Нобелевский лауреат – из системы дополнительного образования?

13 января 2021 09:16

Что важнее для детей: учеба в школе или развитие творческих способностей? Сейчас этот вопрос теряет свою актуальность – в новых условиях школьные занятия и дополнительное образование идут рука об руку. Последнее претерпело большие изменения. Различные кружки прокладывают для детей путь в их профессиональное и творческое будущее

Только 9% школьников не ходят в кружки и секции

В 2019 году в Ивановской области приняли концепцию формирования современных механизмов в системе дополнительного образования (в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" нацпроекта "Образование" на 2020-2022 годы). Для этого правительство региона разработало специальную "дорожную карту".

Система дополнительного образования детей в Ивановской области включает в себя 101 учреждение, в том числе 59 – в сфере образования, 28 – культуры, 14 – спорта. Они есть во всех районах. Это, в частности, 34 центра внешкольной работы и детского творчества, 10 спортивных школ, 8 школ эстетического развития (художественные, музыкальные).

Широкий спектр программ дополнительного образования, считают в профильном департаменте, позволяет удовлетворять запросы разных категорий детей, включая ребят с ограниченными возможностями здоровья. В 2018-2019 учебном году в 3535 объединениях только системы образования занимался 70 341 человек (75,8% от общего числа обучающихся). В целом же услугами дополнительного образования в Ивановской области (с учетом сфер культуры и спорта) охвачен 91% детей от 5 до 18 лет.

В Ивановской области работают пять областных очно-заочных и дистанционных школ: "Юный эколог", "Юный краевед-исследователь", "Юный техник Ивановского края", школа юных программистов "Творите и общайтесь", МедиаШкола, в которых занимаются более 1300 учащихся.

Услуги в государственных и муниципальных учреждениях предоставляются преимущественно на бесплатной основе (за деньги – 7% услуг).

Акцент – на техническое творчество

Начальник управления общего и дополнительного образования профильного департамента Светлана Горошко рассказала, что в регионе взят курс на развитие технического творчества, создание принципиально новых учреждений. "В рамках нацпроекта "Образование" в Иванове открылось два совершенно новых учреждения – "Кванториум" и "IT-куб". В целях развития технического творчества и проектной деятельности у нас созданы центры "Точка роста" в 54 школах области. Первыми в этот процесс включились сельские школы, отстающие по оснащению от городских. Работа этих центров предполагает интеграцию общего и дополнительного образования", – сообщила Светлана Горошко.

В тему. В области быстрыми темпами создаются Центры образования гуманитарного и цифрового профилей "Точка роста" ("ИГ" подробно писала об этом 3 ноября). В каждое образовательное учреждение, участвующее в проекте "Современная школа", поставлены комплекты цифрового и учебного оборудования для обучения по следующим предметам: ОБЖ, информатика и технология, организации проектной работы школьников. Новые площадки дают школьникам и педагогам в сельской местности и малых городах возможность проводить занятия, в том числе внеурочные, с использованием современных средств. Всего "Точки роста" за два года появились на базе 54 школ региона.

 Она также заметила, что в сфере художественного творчества и спорта сейчас идет упор на предпрофессиональную подготовку. В ивановском центре "Притяжение", который работает не так давно, по мнению Светланы Горошко, – сильное социально-гуманитарное направление.

"Наши мечты и планы – в рамках нацпроекта "Образование" создать региональный центр поддержки одаренных детей", – добавила представитель департамента образования.

Не только смоделировать, но и распечатать свою задумку

Екатерина Галанина руководит "Точкой роста", которая в 2019 году появилась в Новоталицкой школе (Ивановский район). "Помещение центра у нас зонировано раздвижными стеллажами. Одна зона – для учебного процесса, вторая – для творческого. В нашем распоряжении теперь десять планшетов, большая передвижная интерактивная доска, шесть 3D­принтеров, одно рабочее место оборудовано очками виртуальной реальности, четыре квадрокоптера, оборудование для оказания первой помощи", – сообщила педагог.

Уроки в "Точке роста" идут постоянно (правда, из-за эпидемии коронавируса введены ограничения). Детям интересно знакомиться с новыми современными технологиями.

