Ивановцы охладели к новым автомобилям

16 апреля 2021 08:12

Их продажи в России в первом квартале снизились на 2,8% (непосредственно в марте – на 5,7%), подсчитали аналитики Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). После летнего бума машины в ивановских автосалонах появились "в почти достаточном количестве", но развитие рынка сдерживают выросшие цены и временная заморозка госпрограмм льготного автокредитования.

Меньше всего интерес к "Мицубиси"

Летом взлетевший спрос на новые автомобили опустошил ивановские автоцентры ("ИГ" писала об этом 18 августа). Простаивавшие во время самоизоляции автозаводы не успели выпустить достаточное число машин, из-за чего выставочные залы автодилеров стояли почти пустыми, падение складов доходило до 85%.

Не сумев подобрать новый автомобиль, ивановцы кидались изучать вторичный рынок, но также сталкивались с недостатком предложений. Наполненность площадок по продаже машин с пробегом в Иванове составляла от 40 до 70%.

Ближе к зиме рынок постепенно начал восстанавливаться, автомобили вернулись в автосалоны, но одновременно снижался интерес россиян к крупным приобретениям. На прошлой неделе российские СМИ всколыхнула новость о существенном падении продаж машин в марте – на 5,7%.

По данным аналитиков Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), несмотря на общую тенденцию к снижению спроса, продажи по разным маркам различаются. В марте россияне приобрели на 49,6% меньше автомобилей "Мицубиси" по сравнению с аналогичным месяцем 2020 года, на 24,6% – "Ниссан", на 23,2% – "Мазда", на 18,3% – "Тойота", на 14,5% – "Рено".

Между тем. Бензин дорожает почти каждую неделю. Бензин АИ­-92 с начала года подорожал с 43,14 до 44,74 руб­ля за литр, АИ-­95 – до 46,48 руб­ля (на 1,43), дизельное топливо – до 46,88 (на 79 копеек). Согласно данным мониторинга Федеральной антимонопольной службы, стоимость бензина растет хотя бы на несколько копеек каждую неделю. "Мы ведем еженедельный мониторинг цен на нефтепродукты, признаков нарушения антимонопольного законодательства выявлено не было", – сообщила пресс-секретарь областного управления Федеральной антимонопольной службы Марина Крутова. Она уточнила, что специалисты ведомства могут вмешаться в ситуацию в случае выявления нарушений: согласованных действий по повышению цен либо злоупотребления доминирующим положением одного из участников рынка.

 Снижение продаж по большинству иномарок не связано с дефицитом, который возник осенью на фоне ажиотажного спроса. Машины на складах появились "в почти достаточном количестве", сообщил председатель Ивановского отделения "Опоры России", представитель дилерского центра Renault "Автотехцентр" Василий Скворцов.

По словам представителей ивановских центров, выбор цветов и комплектаций не такой внушительный, как год назад, но подобрать автомобиль из наличия можно. Острый дефицит сохранился лишь по отдельным производителям. Пустуют склады "КИА", при этом, согласно данным АЕБ, продажи этих иномарок в первом квартале даже незначительно выросли. Об отсутствии дефицита 5 апреля также сообщал глава Минпромторга Денис Мантуров, по словам которого, ситуация с нехваткой автомобилей в российских дилерских центрах носит штатный характер.

Цены растут, а банки не выдают льготные кредиты

По мнению Скворцова, снижение продаж вызвано двумя основными причинами. Во-первых, приостановкой программ льготного кредитования "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль", которые позволяют получить скидку на первый взнос при покупке нового автомобиля российского производства (в том числе иностранных марок). "При средней дилерской марже от 2 до 4% (прибыль магазина. – Л. С.) государство дает клиенту 10%. Это существенная помощь, поэтому программа, безусловно, влияет на спрос", – рассказал Василий Скворцов. Ивановцы с привлечением льготных кредитов покупали до 30% автомобилей марки Reno и до 50% – Lada.

Банки прекратили выдачу кредитов в связи с задержкой государственного финансирования в феврале. По словам Скворцова, автосалоны ждали, что госпрограмма возобновит работу с 1 апреля, но этого не произошло. При этом из-за инфляционных ожиданий вновь оживился вторичный авторынок.

