"Дома возводились лишь для того, чтобы заманить дольщиков"

29 сентября 2021 10:45

Словосочетание "обманутые дольщики" стало почти юридическим термином из-за большого количества резонансных уголовных дел в последнее время. Недавно в суд отправились материалы по строительным компаниям "Верамарк" и "Этажи", от деятельности которых пострадали сотни человек, оставшихся и без квартир, и без денег.

 Ранее огромные убытки понесли клиенты фирмы "Пума", директор которой сейчас находится в колонии… Все эти уголовные дела вел сегодняшний собеседник "ИГ", следователь областного СУ Роман Куракин.

Только на проведение экспертиз ушло около года

– Роман Викторович, в чем специфика и сложность дел, связанных с долевым строительством? 

– Они расследовались по статье 159-й, мошенничество в особо крупном размере. Вообще это поле деятельности полиции, мы этим делом занимались потому, что в ряде случаев потерпевшими были несовершеннолетние. Сначала расследовали махинации "Пумы" с гендиректором Бобковым, сейчас передали в суд дело по "Верамарку" и "Этажам" в отношении директора Сокова.

Справка. Роман Куракин – полковник юстиции, следователь второго отдела по расследованию особо важных дел областного Следственного управления СКР. Выпускник юридического факультета ИвГУ. В органах следствия – с 2003 года. Начинал в прокуратуре Родниковского района, после основания СКР занимал должность замруководителя следственного отдела по Вичуге. Во втором отделе СУ работает четвертый год, специализируясь на экономических делах коррупционной направленности.

 Дела в производстве действительно сложные, длительные. Это обусловлено, во-первых, большим количеством потерпевших. Если по Бобкову их было сто с небольшим, то по "Верамарку" и "Этажам" – около четырехсот. Многие проживали далеко за пределами Ивановской области: Мурманск, Краснодар, Красноярский край… Ездить по разным регионам для допросов у меня возможности не было, приходилось направлять поручения. Да и в Ивановской области установить потерпевших тоже непросто.

– Чем еще отличались эти уголовные дела?

– Они потребовали длительных и объемных экспертных исследований. По "Верамарку" и "Этажам" проведено шесть бухгалтерских, восемь строительно-технических экспертиз, которые заняли около года. Нужно было найти всю документацию за период с 2013 по 2017 год, все первичные документы.

В тему. На встрече с обманутыми дольщиками в январе губернатор Станислав Воскресенский объявил, что людям поможет специально созданный федеральным правительством Фонд поддержки граждан. Ивановский фонд защиты дольщиков подписал соглашение с федеральным о выделении 536,3 млн рублей на завершение строительства объектов "Верамарка" и "Пумы". В начале сентября стало известно, что местные дольщики смогут получить выплаты по четырем недостроям компании "Этажи".

 – Дилетантский вопрос: зачем нужны эти экспертизы, на что они направлены?

– Главная цель строительно-технической экспертизы – установить степень готовности объекта, сколько нужно средств или стройматериалов, чтобы его достроить. Сколько вложено денежных средств в строительство.

Бухгалтерская экспертиза исследует финансовые документы организации. Эксперты делают вывод о количестве поступающих денежных средств, о суммах и направлениях расходования, о возможных фактах их сокрытия. В нашем случае бухгалтерская экспертиза позволяет детально определить, куда и каким образом использовались деньги, которые поступали от дольщиков.

– Но есть и так называемая теневая бухгалтерия. С ней приходилось сталкиваться?

– В чистом виде в больших организациях такого, скорее всего, нет. Какая-то тетрадка с черной бухгалтерией? Не тот масштаб… По делу "Верамарка" мы установили, что уже в процессе проверки сотрудниками полиции по заявлениям дольщиков бухгалтеры с Соковым пытались исправить документацию, чтобы придать своей деятельности более-менее законный вид. Но до конца это у них не получилось.

Вместо строительства кутили по дорогим ресторанам

– Как удалось установить наличие у фигурантов преступного умысла? Ведь бывают объективные обстоятельства: рост цен, погодные условия…

– Чтобы сделать такой вывод, надо проанализировать все материалы уголовного дела, а оно составляет 114 томов. Показания свидетелей, результаты бухгалтерской экспертизы ясно дают понять, что эти фирмы были созданы целенаправленно – для получения денег дольщиков и последующего их хищения. Что дома возводились лишь для того, чтобы привлечь, заманить дольщиков. Они создавали видимость строительной деятельности. А деньги дольщиков в строительство не вкладывались и шли, например, на расчеты с контрагентами. Было сделано всё, чтобы минимизировать расходы на строительство.

В итоге, когда деньги уже были собраны практически полностью, они испарились, а основные компаньоны, Зинкевич и Минович, сейчас находятся в международном розыске.

– Какова степень их участия в этом деле и какую роль играл Соков? 

– Мы смогли установить, что действительно у них была совместная договоренность: каждый выполнял определенную роль. Кто-то занимался организаторскими вопросами, кто-то рекламой… Соков, мы считаем, решал финансовые вопросы. Он имеет хорошее экономическое образование, человек очень грамотный и опытный в бухгалтерском учете.

