Не забудут ли ивановцы дорогу в музей?

23 ноября 2021 11:58

К печальным обстоятельствам коронавирусных ограничений вместе со всеми приспосабливаются и учреждения культуры, в частности музеи. В 2020 году их совсем закрывали для посетителей, а сейчас они обязаны пропускать гостей с проверкой кодов. Проданных билетов стало меньше – где-то на треть, а где-то и в десять раз.

 Хочешь прекрасного? Иди в интернет!

После продолжительного локдауна (с марта по июнь 2020-го) любители истории и искусства вернулись в музеи в режиме индивидуального посещения, долгое время без экскурсионного обслуживания и при соблюдении социальной дистанции. Учреждения ввели дезинфекцию помещений, предварительную запись, исключили прием туристско-экскурсионных групп и проведение массовых мероприятий. До сих пор масочно-перчаточный режим обязателен как для посетителей, так и для сотрудников.

К прежним мерам недавно добавились еще и QR-коды: с 29 октября пойти в музей могут только ивановцы, прошедшие курс вакцинации, имеющие справку о наличии антител или свежий отрицательный тест на коронавирус. Все без исключения посетители должны иметь при себе удостоверение личности.

Конечно, даже в период локдауна деятельность музеев не останавливалась. Научные сотрудники работают с фондами, развивают проекты в соцсетях, проводят научные исследования. Директор департамента культуры Наталья Трофимова отметила по итогам 2020 года, что учреждения культуры Ивановской области смогли выстроить новый формат работы и музеи оперативно освоили онлайн-режим, благодаря чему число виртуальных посещений увеличилось на 61,7%.

Справка. В Ивановской области работают 8 государственных и 12 муниципальных музеев. 11 имеют краеведческий профиль деятельности, 5 – художественный, 3 – смешанный, 1 – мемориальный. Плесский музей-заповедник указом президента занесен в реестр особо ценных культурных объектов федерального значения. В 2019 году музеи региона посетили 398,2 тыс. человек, в 2020-­м – 184,4 тыс. За 9 месяцев 2021 года – 316,6 тыс. человек (львиная доля приходится на август, когда всплеск посещаемости был связан с турпотоком в Плёсе и Палехе.

 В том числе в онлайне реализовали ряд крупных межмузейных проектов, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В этом году прошло большое количество интересных проектов: выставки в рамках фестиваля современного искусства "Фабрика авангарда", проект "Plein Air… Взгляд с натуры", арт-проект "Лен", выставка костюмов к фильму-сказке Олега Погодина "Конек-Горбунок"...

"Все запланированные выставочные проекты в 2020 и 2021 годах реализованы в полном объеме. Однако из-за пандемийных ограничений приходилось переносить сроки открытия и корректировать продолжительность ряда экспозиций. Вернисажи при открытии выставок обычно заменялись онлайн-презентациями. Музеи региона работают на таких площадках, как "ВКонтакте", "Одноклассники", Facebook, Instagram, активно проводят живые трансляции мероприятий, знакомят потенциальных посетителей с новыми выставками", – сообщил департамент культуры.

Нагрузка на экскурсоводов значительно возросла

Интернет интернетом, но ведь музейная среда не может существовать без главной составляющей – посетителей, которые приходят, чтобы увидеть культурные сокровища собственными глазами. В этом смысл существования музея как такового. И учреждения делают всё от них зависящее, чтобы не терять живого, а не виртуального гостя.

На место организованных групп в музеи пришли семейные посетители.

В департаменте культуры признают, что новые ограничительные меры (запрет на массовые мероприятия, численность экскурсионной группы не более 10 человек, введение QR-кодов) создают определенные сложности и требуют от музеев дополнительных ресурсов. Например, чтобы провести экскурсию с одним классом или с одной группой туристов требуются одновременно три-четыре экскурсовода, хотя раньше справлялся один.

"Ограничительные меры повлияли на посещаемость. Приостановлена работа со значительным числом туристических фирм, отменены многие запланированные поездки и заказанные экскурсии, в том числе школьников. Уменьшилось число и индивидуальных посещений музея, в частности, стало меньше гостей пожилого возраста. В связи с запретом приходить без родителей (сопровождающих) лицами до 18 лет музеи временно лишились и этой категории посетителей", – пишет депкульт.

Возникают и проблемы этического порядка: у одного человека QR-код есть, а у другого нет – из солидарности с близкими люди разворачиваются на пороге в музей и уходят.

Желающих посмотреть на мыло сократилось в 10 раз

В этой ситуации у государственных музеев все-таки есть преимущество в виде бюджетных денег – по миру они не пойдут. Сложнее всего сейчас частным коллекциям, не все из них переживут затянувшийся кризис. Ведь посетители для них – единственный источник дохода. 

Директор частного Музея мыла в Шуе Татьяна Кульвановская рассказала "Ивановской газете", что поток гостей у нее сейчас упал почти в десять раз (!) по сравнению с допандемийными временами – доходы кардинально снизились. Ее надежды связаны с разработкой новых форматов работы, которые позволят продержаться до нормализации ситуации.