Вторая причина снижения спроса – подорожание автомобилей на 3-5% с начала осени. По данным Росстата, средняя стоимость отечественных машин за год, с февраля 2020-го, выросла с 578 006 до 628 056 рублей, иностранных – с 1 082 817 до 1 176 578. "Цены повышаются у всех, но они еще не догнали ни рост курса валют, ни изменения стоимости на рынке металлов и пластика", – прокомментировал Скворцов.

"Покупательский интерес несколько снижается по мере роста цен, в некоторых случаях по-прежнему наблюдается дефицит в предложении определенных моделей. Неопределенность с повышением утилизационного сбора также не помогает рынку", – цитирует пресс-служба АЕБ слова председателя своего комитета автопроизводителей Томаса Штэрцеля.

Покупать за наличку стали чаще

Вопреки общей тенденции снижения продаж некоторые марки пользуются у россиян повышенным спросом: в марте почти вдвое увеличилось число договоров по "Чери", на 85% – по "Джили". Стабильный интерес к автомобилям "Лада", занимающим 22% рынка – продажи выросли на 3%. Топ самых продаваемых в России моделей рейтинга АЕБ возглавляют "Лада-Гранта" и "Лада-Веста".

За год отечественные автомобили подорожали примерно на 50 000 рублей, сообщили представители ивановских дилерских центров Lada. "Лада-Веста" в минимальной комплектации сейчас стоит 713 000 рублей. Структура спроса не изменилась, увеличился лишь интерес покупателей к новым модификациям.

"Лада" – самая продаваемая марка в России.

Почти не отразилась на продажах даже заморозка выдачи льготных кредитов. Клиентов, которые отложили покупку в ожидании господдержки, немного. "Те, кому нужна машина, всё равно идут и покупают", – рассказал начальник отдела продаж "Автоэкспресса" Ильгар Шакиров.

Единственное существенное изменение, связанное с приостановкой программ, – сокращение объемов кредитования. "Доля покупателей с кредитом снизилась. Клиенты стали чаще приобретать автомашины за наличный расчет", – прокомментировал Шакиров. Если раньше в кредит брали примерно 50% машин, то сейчас – 40%, уточнил руководитель отдела продаж компании "Иваново-Лада" Николай Фролов.

На рынок влияют железо и алюминий

По оценке Фролова, ситуация с наличием новых машин продолжит стабилизироваться, а цены – расти. "Подорожание будет наблюдаться до конца года. Металлы выросли на 70-80%, этот скачок долго и постепенно влияет на цены на автомобили. Но в целом мы ждем повышения спроса, потому что апрель – один из самых высоких месяцев в году на авторынке", – дал прогноз Василий Скворцов.

Автодилеры также надеются на возобновление в конце апреля – начале мая государственной программы, которая может простимулировать спрос. Но на федеральном уровне никто из первых лиц заявлений о переводе банкам нового транша на финансирование льготного автокредитования пока не делал.

Аналитики АЕБ отмечают, что в ближайшие месяцы рынок продемонстрирует ожидаемый рост, но цифры не смогут передать реальную ситуацию. Ведь при анализе придется сравнивать показатели 2021 года с наихудшим периодом в истории автопрома в начале пандемии коронавируса.

ТОП­-10 самых продаваемых машин в России
по итогам первого квартала (штук):

"Лада-Гранта"                    – 30 196

"КИА-Рио"                           – 24 638

"Лада-Веста"                      – 23 871

"Хюндай-Крета"                – 19 323

"Хюндай-Солярис"           – 14 940

"Лада-Нива"                        – 13 194

"Фольцваген-Поло"         – 12 181

"Тойота-RAV 4"                   – 11 248

"Шкода-Rapid PA II"            – 9 540

"Лада-Ларгус"                       – 8733

Читайте также
Ивановцы смогут изучить план ремонта дорог в области на пять лет
Явка на президентских выборах в трех районах Ивановской области превысила 95%
Аэропорт "Иваново" начал продажи билетов в Махачкалу