Искусство или вандализм?

30 марта 2021 10:07

Весна – это время, когда просыпается не только природа, но и одно из направлений творчества: снег тает, становится теплее, и вместе с этим вдохновляются уличные художники, заполняя своими рисунками городское пространство.

 Об уровне жизни населения можно узнать на стенах

Каждому из нас во время прогулки, по пути в школу или на работу попадались рисунки на зданиях и заборах. Некоторые изображения могут показаться весьма достойными, а часть – непристойными. И всё это – стрит-арт.

Я провела социологический опрос среди студентов ИвГУ, в ходе которого определилось отношение молодежи к этому направлению творчества. Позитивно высказались 66%. Анастасия Сосина объяснила: "Я отношусь к стрит-арту положительно только в том случае, если это действительно искусство. А грань между прекрасным и ужасным очень тонкая. Если на стенах написаны нецензурные выражения, то это уже не искусство, а вандализм".

Многие не имеют сформировавшейся позиции по этому вопросу. "Есть очень талантливые работы художников такого направления. Но главное, чтобы всё было согласовано с собственниками здания или иного объекта, на котором планируется нарисовать задуманное", – считает Кристина Бакурская.

А вот студент ИвГУ Александр Гаджиев относится к уличному искусству негативно, потому что "из-за таких рисунков здания или отдельные архитектурные сооружения (заборы, например) теряют свой стиль. Нарушается единообразие в городском пространстве".

Согласно научной статье искусствоведов из Крымского инженерного педагогического университета Елены Алексеевой и Юлии Ершовой, уличное искусство охватывает большие временные рамки. Его корни уходят глубоко в древность и связаны с упоминанием несанкционированных "граффити" – надписей на стенах в Помпеях и Древнем Египте. В эпоху средневековья уличные рисунки появлялись на стенах храмов, основной темой была религия или заявление человека о себе. Ярче стихийная графика использовалась в революционное время, когда люди стремились высказать свое мнение любым способом. Надписи на стенах трансформировались в подпольные журналы.

Заборы и стены уличные художники превращают в полотна.

Появление привычного стрит-арта ученые относят ко второй половине XX века – в Америке. И в это же время он стал стремительно пробираться в СССР. Уже тогда основной тематикой рисунков была политика, отношение между людьми и властью. Уличное искусство приобрело социокультурный подтекст. Оно стало показывать отношение людей к их уровню жизни. Показательна здесь картина советского художника Фёдора Решетникова "За мир!". Классический живописец посвятил свою работу уличным авторам: на фоне страха и нищеты пятеро мальчишек белой краской на стене старательно выводят слово "Мир".

Античные музы в окружении квадратов

Представитель московской граффити-команды Desarte365 Александр Гущин отметил, что лозунг их организации – "Стрит-арт – это не вандализм!" Казалось бы, вот он ответ на волнующий нас вопрос об отношении самих художников к данному направлению. Однако не всё так просто.

Александр уже несколько лет занимается уличным искусством, работая над украшением разных городов, в том числе и Иванова. На его пути было немало ситуаций, когда возникала угроза приостановления творческого процесса из-за недопонимания людей, которые заявляли в полицию. Однако вскоре граждане стали понимать задумку художников и воспринимать рисунки на стенах позитивно.

Александр Гущин в своих рисунках пытается философствовать.

Александр Гущин отмечает, что со временем люди учатся отличать настоящее искусство от "шалости", от актов вандализма. Вандализм не обдуман, в нем нет идеи. "Когда только зарождался стрит-арт, люди начинали "бомбить" (сленг у граффитчиков, когда, раскрашивая стену или электричку, они подписывают работу своим огромным ник-неймом. – А. О.)", – рассказывает Александр. Он уверяет, что это совершалось с целью привлечения внимания своих коллег по искусству. Однако граждане приходят в недоумение от подобного самовыражения и пиара, что портит общее восприятие городской среды.