"Наши посетители сейчас – "штучный товар", я бы сказала, это люди, которые готовы, несмотря ни на что, знакомиться с уникальными объектами в родной России. Их теперь очень немного, например, за последние выходные у нас были от одного до четырех человек в день. В основном приходят индивидуальные посетители, пары, – рассказала Татьяна Кульвановская. – На введение QR-кодов посетители реагируют негативно, не все относятся к этому с пониманием. Знаете, какие обидные ситуации бывают? Приходит пара: у нее есть код, а у него нет ни теста, ни кода. И при том, что мы сейчас и так с хлеба на воду перебиваемся, я вынуждена отказывать в посещении, потому что завтра придет Роспотребнадзор и наложит штраф. А из чего его платить? Сейчас музей выживает за счет моего энтузиазма. Мы выиграли еще один президентский грант, разрабатываем аудиопутеводитель по Шуе, и компания "Инвольта" готовит нам приложение. Будем проводить квесты по историческим зданиям Шуи…".

Ставка на аудиогиды

Туристическая Мекка Ивановской области – уютный Плёс. Минувшим летом здесь было много посетителей, значительная часть которых привлекается культурным, живописным флером городка на Волге. И это спасло местные музеи.

Плесский музей-заповедник ощутил в полной мере все сложности приема гостей в обстановке ковида, но не спасовал перед трудностями, а открыл, по словам директора Аллы Чаяновой, новые возможности. Учреждению пришлось разрабатывать новые форматы работы: аудиогиды с использованием различных звуковых эффектов, мастер-классы для детей и взрослых, активно включать онлайн-работу.

"Сразу после локдауна в 2020 году лист ожиданий в музее (предварительная запись) составлял почти месяц! В 2021­м люди целенаправленно ехали к нам и уже планировали свой поход в музей, – рассказала Алла Чаянова. – Это заставило нас сформировать новый подход к предоставлению услуг: ввести сеансовые посещения, экскурсионные билеты, существенно увеличить количество аудиогидов в постоянных экспозициях и ввести их на временных выставках. Пять лет назад мы работали в основном с организованными группами (с круизных теплоходов и туристических автобусов), а сейчас во главу угла ставим индивидуального, семейного посетителя. Для нас стало своеобразным открытием, что такой туризм приносит хорошую финансовую отдачу. Это когда человек приходит в музей не в составе организованной группы, строго ограниченной по времени и с заданным набором экскурсий, а целенаправленно, зная, куда и зачем идет".

Бурылинский музей не добрался только до "Тик-Тока"

Один из лучших в России коллекционных музеев, Ивановский музей Бурылина, по словам директора Сергея Конорева, по-прежнему делает интересные выставочные проекты. Но, к сожалению, новые выставки в связи с обстоятельствами не вызывают сейчас резонанса, которого они достойны. Хотя, например, проект "Русско-японская война в собрании музея" вошел в число победителей конкурса фонда "История Отечества" по поддержке выставочной и экспозиционной деятельности.

"В рамках этого проекта мы впервые представили коллекцию печатной графики периода русско-японской войны 1904-1905 годов, фотографии, литографии, негативы. К сожалению, публика его мало заметила, хотя некоторые люди специально приезжали даже из Москвы. Интересным был проект по костюмам из фильма "Конек-Горбунок" в рамках кинофестиваля "Зеркало". Сейчас у нас продолжает работу любопытная выставка к 150=летию Иванова", – рассказал Конорев.

Бурылинский музей также отмечает снижение потока посетителей – почти на треть. Поэтому развивает культурные и образовательные проекты онлайн, добиваясь значительного роста числа подписчиков.

"Сейчас к нам ходят в основном поодиночке, вдвоем. Мы планируем, что по итогам года у нас будет порядка 40 тысяч посетителей, а по госзаданию должно быть 53 тысячи. Хотя до пандемии каждый год гостей у нас раньше было больше, чем по госзаданию, – принимали по 55-56 тысяч человек. Мы существенно расширили свое присутствие в соцсетях. Нас нет, по­моему, только в "Тик-Токе". Очень много мероприятий проводится онлайн: и экскурсии, и специализированные лекции, снимаем ролики и выкладываем их на "Ютуб". Число подписчиков у нас увеличилось значительно, больше чем в два раза. Конечно, мы с надеждой смотрим в будущее, ждем момента, когда сможем снова нормально работать", – заключил Сергей Конорев.

…Почти все мои собеседники отметили, что за время пандемии музеи смогли завоевать благодаря выходу в онлайн новое пространство и новых поклонников. Но эти успехи могут навести и на парадоксальные выводы: не возникнет ли у властей соблазна закрыть музеи для реальных посещений? Опять же экспонаты целее будут. Однако, как уже отмечалось, только перешагнув порог музея, можно полностью окунуться в его атмосферу. Остается надеяться на скорейшее снятие всех ограничений.

 

Ирина БЕРЕГОВА

Читайте также
Компания "Газпром газораспределение Иваново" напомнила потребителям правила пользования газом
«У каждого есть шанс начать новую жизнь»
Как не потерять деньги в интернете