Война с клумбами и резиновыми зверями

21 июля 2021 09:49

В Ивановской области власти запретили использовать старые автомобильные покрышки у своих домов в качестве клумб, ограждений, элементов на детских площадках. Их признали опасными для жизни людей и экологии. В итоге началась борьба со всевозможными кораблями из колес, лебедями, сказочными героями. И все-таки у покрышек может быть вторая жизнь, если сдать их в нужное место.

Шины приравняли к серной кислоте и мышьяку

В департаменте природных ресурсов и экологии запрет на использование старых шин в виде декора около домов обосновали тем, что они относятся к четвертому классу опасных отходов, так же как серная кислота, барий, все нитриты, мышьяк... Когда автомобильные покрышки нагреваются, в том числе на солнце, или же горят, они выделяют в разы больше вредных веществ, в их числе сероводород и формальдегиды.

Старые покрышки нельзя выбрасывать на помойку, их нужно утилизировать.

"Нахождение на земле отработанных шин создает угрозу окружающей природной среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения", – ответили в департаменте на запрос "ИГ".

В ведомстве объяснили, что за нарушение (использование старых шин) предусмотрен штраф. Для физических лиц – от одной до двух тысяч рублей. Это относится к людям, которые живут в частных домах или же украшают шинами придомовые участки на даче. Для юридических лиц штраф за покрышки составит до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на 90 суток. Под данное наказание попадают уже управляющие компании.

Металлические заборчики УК не по карману

По информации департамента природных ресурсов и экологии, в многоквартирных домах утилизировать покрышки должны управляющие компании. Причем просто так выкинуть их в мусорный контейнер или закопать в поле нельзя. В ведомстве выделяют две фирмы, которые могут взять старые покрышки на переработку – это Ивановский завод по переработке РТИ на улице Станкостроителей и "Стройспецмонтаж" на Жиделева.

Заместитель гендиректора Ивановской управляющей компании "Комфортный дом" Наталья Колосова считает, что покрышки, которые жители используют в качестве клумб и другого декора, малоопасны для людей и окружающей среды. "У нас во дворах стоит большое количество автомобилей с теми же шинами, и они выделяют такие же вредные вещества, а плюс к этому еще и бензиновые выхлопы. Но закон есть закон, будем его выполнять", – подчеркивает руководитель.

Улитки, лисы, зайцы: автомобильные шины стали арт-объектами во дворах города.

На такое противоречие обращают внимание и ивановцы. В редакцию "ИГ" пришло обращение Ирины Кузнецовой с улицы Мархлевского: "Как быть с автомобилистами, которые ставят свои машины во дворах? Ведь вредное воздействие на человека и воздух оказывают не только вкопанные шины, но и колеса". Читательницу волнует судьба вкопанных около ее окон покрышек, куда жители сажают цветы...

По мнению Натальи Колосовой, если бы за утилизацию старых покрышек предусматривался какой-то "пряник" (например, денежное вознаграждение), то люди свои шины сами везли на пункт утилизации. И у граждан не было бы мысли делать из старых шин клумбы и арт-объекты.

Заместитель гендиректора считает, что жители благоустраивают территорию у домов из автошин во многом вынужденно. Потому что на те тарифы, которые установлены для услуг УК, сделать что-то достойное во дворах очень сложно. 

Многие к утилизации шин с клумб относятся отрицательно, потому что они старались, сажали цветы, а теперь всё это нужно уничтожить. "Например, идет рабочий с бензокосой. Он же не разбирается, что там посажено у домов, он просто косит, делает свою работу. А шина служит в этом случае преградой, ориентиром, – приводит пример Наталья Колосова. – Сейчас мы будем убирать и утилизировать все имеющиеся во дворах покрышки, вместо них нужно придумать что-то другое, например, ограждение из камней. Около одного из наших домов мы такое делали, но стоит это дорого. А еще нужно придумать, как разместить, – это дизайнерское решение, как закрепить камни, например, на цемент".