Следствие полагает, что Минович скрылся еще до возбуждения уголовного дела, когда сотрудники УМВД по заявлениям дольщиков устроили проверки, изъяли документацию, а Зинкевич исчез немного позже, его даже успели допросить как свидетеля. По Зинкевичу и Миновичу, соучредителям, дело выделено в отдельное производство. 

– На какие счета они переводили деньги?

– Следствие получило достаточные данные, что они использовались не на строительные цели. Поступающие от дольщиков средства регулярно в определенных суммах переводили на счета другой организации. Впоследствии деньги снимались. Они могли использоваться и на личные цели (допустим, самих соучредителей и того же Сокова), этими деньгами покрывали расходы по предыдущему бизнесу Зинкевича и Миновича. Миллионы тратились просто на веселую жизнь: транспортные средства, престижные рестораны, дорогое жилье… Так что "кубышек" с этими деньгами может и не быть.

– Какие меры удалось принять вашему ведомству, чтобы в какой-то мере компенсировать потерпевшим убытки?

– Мы проверили имущественное положение всех фигурантов и их родственников, выявили недвижимость, которая у них находится, и наложили на нее аресты. На ряд счетов "Верамарка", "Этажей" и организаций, которые имели отношение к этому преступлению, также наложен арест. На сами объекты незавершенного строительства... Стоимость арестованного имущества составила порядка 300 млн рублей. Конечно, этого не хватит, чтобы полностью компенсировать ущерб дольщикам, но стоит отметить, что органы власти организуют работу по выделению средств для достройки этих домов.

Обманывать оказалось прибыльнее, чем выполнять договор

– Что бы вы посоветовали людям, которые хотят обзавестись жильем через фирму-застройщика?

– Хотя законодательство изменилось, и теперь проблем с долевым строительством будет меньше, на мой взгляд, все компании, занимающиеся в данной сфере, в той или иной степени лукавят. Говорят, что собирают деньги и на них строят, однако, так или иначе, они строят один дом за счет другого. Одни дольщики получат жилье, а те, на ком эта "пирамида" остановилась, могут остаться ни с чем...

В любом случае, как ни банально звучит: надо смотреть в интернете информацию о застройщике, отзывы об этих фирмах, узнавать, какие дома построены… Хотя и это не панацея. Сейчас у нас в производстве дело по фирме, которая длительное время была на строительном рынке, и о ней были положительные отзывы. Но люди, которые пришли в эту организацию, остались и без денег, и без квартир.

– Что это за фирма?

– Пока говорить не буду. Скажу только, что дела, связанные с долевым строительством, продолжаются. Если мы установим, что деньги были потрачены нецелевым образом, будем решать вопрос об уголовной ответственности директора и ответственного лица...

В случае с "Верамарком" и "Этажами", кстати, обе фирмы – вновь созданные. Ничего до этого они не построили. Лица, которые их учредили, никакого отношения к строительству вообще не имели. Работы велись без общих сметных документов: еще один аргумент в пользу того, что никто не собирался дом доделывать.

– А "Пума" успела что-то построить до уголовного дела?

– Дома у них были – неплохие, качественные. А потом Бобков, видимо, решил, что обманывать дольщиков гораздо эффективней и прибыльней, чем выполнять договорные обязательства.

Я хотел бы отметить еще один момент. Успешное раскрытие дел, о которых мы говорили, – это симбиоз усилий не только органов следствия, но и других ведомств. Если бы не помощь оперативных сотрудников полиции, опросить такое количество потерпевших за сравнительно небольшое время, установить их местонахождение было бы невозможно. Плюс грамотная и эффективная работа экспертных организаций того же УМВД. Они не просто выполняли назначенные им экспертизы, но и помогали формулировать вопросы для них, чтобы было понятно не только специалисту, но и людям, не имеющим специальных познаний.

История вопроса. Строительный комплекс "Этажи" входил в "Верхневолжский строительный холдинг", который с 2004 года работал в Ивановской и Ярославской областях. В 2018-­м компания должна была сдать четыре дома в микрорайоне Авдотьино. Также входившая в состав холдинга компания "Верамарк" не достроила в Иванове дом на Лежневской. В мае 2020 года Фрунзенский районный суд приговорил к восьми годам колонии директора компании-застройщика "Пума" Алексея Бобкова (недавно областной суд рассмотрел его апелляцию и снизил срок наказания на один год). По версии суда, в период с 2013 по 2017 год Бобков продавал квартиры и помещения в доме № 8 по улице Красных Зорь и № 5 по Володиной. Часть средств дольщиков, как считает следствие, похитил.

 

Беседовал Андрей ГЛАДУНЮК

Читайте также
Мобильные комплексы "Стань чемпионом" помогут выявить спортивные таланты ивановских детей
Ремонт дорог в Ивановской области идет рекордными темпами
Меры поддержки многодетных семей в Ивановской области закрепят законодательно