Начинали с добровольных взносов
– Андрей Владимирович, чем вам так дорог Юрьевец?
– Я родился и большую часть жизни прожил в древнем Юрьевце, на Волге. Первые семь лет моим воспитанием в основном занималась прабабушка, раскулаченная вологодская крестьянка. Именно она внушила мне уважение к своим родовым корням, малой родине… Мне кажется, я хорошо понимаю, как в детстве чувствовали себя в Юрьевце ставшие знаменитыми режиссерами Саша Роу и Андрюша Тарковский. Как в уютной материнской колыбели, в окружении сказочной атмосферы приволжских пейзажей, окутанных тайной и мудростью народных сказаний, притаившихся в маленьких улочках…
Я уже много лет живу в Москве, работаю в коммерческой организации начальником административно-хозяйственного отдела. Но Юрьевец – это большая часть моей жизни, он живет во мне. А я живу его победами и поражениями, как бы пафосно это ни звучало.
– Как возникла идея создания "Георгиевского землячества"?
– В родном городе в начале 80-х у нас была большая дружеская компания. Повзрослели – дороги разошлись. Костяк команды оказался в Москве. Я поддерживал контакт со всеми, но более плотно общался с Николаем Баусовым, он был лидером. Мы встречались, и наши разговоры всегда заканчивались вопросом: как помочь Юрьевцу?
Осенью 2015-го решили собирать добровольные взносы и направлять туда в качестве адресной помощи. Обзвонили всех из старой когорты, кто оказался в Москве, встретились и создали неформальную организацию, назвав ее "Георгиевское землячество". В нее вошли те, кто не может спокойно наблюдать, как угасает малая Родина.
В правление "землячества", которое принимает решения, вошли его основатели. Это офицер спецназа Николай Баусов, предприниматель Альберт Пономарев, зооинженер Николай Наградов, старший смены на производстве Надежда Козлова, Сергей Лебедев (он работает в сфере экологических технологий) и я.
Среди нас нет специалистов по составлению грантовых заявок, поэтому мы используем собственные средства.
Материальное смыкается с духовным
– Что, на ваш взгляд, нужно для дальнейшего развития и преображения города?
– Есть два вектора – промышленный и туристический. Промышленный подразумевает создание (восстановление) градообразующих предприятий, на которых будут трудиться жители, плюс развитая сфера малого бизнеса, кооперация в традиционных швейной и рыбной сферах.
Создание туристического кластера включает весь потенциал исторического наследия – от имен великих земляков до архитектурного, наведение порядка на улицах (не только в плане очистки от развалюх, но и от безвкусицы 90-х).
Андрей Козлов в офисе института "Стрелка" с группой архитекторов, работающих над проектом благоустройства Юрьевца.
У обоих направлений – свои плюсы и минусы. Это серьезная тема, и к ней нужно подходить комплексно, предварительно выяснив интересы жителей, найдя инвесторов, источники финансирования. А то может получиться так, что тысяча охранников, работающих вахтой в Москве, не захотят трудиться на производстве в Юрьевце…
– Какими были первые шаги организации и что изменилось сегодня?
– С первого дня мы поставили цель, и она актуальна сегодня – привлечение внимания к Юрьевцу, создание вдохновляющих событий, адресная помощь, трансформация эмоциональных всплесков в соцсетях в практическую деятельность. Мы заявили о себе организацией рок-концерта на Георгиевской площади, участников пригласили со всей области и из Москвы. Так, с благотворительным фондом "Это Родина моя" мы создали ряд запоминающихся спортивных мероприятий: боксерский турнир на кубок Георгия Победоносца, матчи между африканскими футболистами и командами "Волга" и "Текстильщик".
Обрели содержание и форму экологические акции "ЭкоБомба" и "Кедр за крышку". Организуем субботники, материально помогаем детским садам. Николай Наградов вместе с фондом "Колокольный Градъ" собрал колокольную звонницу и открыл "Школу звонарей"…
Колокольная звонница в церкви Рождества Христова, собранная совместно с фондом "Колокольный Градъ".