Жители обеспокоены судьбой цветов, для которых колеса служили ограждением.

По словам собеседницы, если заменить шины на металл и оградить им палисадники, то выйдет это тоже очень дорого – 1300 рублей за погонный метр, так как цены на металл с начала года выросли в несколько раз.

Наталья Колосова уточнила "ИГ", что ликвидировать старые покрышки управляющая компания должна за свой счет, а точнее, за счет жителей: "У нас есть договора на утилизацию ртутных ламп, туда же мы включим счет за ликвидацию шин".

Покрышки разлагаются сотни лет

Руководитель областного отделения Всероссийского общества охраны природы Светлана Семушкина, с одной стороны, считает, что творческие инициативы жителей, готовых украсить свой двор, нужно поддерживать и поощрять. "Но в ходе своей общественной деятельности могу отметить, что даже взрослые люди не всегда могут разобраться в вопросах экологии и влиянии деятельности человека на природу и окружающую среду", – рассказала она корреспонденту "ИГ".

Автомобильные покрышки – это резиновые изделия, в состав которых входят такие вещества, как технический углерод, металлы, текстиль, оксиды цинка, сера и присадки. По данным Национального стандарта, сами шины и материалы, из которых они изготовлены, в обычных условиях угрозы для здоровья человека не представляют. Однако при сжигании на открытом воздухе выделяются бензопирен, сажа, диоксины, фураны, мышьяк, хром... Размещение шин и арт-объектов из них под открытым небом и прямыми солнечными лучами, уверяет Светлана Семушкина, негативно сказывается на состоянии флоры и фауны.

Процесс разложения отработанной покрышки проходит крайне медленно, что приводит к их накоплению на земельных участках в течение сотен лет.

Как бывшие колеса спасают детей от травм

Ивановское отделение Всероссийского общества охраны природы в 2020 году организовывало экскурсию на завод переработки резинотехнических изделий. Участникам подробно рассказали, как в Иванове организован сбор и переработка данного вида вторсырья.

Сначала из отработанных покрышек достают бортовые кольца, разрезают их пополам. Потом по транспортировочной ленте резиновый мусор доставляют в дробилку, там идет отделение металла и текстиля. Затем вибростол делит крошку на мелкие и крупные фракции. На выходе завод получает металл, текстиль и резиновую крошку. Из последней можно изготовить резиновую плитку, которую используют для травмобезопасных покрытий на детских и спортивных площадках.

"Самое главное, что хотелось бы отметить, – это ответственность каждого из нас перед природой. Мы не должны выбрасывать отслужившие срок покрышки в лесу или оставлять их на приусадебных участках. В бесплатном приложении "РСО.Навигатор" есть информация обо всех пунктах сбора и переработки вышедших из строя автомобильных шин. Законодательно прописана ответственность водителей и других собственников покрышек – суммы штрафов для физических лиц начинаются от 1000 рублей", – рассказала Светлана Семушкина.

Между тем. "РСО.Навигатор" – приложение, с помощью которого пользователи узнают, на каких площадках есть контейнеры для раздельного сбора мусора, куда можно сдать отходы 1-­го и 2-­го классов: ртутьсодержащие приборы, аккумуляторы, термометры, трансформаторы... Каждый пользователь может воспользоваться обратной связью: пожаловаться, если контейнерная площадка загрязнена, сообщить, если жители многоквартирного дома хотят организовать у себя раздельный сбор. В этом приложении содержится информация о контейнерах как в крупных городах области, так и в более мелких населенных пунктах – Ново-Талицах Ивановского района, Лежневе, Пучеже, Савине…

 

Ирина БИРЮКОВА

Читайте также
В Иванове юные инспекторы за три минуты рассказали со сцены о важности ПДД
Валентина Серова: "Машинист не может остановить поезд мгновенно" 
Мобильные комплексы "Стань чемпионом" помогут выявить спортивные таланты ивановских детей