"Я преподаю информатику и вижу по своим урокам, как это здорово, что технологии стали к нам ближе! Взять моделирование и промдизайн. Мало того, что дети моделируют какую-то вещь, объект, это же можно еще распечатать, увидеть какие-то дефекты, поправить. Когда нормализуется ситуация с ковидом, у нас будет два преподавателя робототехники – нам хочется охватить как можно больше детей. Сейчас планируем возобновлять занятия по квадрокоптерам", – сказала Екатерина Галанина.

Заработать на интеллектуальной собственности

В ивановском центре "Новация" новые технологии начали осваивать еще десять лет назад. На сегодняшний момент это два здания, где по прогрессивным технологиям и методикам работают около 70 сотрудников. "Новация" консультирует педагогов для проекта "Точка роста", развивает в воспитанниках изобретательность, творческое мышление, способность применить полученные знания в учебе и жизни.

"Мы начинали около десяти лет назад, когда и компьютеры­то не у всех были, – рассказывает директор "Новации" Алексей Кирьянов. – Сейчас у нас занимаются более полутора тысяч детей, (пятьсот из них – робототехникой). Наши наставники – эксперты в своем направлении. Около 20% из них мы воспитали сами: придя к нам в 8-м классе, они сейчас, например, учатся в университете и являются наставниками".

Каждый третий воспитанник "Новации" собирает своего робота.

Директор центра "Новация" считает, что чем раньше дети начнут применять знания и опыт, тем успешнее будет их жизнь. "Для нас не так важны сиюминутные победы, мы ставим и более глобальные цели – воспитание хотя бы одного нобелевского лауреата, например! Это сверхцель, к которой мы идем. Мы готовим ребят, которые на "ты" не только с теми технологиями, которые есть, но и с теми, которые появятся. Они сами их изобретают. Еще мы стремимся к тому, чтобы в будущем ребята смогли зарабатывать на своей интеллектуальной собственности, у нас есть бизнес-инкубатор. Наш воспитанник должен уметь создать собственное дело. Сейчас у нас мечта купить термопластавтомат, который позволит не просто печатать на 3D­принтере, а штамповать готовые детали", – поделился планами Алексей Кирьянов.

Готовятся жить в постковидном мире

Недавно педагог допобразования из ивановского ДЮЦ № 1 Дмитрий Чикунов стал призером престижного Всероссийского конкурса "Сердце отдаю детям". Он – победитель в "Социально-педагогической" номинации. Преподаватель стал первым педагогом за всю историю ивановского образования, кто добился подобного.

Цифры. Художественным творчеством занимаются 39,5% обучающихся Ивановской области, по спортивному направлению – 21,1%, в эколого-биологических и туристско-краеведческих объединениях – 9%, в объединениях технического и спортивно-технического творчества – 15,3%.

 Дмитрий Чикунов рассказал "ИГ" о том, что его программа дополнительного образования "Азбука софт скилз" посвящена развитию ребят по предметным компетенциям. Курс учит их быть целеустремленными, коммуникативными, умению принимать обдуманные решения. "В компетенции существует классификация, самая распространенная – это 4 К: креативность, критическое мышление, коллаборация (совместная деятельность. – И. Б.), коммуникация. Сейчас мы переходим на работу по системе журнала "Forbes", это восемь компетенций, которые будут актуальны для людей в постковидном мире", – уточнил Дмитрий Чикунов.

Победитель конкурса "Сердце отдаю детям" в профессии не первый год: заниматься педагогикой начал еще с 2005­го. Сначала работал в ивановском Центре развития детской одаренности, потом специалистом по работе с молодежью в Молодежном центре. Сейчас Дмитрий – педагог допобразования в ДЮЦ № 1. "У меня две специализированные группы: я провожу занятия "Школы вожатых", а вместе с седьмой ивановской школой мы реализуем программу "Педкласс" – готовим ребят к поступлению в педагогические вузы. В последней моей группе семь человек дошли до конца курса и двое из них поступили в педвузы", – рассказал педагог.

  

Ирина БЕРЕГОВА

Читайте также
Для чего нужны конкурсы красоты
Департамент финансов Ивановской области приглашает жителей Ивановской области, представителей общественных организаций, средств массовой информации на публичные слушания по проекту областного бюджета на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов.
Главы Ивановского и Гаврилово-Посадского районов представили регион на форуме ВАРМСУ