Гавриловопосадского коневода благодарил Мао Цзэдун

9 сентября 2021 07:57

В 1946 году в советской печати был опубликован Указ Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями тружеников сельского хозяйства, сумевших вывести новую, владимирскую породу лошадей-тяжеловозов. Среди удостоенных ордена Ленина значился Алексей Иванович Дыбин, селекционер Гаврилово-Посадского госплемрассадника, замечательный мастер племенного коневодства. Жизнь этого скромного человека может быть примером бескорыстного служения Родине

 Начало владимирским тяжеловозам положил "шотландский" жеребец

Вскоре после того как Алексея Дыбина избрали председателем только что организованного в деревне Козлово колхоза "Новая жизнь", его постигло глубокое огорчение. Дело в том, что местные мужики не захотели обобществить хороших лошадей, продали их на базарах, а в колхоз привели для сдачи или калек, или никудышных кляч.

Дыбин пришел в ужас: разве на таких конях доброе дело сделаешь, их и показать-то людям стыдно. А ведь Гаврилов Посад издавна славится хорошими лошадьми.

Председатель спешно созвал правление, которое пришло к выводу, что да, действительно, кони в колхозе плохие, их надо продать и взамен приобрести лучших.

Дыбин так и поступил: направился в Гаврилов Посад на рынок. Там он услышал о том, что в не столь отдаленных суздальских, ярославских и владимирских местах на племенных конюшнях появились сильные лошади какой-то новой шотландской породы, которую советские люди решили усовершенствовать, приспособить к своим условиям. Алексей загорелся мыслью приобрести именно таких лошадей.

Штрих. На одной из выставок многочисленные зрители были очевидцами такой картины. Диктор объявил: "Испытывается жеребец Легион, воспитанник колхоза "Новая жизнь".
Красавца Легиона впрягли не в простую сельскую телегу, а в объемистый автоприцеп и наложили в него ни много ни мало более полутысячи пудов груза. Легион без особого напряжения тронул его с места и легко пошел по кругу. Несколько дюжих мужчин на ходу бросали в повозку тяжеленные мешки с песком до тех пор, пока кто-то не крикнул: "Хватит! Рессоры больше не выдерживают. Кузовом прижимает колеса!"
И хотя жеребец тянул повозку еще сравнительно легко, испытания пришлось прекратить. Комиссия подсчитала количество мешков и объявила, что на возу было почти 18 тонн груза. Прибор, на котором определяли тяговое усилие, показал 635 килограмм. Это означало, что Легион мог увезти 21 тонну груза.

 И он купил сначала одного чистопородного жеребца, съездив за ним в Суздаль, потом второго, третьего. В конце концов у председателя возникла идея создать в колхозе свою племенную коневодческую ферму. Члены правления поддержали его и поручили комплектовать поголовье.

На Починковском конном заводе ему продали 17 лошадей клейдесдальской породы. Увидев их, помощник Дыбина, тоже страстный любитель коней, Иван Андрианович Гаврилов заявил: "Лошади, конечно, красивые, но сырые".

"Да, материал сырой, – согласился Дыбин. – Кожа сильно толстая, мышцы рыхлые, щеки сильно обросшие. Будем улучшать породу…"

Для воспроизводства брали самых сильных лошадей

Иной раз ночи напролет просиживал Алексей Дыбин над специальной литературой, постигал секреты и премудрости селекции. Постепенно знания его углублялись. Нередко, пригласив к себе конюхов Илью Лаптева, Марию Жиделёву, Захара Чистякова и Никиту Куренкова, председатель рассказывал им о прочитанном, выслушивал замечания и советы. Однажды Дыбин попросил Гаврилова: "Завтра отправьте на пахоту всех племенных жеребцов. Дайте им полную нагрузку. А вечером покажите мне".

Гаврилов выполнил поручение добросовестно. Вечером доложил, что на одних конях вспахано по полгектара, на других чуть ли не вдвое больше. Последними-то председатель и заинтересовался. И хотя кони испытали значительную нагрузку, выглядели бодро, свежо.

"От этих и получим потомство, – сказал Дыбин. – Остальных с племенной конюшни удалим".

