Раскалившаяся металлическая дверь закрыла выход
В тот день казалось, что смена не будет "горячей": до вечера пожаров не было. И уже в 18:15 на пульт диспетчера пожарной части, где Сергей работает последние шесть лет, пришло сообщение об огне в общежитии на улице Октябрьской, 64 в Кохме.
"Уже когда мы приближались, я увидел черный дым – плохой знак, значит, горело открытым пламенем", – вспоминает Сергей. Он понял, что медлить нельзя. Его коллеги из специализированной пожарно-спасательной части на Любимова областного центра руководили тушением пожара, они же эвакуировали жителей из подъезда.
Сергей, не раздумывая, надел дыхательный аппарат и поднялся по пожарной лестнице на третий этаж. "В комнате я обнаружил двух мужчин: один лежал на полу без сознания, второй, тоже изрядно нахватавшись дыма, тяжело дышал. Я стал искать пути эвакуации, но быстро понял, что их нет: металлическая дверь жутко раскалилась от огня с той стороны и открывать ее было опасно", – говорит пожарный.
Выход один – спускаться из окна по лестнице. Сергей Альбертович надел на одного из мужчин запасную дыхательную маску, а свою дал второму пострадавшему, чтобы тот восстановил дыхание. Воздух в баллоне, который рассчитан на одного человека, стал уходить в два раза быстрее.
Пожар пытался заливать из чайника
Когда мужчины пришли в себя, Кожевников объяснил им, что единственный путь спасения – спускаться вниз по лестнице. Однако пострадавшие категорически отказались, сославшись на боязнь высоты. "И тут раздался звуковой сигнал, свидетельствующий о том, что воздух в баллоне с воздухом заканчивается. Я объяснял мужчинам, что если мы сейчас не примем единственно правильное решение, то все погибнем. Говорил, что не могу вернуться без них, так как буду считать себя трусом и не смогу себе этого простить. Вся эта беседа продолжалась минут пять, но мне казалось, что прошла вечность", – вспоминает пожарный.
Ему все-таки удалось уговорить пострадавших спуститься. Кстати, оба благополучно преодолели путь к спасению, не получив травм. А Сергей продолжил работу на пожаре.
Уже потом мужчины благодарили своего героя, крепко жали ему руку. Как оказалось, один из пострадавших в тот день зашел в гости к коллеге. Визит чуть не закончился плачевно. "Мы смотрели телевизор, когда я почувствовал запах гари. Сказал об этом приятелю и пошел в коридор посмотреть, что случилось. Но выйти не смог: коридор был в огне. Тогда я открыл окно и крикнул соседкам, что бы они вызывали "пожарку". Затем схватил чайник со стола и вылил воду на свою дверь, чтоб она не загорелась. Мы оба надышались этой гарью. Наверное, еще бы минуты две – и всё… – рассказал Леонид, не захотевший называть свою фамилию. – Если бы не Сергей – мы бы с вами сейчас не разговаривали. Большое ему спасибо!".
Лестница могла упасть в любой момент
"Каждое дежурство сотрудники пожарной охраны встречаются с людьми, попавшими в беду. Зачастую им приходится рисковать, чтобы спасти чью-то жизнь, порой пострадавшие сами виноваты в случившемся. Но слова благодарности моим сотрудникам приходится слышать намного реже, чем обвинения в свой адрес (самое распространенное – долго едут на вызов. В состоянии же шока, когда сгорело имущество, людям не до слов благодарности. – Н. Б.)", – говорит замначальника управления по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Алексей Калинкин.
Во время пожара в Кохме, одного из самых резонансных в истории города, были эвакуированы около 50 жильцов общежития, в том числе 14 детей. "Если бы не проявленные Сергеем Кожевниковым мужество и героизм, то двое мужчин могли пополнить печальную статистику погибших. Следуя инструкции, Сергей всё делал правильно и действовал профессионально. Все остальное, например, нарушение техники безопасности во время спуска по лестнице (она не рассчитана на такую высоту и стояла почти вертикально – в любое время люди могли упасть) – вторично", – добавил Калинкин.
