Почему школьники превращаются в безбилетников?

27 октября 2021 10:29

С нового учебного года дети льготных категорий в Ивановской области стали ездить в общественном транспорте с новой транспортной картой. Но привыкание к измененным условиям оплаты проезда пока дается непросто – как маленьким пассажирам, так и перевозчикам

У безлимитной карты лимита быть не может

К 1 сентября уже все перевозчики перешли на терминалы, выданные новым транспортным оператором – "РИЦ" ("Региональный информационный центр"), сменившим компанию "ИБТ" ("Информационные банковские технологии"). Однако проблемы остаются.

В соцсетях есть жалобы родителей на сбои в работе карт школьников в Кинешме и Иванове. Водители с кондукторами не всегда соглашаются везти ребенка с "неработающей" картой бесплатно, и были случаи, когда они заставляли маленького пассажира покинуть салон автобуса.

Между тем. С 1 мая введены новые штрафы согласно статье 11.33, ч. 2. КоАПП: "Принудительная высадка из автобуса, трамвая или троллейбуса несовершеннолетнего, не достигшего 16 лет, не подтвердившего оплату проезда, если его проезд подлежит оплате, либо право на бесплатный или льготный проезд и следующего без сопровождения совершеннолетнего лица, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 5000 рублей; на должностных лиц – от 20 000 до 30 000".

 Жительница Кинешмы в одном из сообществ в социальной сети "ВКонтакте" "Во всю Ивановскую" пожаловалась на высадку ее дочери из транспорта: терминал кондуктора при использовании карты школьника показывал сообщение "исчерпан лимит поездок". "Перевозчики лишают детей бесплатного проезда, высаживая их из автобуса по причине якобы превышенного лимита, – написала родительница. – Уважаемые, у многодетных нет никакого лимита, поэтому превысить ничего невозможно".

В доказательство своих слов кинешемка прикрепила к сообщению видео, на котором кондуктор обвиняет ребенка в неработающей карте и констатирует, что автобус дальше не поедет без оплаты пассажиром проезда. К обвинению подростка присоединились другие пассажиры автобуса, не пожелавшие терять время из-за безбилетницы. Девочка покинула салон и благополучно расплатилась картой в следующем автобусе. Мама подростка обратилась в прокуратуру.

Дети вынуждены идти пешком

Стоит напомнить, что в начале года депутаты Госдумы запретили водителям общественного транспорта высаживать детей до 16 лет при неоплате проезда, если они передвигаются без сопровождения взрослого.

"В прокуратуру Кинешмы действительно поступило обращение местной жительницы, – подтвердила старший помощник прокурора Ивановской области по взаимодействию со СМИ Екатерина Сидорова. – По результатам проверки установлено, что в нарушении Устава автомобильного транспорта кондуктор автобуса, следующего по маршруту № 1, высадила ребенка, не достигшего 16 лет, следующего без взрослых. Девочка предъявила льготную транспортную карту, но кондуктор посчитала, что она не подтвердила право на бесплатный проезд, так как на терминале отразилось "Превышен лимит поездок. В адрес перевозчика внесено представление об устранении нарушения закона. В отношении должностного лица (кондуктора) возбуждено дело об административном правонарушении". 

"Моего внука тоже высадили, сказали, что превышен лимит, – пишет Ольга Коченкова из Кинешмы. – Пришлось довольно большое расстояние идти пешком. Я была в шоке. На следующий день взяла проездной и попросила пробить – всё нормально". Кинешемка уточнила, что речь шла о маршруте № 13.

"В Кинешме работают четыре перевозчика, – сообщил пресс-секретарь городской администрации Виктор Крылов. – По всем сообщениям о высадке детей они и отдел транспорта и связи проводят проверки. По последнему случаю, озвученному в социальных сетях в октябре, факт высадки несовершеннолетних из автобуса не подтвердился. Мальчик сам вышел из салона, его никто не выгонял. Таких случаев быть не должно и не происходит. Перевозчики провели дополнительную разъяснительную работу с экипажами автобусов".

Ивановцы тоже выкладывают в социальных сетях фотографии с номерами автобусов, персонал которых высадил детей со школьными картами. Такие случаи зафиксированы даже на муниципальных троллейбусах. В троллейбусном депо диспетчер подтвердил корреспонденту "ИГ" только одну ситуацию.