Сегодня "Георгиевское землячество" – это организация, которая кроме оказания адресной социальной помощи не забывает об идеологической направленности: выступает за историческое и национальное возрождение, ставя во главу угла традиционные ценности.
Как сделать Юрьевец меккой для туристов
– Что мешает Юрьевцу быть продвинутым туристическим центром?
– Мешает прежде всего безответственность. Домовладельцы превратили центральную Георгиевскую улицу в унылое "кладбище". С развалюхами в центре города нам никогда не стать привлекательным местом для туристов. На этой улице должны располагаться гостевые домики, кафе, велосипедные парковки, арт-площадки, аттракционы, скверы со скамейками а-ля XIX век... В ресторанах и кафе – только русская кухня с преобладанием волжской рыбы. Нужно дать право муниципалитету принимать решения о переводе строения и земли в его собственность, если за домом и придомовой территорией нет ухода в течение года.
Мы видим, что город меняется к лучшему: этим летом на набережной открылась арт-площадка: несколько дней над Волгой звучали песни, стихи, состоялась выставка художников. Дороги отремонтировали, вопросы освещения и водоснабжения решаются.
Мы понимаем: весь комплекс копившихся десятилетиями проблем одним росчерком пера не снять. Чувствуется недостаток командной работы, есть организационные недоработки в налаживании обратной связи с городскими активистами, нужно чаще привлекать на объекты общественный контроль.
– Насколько активны, на ваш взгляд, местные жители?
– Глядя на Юрьевец, может сложиться впечатление, что жители инертны, неактивны, безразличны. Не соглашусь. Дело в том, что активное трудоспособное население сменило место жительства и реализует себя в других городах или ездит работать вахтовым методом. Остаются бюджетники, школьники и пенсионеры. Понятно, что они не могут активно участвовать в общественной жизни.
Вместо Либкнехта – протопоп Аввакум
– Как вы относитесь к возвращению улицам исторических названий?
– Думаю, у тех, кто по-настоящему любит Россию и русскую историю, необходимость в этом не вызывает сомнений... Ну, вот без всякой идеологической привязки: что сделал председатель Петроградской ЧК Урицкий для Юрьевца? А для России? Так стоит ли сожалеть, что в Юрьевце не будет улицы с его именем?
Если говорить о туризме, о перспективах включения Юрьевца в Золотое кольцо, то как это можно осуществить с "Карлом" и "Кларой"? В начале 90-х мы с коллегами-депутатами приняли решение присвоить улицам Карла Либкнехта и Розы Люксембург имена протопопа Аввакума и Андрея Тарковского. В 2011-м депутаты постановили возвратить центральной площади ее историческое название. И теперь площадь Революции носит имя основателя города, князя Георгия II Всеволодовича.
Это наш долг перед предками и обязанность перед молодым поколением.
– Как продвигается разработка геобренда Юрьевца и зачем он нужен городу?
– В сентябре у нас побывали профессора Российского государственного гуманитарного университета – доктор культурологии Елена Дзякович и доктор филологических наук, кандидат педагогических наук Александр Калмыков. РГГУ, который они представляют, с весны 2019 года разрабатывает методы конструирования геобренда малых городов России. Вуз заключил с администрацией Юрьевецкого района соглашение о намерениях, в рамках которого уже ведутся диссертационные исследования. Правильно выстроенная работа по созданию геобренда станет основой для дальнейшего благополучного развития города.
Но здесь тоже нельзя надеяться на "волшебников в голубом вертолете", нужно подключаться и местным жителям. Юрьевец – уникальный город, с удивительной историей, с плеядой выдающихся юрьевчан, остается недооцененным... Только сообща, показав в лучшем свете товары местных умельцев и подкрепив это качеством услуг, мы сможем конкурировать в сфере туризма. Тогда-то и посмотрим, насколько сильны у жителей городка на Волге чувство патриотизма и гордости за малую родину! В 2021 году мы планируем активизировать деятельность совместно с общественным движением "Царьград".