Стараясь определить, что такое стрит-арт, Александр Гущин подчеркивает: уличное искусство отличает наличие идеи. При этом оно не всегда носит политический характер. Например, сам молодой человек за основу творчества взял философскую тематику, стремится, как он говорит, к "соединению вечного и скоротечного", объединяя античные образы с геометрическими фигурами. 

Хулиганство, от которого так не хочется избавляться

Представьте, сколько идей и смыслов можно найти на большой улице, сколько души можно вложить в обычные кирпичные стены. "Улица. Здесь другие законы. Здесь всё чисто, здесь нет фальши. Художники творят ради азарта", – считает организатор Ивановского межрегионального фестиваля уличного искусства "Полотно" Александр Неупокоев. Он выступает в роли коммуникатора, посредника между художниками и заказчиками, предоставляя пространство для творчества.  

По мнению Александра, стрит-арт расширяет сознание, при этом и "вандальные вещи бывают настолько динамичны, настолько органично вписаны в пространство, что не хочется от них избавляться. Но есть и кричащий ужас, с которым нужно бороться". Граффити-фестиваль "Полотно" уже четвертый год способствует тому, чтобы уличное искусство охватывало больше пространства и одновременно развивалось на пользу внешнего вида областного центра. Александр Неупокоев обозначил, что сейчас в Иванове насчитывается около 50 арт-объектов, появляются новые проекты, которые помогают в благоустройстве территории. Например, преобразование коммуникационных ящиков Ростелекома, на которых любят развешивать объявления, в арт-объект.

И сам стрит-арт подвержен вандализму.

При этом Александр Неупокоев был свидетелем вандальных действий по отношению к этим ящикам: "На одном из них картинку зарисовали черной полосой, потом сверху наклеили листок бумаги… Стрит-арт, увы, не вечен". Однако "борьба за свободу самовыражения", по словам организатора фестиваля, продолжается.

Штраф за испорченную витрину

Важно помнить и о правовой оценке уличного искусства, чтобы художники знали, какие последствия могут произойти в случае нарушения порядка. Ивановский адвокат Дмитрий Горносталев предупреждает: акты вандализма, подразумевающие под собой порчу имущества, обязуют исполнителей к полному возмещению убытков, ведь пострадавшие будут вынуждены восстанавливать разрисованные стены, памятники…

За более серьезные нарушения могут привлечь к административной ответственности или возбудить уголовное дело. Дмитрий Горносталев отметил, что "мелкие хулиганства" в сфере стрит-арта в Иванове происходят нечасто. Административные дела обычно возбуждаются в том случае, когда на только что открывшихся магазинах или других зданиях с новыми чистыми фасадами кто-то нарисовал краской из баллончиков.

Как же решить проблему с пространством для самовыражения художников? Должны ли власти по законодательству в этом участвовать? Адвокат ответил: "У государства нет обязанности предоставлять отдельные площадки для творчества человека (именно для стрит-арта)".

Несмотря на это, департамент культуры и туризма, сообщили "ИГ" в ведомстве, способствует проведению фестивалей граффити, где художникам предоставляют специальные конструкции, на которых можно рисовать. Не так давно картины уличных художников весь летний период украшали центр Иванова у бывшего кинотеатра "Современник". Как заверяют в департаменте, "практика проведения фестиваля граффити в День города будет продолжена и в дальнейшем".

Для уличного искусства нужно больше воздуха и пространства, чтобы была возможность свободно выражать идеи и доносить их до окружающих. Согласитесь, стрит-арт – противоречивое явление, но это значит, что оно многогранное. Не все понимают подобное творчество, потому что улица – это стихия, неподвластная общим стандартам, где происходят и подвиги, и мелкие хулиганства. Ведь настоящее искусство – живой организм.

Анастасия ОВСЯННИКОВА

Читайте также
В парке "Красная Талка" в Иванове прошел большой городской субботник
Покорители брусьев и бревна
Починить двигатель автомобиля за три часа