Его двигатели стояли на всех советских ракетах-носителях

15 апреля 2021 08:36

12 апреля 2011 года – в год пятидесятилетия первого полета человека в космос – в Химках Московской области у здания Энергомаша имени Глушко торжественно открыли мемориал "Лунный камень", который потом вошел в состав музея. Исторический полет Юрия Гагарина не состоялся бы без сотрудников этого научно-производственного объединения. В числе первых конструкторов, кто приближал этот прорыв, был наш земляк Владимир Курбатов.

Обеспечивал связь для правительственных совещаний

Владимир Иванович родился в 1916 году в Шуе. Окончил одну из местных школ, как предполагают местные краеведы, – вторую. Трудовую деятельность начал в 1931-м монтером на Московской международной телефонной станции, был допущен к обеспечению ночных правительственных телефонных совещаний.

Поступил в Московский авиационный институт на самолетостроительный факультет. Средств на жизнь не хватало, приходилось подрабатывать на военном заводе в Химках.

Когда началась Великая Отечественная война, большая группа добровольцев – преподавателей и сотрудников МАИ – ушла на фронт, многие были откомандированы на предприятия авиационной промышленности. Однако группе студентов, среди которых был и Владимир, в военкомате в призыве отказали, заявив: "Стране нужны подготовленные специалисты".

К осени 1941 года правительство приняло решение об эвакуации института в Алма-Ату. Вуз разместили в 28 неприспособленных помещениях. Еще труднее обстояло дело с жильем для студентов и преподавателей. Для увеличения выпуска крайне необходимых в условиях войны авиационных инженеров был разработан план с сокращенным сроком обучения – с 5,5 до 3,5 лет. Учебно-производственные мастерские в кратчайшее время наладили выпуск оборонной продукции.

Окончил МАИ Курбатов уже в Москве. Поскольку еще студентом он занимался научными исследованиями, получил назначение на завод № 456 в Химках. Здесь не только выпускали необходимую для фронта продукцию, но и шла кропотливая научная работа по усовершенствованию узлов и агрегатов для боевых самолетов.

Участвовал в запуске первого спутника

В 1946 году Владимир Курбатов познакомился с реактивной техникой: завод осваивал серийное производство крылатой ракеты Х10 – аналога немецкой Фау-1. Стал работать под руководством одного из пионеров ракетно-космической техники в стране, главного конструктора Валентина Глушко. Наш земляк проявил себя как перспективный, продуктивно мыслящий инженер, который на несколько лет вперед может определить важные направления в отрасли и развивать ее.

Именно Владимира Курбатова главный конструктор назначил представителем предприятия на полигоне Капустин Яр, где проходили летные испытания Х10. В 1947 году перед заводом была поставлена новая задача – производство жидкостных ракетных двигателей для баллистической ракеты Фау-2. В решении этого непростого вопроса активное участие принял Курбатов.

 Позднее он отвечал за летные испытания двигателя для боевой ракеты Р-5М. Инженеры-конструкторы разработали новую систему управления, важные узлы автоматики были дублированы (а некоторые даже триплированы), что обеспечивало большую, по сравнению с исходной, надежность. Р-5М предлагалась как первая ступень в невоплощенном проекте ракеты-носителя легкого класса для запуска спутника. Испытание ракеты с ядерным зарядом состоялось 2 февраля 1956 года. После успешного ее старта Курбатов вошел в круг специалистов, с которыми советовался Сергей Королёв. После принятия стратегической ракеты Р-5М на вооружение наш земляк получил первую награду – орден Трудового Красного Знамени.

В дальнейшем Владимир Иванович приступил к созданию двигателя для знаменитой баллистической ракеты Р-7. 21 августа 1957­го был проведен ее первый успешный пуск. А 4 октября того же года осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли с помощью этой ракеты-носителя. Так было положено начало космической эры в нашей стране.

За заслуги перед Отечеством, в том числе и за успешный запуск искусственного спутника с живым существом (собакой) на борту ракеты-носителя, Владимиру Курбатову было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".

В 1961 году Курбатов получил новое назначение – стал заместителем главного конструктора ОКБ-456.

Поднял в космос "Восток" и "Союз"

В 1972 году шуянин отвечал за отработку десятитонного фторного двигателя. Но трудности, связанные с чрезвычайной агрессивностью фтора, постоянно вызывающего возгорания внутри магистралей, привели конструктора к мысли, что в полигонных условиях работа с фтором будет просто невозможна.

За время деятельности Курбатова в ОКБ-456 (НПО "Энергомаш") создано более 50 самых совершенных жидкостных ракетных двигателей и их модификаций на высоко­ и низкокипящих окислителях, применяемых на 17 боевых и космических ракетах. Разработанные под руководством Валентина Глушко с участием Владимира Курбатова ракетные двигатели были установлены на всех советских ракетах-носителях, запускавшихся в 1949-1976 годах.

В частности, созданы жидкостные двигатели для межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 (позже ставшей носителем для космических кораблей "Восток" и "Союз"), для первой советской ракеты с термоядерным боезарядом, для баллистической ракеты средней дальности Р-14 ("Космос") и межконтинентальной Р-16 ("Циклон"), для тяжелого "Протона"…

С 1974 года в течение 18 лет Владимир Курбатов работал в Институте межотраслевой информации оборонных отраслей промышленности.

Жил в Москве. Скончался 25 января 2004 года. Похоронен на кладбище в поселке Родники Московской области.

И. АНТОНОВ

Читайте также
Духовой оркестр из Шуи выиграл 2 миллиона рублей
Миллион за первенца: в Ивановской области заработал пакет мер поддержки семей с детьми
Полевые работы в Ивановской области задержались на неделю