Колхозный опытник малосильных лошадей безжалостно выбраковывал, а крепких, мускулистых и работоспособных оставлял для воспроизводства.

Его можно было видеть в колхозах Суздальского, Александровского и других районов, где велась большая научная работа по улучшению породности коней. Он неутомимо отыскивал лучших кобылиц, интересовался их родословной и, если они приходились по душе, приводил в родное Козлово, скрещивал с отобранными экземплярами, наблюдал за молодняком.

А жеребята доставляли немало хлопот. Бывало так, что матери оказывались маломолочными и молодняк приходилось подкармливать. Когда жеребенок достигал полуторалетнего возраста, его начинали усиленно тренировать: отрабатывать шаг, выносливость и другие качества, необходимые тяжеловозной лошади. Сначала молодой конь преодолевал расстояние в два километра, потом в десять. Для развития мускулатуры в телегу укладывали 18 пудов груза и совершали довольно продолжительные поездки.

Новую породу создали на научной основе

Наблюдения Алексея Ивановича и данные, одновременно полученные новаторами в других местах, использовались в деятельности Гаврилово-Посадской госконюшни и созданного в эти годы Государственного племенного рассадника, развивались дальше и обобщались учеными в широком масштабе.

Напряженная племенная работа не прекращалась ни на день даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Путем тщательного отбора, правильного, научно-обоснованного и практикой доказанного кормления, воспитания и закрепления в потомстве только нужных качеств была в конце концов получена совершенно новая, замечательная порода, впоследствии получившая название "владимирский тяжеловоз". Так из недостаточно приспособленной к условиям России шотландской лошади были выведены советские кони-богатыри. И подлинным энтузиастом, одним из пионеров этого дела стал гавриловопосадский умелец Алексей Иванович Дыбин.

Тяжеловозы – гордость Гаврилово-Посадского конного завода.

Он несколько лет подряд был участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. За успехи, достигнутые в животноводстве, награжден малой золотой, большой серебряной медалями, часами и радиоприемником.

Многие питомцы этого селекционера украшают десятки конюшен колхозов и совхозов. Некоторые из них были отправлены в далекий Китай. Тогдашний лидер этой страны Мао Цзэдун выразил сердечную благодарность ивановским коневодам и в первую очередь – Алексею Дыбину.

В тему. Конный завод сегодня.

Павел РАЗУВАЕВ

Порода знаменитых владимирских тяжеловозов, выведению которой посвятил многие годы Алексей Дыбин, сохраняется в сельхозпредприятии "Родина" недалеко от райцентра.

Исторический комплекс конного завода, построенный в XVIII веке, передан под туристический центр. Он обрушивался от ветхости и требовал капремонта и реконструкции, знаменитые тяжеловозы находились в ужасных условиях. И в мае 2013 года у него появился новый хозяин – компания РИАТ. Всё поголовье – 90 лошадей – было выведено в село Ирмес, в новый животноводческий комплекс компании, в отдельный двор, где оно сохраняется и поныне. Сегодня здесь более 100 тяжеловозов. Ведется работа по улучшению породы, питомцы завода участвуют во всероссийских выставках "Золотая осень" в Москве.

Сам комплекс старого завода РИАТ продал суздальскому предпринимателю Игорю Кехтеру, так как компании не удалось получить федеральные средства на создание здесь туристического комплекса. Эту идею с 2019 года реализует новый инвестор, который провел обновление корпусов и создал музейно-дегустационный центр "Дворцовый завод". Первая очередь включила в себя пять залов площадью 1200 квадратных метров: это музей напитков, экспозиции "Родина владимирских тяжеловозов", "Гусары", дегустационный бар. Вторая очередь предполагает гостиницу, конюшню для показа тяжеловозов и ресторан. 

 

И. АНТОНОВ, А. КРУГЛОВ

Читайте также
Ивановский музтеатр представил новое прочтение музыкальной комедии "Гейша"
За три часа поезд-музей "Сила в правде" осмотрели около 15 тысяч ивановцев 
Жители Иванова смогут доехать до кладбищ в майские праздники на прямых автобусах