"Мы со всеми сотрудниками проводили беседы о недопустимости высадки детей из транспорта, – рассказала центральный диспетчер "ИПТ" ("Ивановский пассажирский транспорт"). – Но никто не застрахован от человеческого фактора. Водители и кондукторы – тоже люди".

Проблема решается нажатием одной кнопки?

По словам председателя Альянса ивановских перевозчиков Марины Синякиной, на конец сентября все предприниматели перешли на работу с новыми терминалами "РИЦ". "Перевозчики констатируют, что приборы время от времени дают сбои, – пояснила Синякина. – Иногда проблема решается перезагрузкой аппарата, но это не всегда помогает. Мы считаем это техническим сбоем в работе оборудования и сообщаем о каждом случае в "РИЦ".

Гендиректор "РИЦ" Виктор Павлюк в свою очередь говорит, что не все водители привыкли к работе новых терминалов и до конца не освоили их функционал. "Единичные сигналы, когда терминал сообщает об исчерпании лимита поездок, действительно имеют место, – подтвердил гендиректор "РИЦ" Виктор Павлюк. – Но они не носят массовый характер. Никакого сбоя работы терминала нет. У детей-сирот и детей из многодетных семей отсутствует какой-либо лимит поездок. Поэтому подобное сообщение – не повод отказывать им в поездке. Всем перевозчикам мы передали инструкции о работе с терминалами".

Лимит поездок в терминалах на один рейс установлен во избежание передачи карты другому человеку и попытки использовать ее за один рейс несколькими пассажирами, пояснил заместитель гендиректора "РИЦ" Владимир Емельянов. "При поездке из пункта А в пункт Б на одном и том же транспортном средстве карту можно пробить только один раз, – объяснил Владимир Емельянов. – Существует вероятность, что льготник может за день дважды проехать в одной маршрутке, особенно там, где автобусов на рейсе не так много. Поэтому на каждой конечной остановке водитель должен нажать кнопку "развернуться" на терминале и подтвердить смену рейса".

По словам Емельянова, действие занимает 3-4 секунды. Он уточнил, что водитель может это сделать непосредственно на маршруте, если школьная карта выдаст превышение лимита поездок на рейсе.

Деньги за неполученную льготу можно вернуть

Оператор "горячей линии" "РИЦ" (8-800-222-24-08) назвал и другие причины "несчитывания" карты. Платеж может не пройти, если пластик слишком быстро убрать с терминала. Поэтому рекомендовано держать карту на аппарате несколько секунд. Сам терминал во время бездействия может уйти "в спящий режим" – экран активируется нажатием любой кнопки. При зависании терминала надо его перезагрузить.

Специалист "РИЦ" пояснил, что терминал может не принимать к оплате проезда не только льготные транспортные карты, но и простую банковскую, занесенную в стоплист. Это значит, что с карты ранее по какой-то причине не списалась сумма за проезд (например, не хватило денег или по техническим причинам не прошла банковская операция). Пока владелец не погасит задолженность (сделать это можно в личном кабинете пассажира на сайте www.rrtp.ru), он не сможет пользоваться банковской картой для оплаты проезда. При этом остальные операции по банковской карте проводить можно: оплачивать покупки, совершать денежные переводы...

"В том случае, если гражданин не смог воспользоваться своим правом льготного проезда и оплатил проезд наличными, он может вернуть деньги, – рассказал Владимир Емельянов. – Для этого нужно оперативно позвонить по телефону горячей линии "РИЦ", назвать номер карты и скорректировать ошибочные начисления. Наиболее верный способ: отправить претензию с данными по электронной почте: info@ric­ivanovo.ru, info@ric­orel.ru".

Важно знать. Телефон горячей линии "РИЦ" по транспортным картам: 8-800-222-24-08 (звонки со всех телефонов бесплатны).

Яна РОДИНА

Читайте также
Аэропорт "Иваново" вновь начнет принимать самолеты 18 апреля
За право создать памятник многодетной семье в Шуе поборются пять скульпторов
В Ивановской области пройдет капремонт шести мостов