлана Шмелёва. Не могу не отметить, что с ее аппаратом у нашей службы налажено конструктивное взаимодействие.

– То есть информация о деятельности учреждений, исполняющих наказания, стала доступной для обычных граждан?

– Совершенно верно. Обычным делом стало посещение исправительных учреждений представителями СМИ: проводятся пресс-туры, общественные деятели и журналисты приглашаются на мероприятия воспитательного характера, которые проводятся для осужденных. Сегодня наши учреждения не только исполняют наказания, но и готовят к жизни после освобождения: осужденные получают образование (в том числе высшее), профессии, созданы условия для развития их творческих способностей.

– Если сравнить бытовые условия отбывания наказаний десятилетней давности и сегодняшнего дня, что бы вы отметили?

– Численность спецконтингента в местах лишения свободы значительно снизилась. Исправительные учреждения не заполнены, как это было в девяностые, в двухтысячные. Тогда случалось, что не хватало даже спальных мест. В настоящее время кардинальным образом изменились бытовые условия, питание, оказание медицинской помощи. Даже чисто визуально бытовые и жилые помещения отрядов сейчас – просторные и светлые. Вы не найдете темных удручающих стен… Качественно изменился личный состав уголовно-исполнительной системы. На службу приходят кадровые офицеры – выпускники ведомственных вузов ФСИН России, люди, которые осознанно выбрали для себя службу в УИС.

Производство консервов планируют расширить

– Каковы планы на будущее?

– Первоочередная задача – дальнейшее укрепление законности и правопорядка при исполнении наказаний в исправительных учреждениях области.

Следующее важное направление – формирование кадрового потенциала. Правило советских времен "кадры решают всё" актуально по сей день. У нас работают уникальные люди. Случайных сотрудников в системе исполнения наказаний не бывает. Во-первых, не все проходят первоначальный отбор, а во-вторых, многие просто понимают, что работа не для них. Остаются только те, для кого это – призвание. Что касается выгорания, эту проблему контролируют отделы по работе с личным составом и психологическая служба. Первый проводит воспитательные и творческие мероприятия. Психологи работают с внутренним состоянием сотрудников, используя различные программы и методики. Кроме того, сотрудники получают санаторно-курортное лечение.

Следующая важная задача, которая стоит перед нашим коллективом, – развитие производственной деятельности. Ее возможности достаточно обширны. С целью привлечения потенциальных партнеров мы принимаем участие в различных выставках, проводим встречи с представителями бизнес-сообщества, в том числе и на базе исправительных учреждений.

Планируем внедрение новых видов производства. Например, на базе колонии № 3 в конце прошлого года открыли участок по изготовлению консервированных овощей. Планируем расширять данный вид деятельности. Это позволит обеспечить осужденных дополнительными рабочими местами, а значит, и возможностью досрочного погашения исковых обязательств, направим дополнительное финансирование на укрепление материальной базы.

– Любое новое производство требует специальных навыков. Как подбираются специалисты?

– В колониях развита сеть училищ, где осужденные получают профессию. Если есть желание, можно научиться всему. В этом году нет ни одного осужденного, который бы ушел из наших учреждений без образования. Они все получают профессию, востребованную в той или иной отрасли, начиная от работников швейного производства и заканчивая поварами и специалистами по уходу за животными.

– Применяют ли они свои знания на свободе?

– Всё зависит от конкретного человека. Но если осужденный решил после освобождения изменить свою жизнь, все условия в исправительных учреждениях для этого созданы. Наши подопечные востребованы на рынке труда. Основная часть бывших осужденных умеет работать, и практически без брака, каждый знает, что такое дисциплина. В рамках работы Школы подготовки к освобождению к нам приезжают представители коммерческих структур, проводят встречи с осужденными, приглашают трудоустроиться. Это определенная гарантия того, что будет работа, а значит, и всё остальное.

– Есть ли у вас чувство морального удовлетворения от вашей деятельности?

– Работа сотрудника УИС, а тем более руководителя, – это колоссальная ответственность перед обществом, перед сотрудниками, перед осужденными и их родственниками. А еще – это ежедневная работа над собой… Мы постоянно рядом с непростым контингентом. С людьми, которые, видимо, что-то недополучили в обществе: воспитания, внимания, каких-то материальных благ… Но у каждого, кто попал в места лишения свободы, должен быть шанс. Шанс на возвращение к жизни по законам, к обретению нравственных ценностей, которые передаются из поколения в поколение. И если мы сможем поставить человека на путь исправления, благодаря положительным переменам в учреждениях, появится и удовлетворение от работы.

 

Беседовала Анна ПАРЫШЕВА

Читайте также
Аэропорт "Иваново" вновь начнет принимать самолеты 18 апреля
За право создать памятник многодетной семье в Шуе поборются пять скульпторов
В Ивановской области пройдет капремонт шести мостов