В ледяной воде Тихого океана
Имея большой опыт за плечами, Сергей знает, как себя вести, что делать в экстремальной ситуации. Хотя его приход в пожарную службу был во многом случайным.
Первое испытание на прочность жизнь приготовила ему во время службы в военно-морском флоте на Тихом океане. Подразделение попало в шторм, быстроходную шлюпку перевернуло и все матросы оказались в ледяной воде. Вся жизнь пронеслась перед глазами 18-летнего паренька. С тех пор жизнь закалила парня, и он смело идет в огонь – туда, откуда все бегут. "Я понимаю, что однажды могу не вернуться", – спокойно говорит Сергей.
Став пожарным в двадцать с небольшим, Сергей остался верен выбранной профессии. В его трудовой книжке много записей: менялись должности в соответствии с карьерным ростом, но в ней значатся только две части – № 35 и № 10. Сначала Сергей работал простым пожарным, затем "дорос" до начальника караула, начинал прапорщиком – дослужился до замначальника отряда и руководил восемью пожарными частями.
На вопрос, почему он был руководителем и вдруг решил снова вернуться к тушению пожаров, Сергей Кожевников отвечает просто: "Я люблю свою работу. Уверен, что быть пожарным и спасать человеческие жизни – это намного важнее денег. Мы не ждем никакой благодарности, но всё это точно того стоит, когда хоть раз в год тебе кто-то искренне пожмет руку и скажет "спасибо".
У пожарных, как и у представителей некоторых других профессий, много разных примет и традиций. Но Сергей в приметы не верит, говорит, что на пожаре всё зависит от четкости твоих действий и от слаженности работы членов караула. Для него "важно чувствовать плечо товарища, коллеги, друга". Первоочередное дело по прибытию на пожар, по его словам, – собрать всю информацию о ситуации, узнать, есть ли в огне дети.
Сергей Кожевников не устает учиться, с удовольствием делится опытом с молодыми коллегами и ведет здоровый образ жизни, так как для пожарного очень важна и физическая подготовка. В свободное время он занимается спортом: любит хоккей и футбол.
Во время пала травы работы значительно прибавляется
Коллеги и все, кто знает Сергея, наслышаны про его золотые руки. Главное хобби мужчины, как он сам выражается, – "гайки крутить". Он занимается этим уже более 15 лет, и, кажется, что о машинах знает всё. В свободное от тушения пожаров время он чинит технику и благоустраивает с коллегами быт в пожарной части. Хотя часто этого свободного времени нет: бывает, что за сутки пожарные этого подразделения выезжают около 20 раз, особенно весной, во время пала травы.
Сергей Кожевников мечтает о том, чтобы обновилось оснащение части, парк техники пополнился современными машинами. К примеру, автолестница могла бы сыграть решающую роль на том злополучном пожаре.
Энергии молодого пожарного можно позавидовать, кажется, что он успевает всё. При этом говорит, что и спит отлично, даже после подобных историй спасения. И конечно, Сергей анализирует свои действия, размышляет, как в следующий раз поступить более рационально и правильно.
"Во время экстренной ситуации я не могу больше ни о чем думать, кроме как о спасении людей. В эти моменты совсем не заботишься о себе, о семье, о возможных рисках. Если бояться, то лучше не выбирать эту профессию, уйти из нее, пока не поздно. Голова должна быть холодной, а мысли только о спасении человеческих жизней, особенно детей", – поясняет он.
Кстати. В копилке Сергея Кожевникова немало наград. Самые значимые из них – "За отличие в службе" 2-й и 3-й степени. За героизм, проявленный на пожаре в Кохме, и учитывая былые заслуги, руководство регионального управления по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности готовит документы на представление пожарного к правительственной награде.