О том, с чего начиналась история университета и какие вызовы перед сферой образования ставит современность, нам рассказал ректор ИГХТУ Михаил Бутман.
Новые вызовы, новые направления
– Этот год стал проверкой для системы образования. Всем вузам пришлось срочно переходить на дистанционное обучение и обзаводиться собственными электронными системами. Михаил Фёдорович, как с этим справился ИГХТУ?
– Переход на дистант состоялся 18 марта по приказу министра образования. Наш вуз не испытал практически никаких трудностей при переходе к такому формату обучения. В ИГХТУ уже была развита электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС), мы начали этим заниматься еще с 2018 года. И за два года в ЭИОС было выложено много учебных материалов – лекций, практических заданий, виртуальных лабораторных работ, контрольно-измерительных материалов, чтобы преподаватели могли дистанционно работать со студентами. Технический ресурс серверов с запасом даже в моменты пиковой нагрузки обеспечивал бесперебойную работу в дистанционном формате. Кроме того, к началу дистанционного обучения у нас все преподаватели уже прошли курсы повышения квалификации по работе в образовательной среде Moodle, в дальнейшем она стала основной в большинстве вузов.
– Влияет ли дистант на качество образования?
– Весной мы успешно отработали в таком режиме половину семестра, прошли промежуточную и итоговую аттестации. Элементы дистанционного обучения, безусловно, можно и нужно использовать в работе. Но однозначно можно сказать, что для технического университета дистанционная форма обучения не может быть основной. Учиться надо преимущественно очно.
– А как новые условия повлияли на приемную кампанию?
– В целом приемная кампания складывалась сложнее, чем обычно. Не было прямых контактов членов нашей приемной комиссии с абитуриентами, а это всегда было очень большой помощью ребятам. Всё общение проходило по телефону, по электронной почте, с использованием социальных сетей. Тяжелее было и ребятам готовиться к ЕГЭ, поэтому средний балл при поступлении оказался чуть ниже, чем в предыдущем году. Тем не менее приемная кампания прошла успешно, мы выполнили госзадание, закрыли все контрольные цифры приема, учитывая, что в этом году Министерством нам были выделены дополнительные бюджетные места.
– В вузе открываются новые профили обучения?
– За последние два года мы лицензировали и аккредитовали целый ряд новых направлений. Безусловно, мы сохраняем бренд химико-технологического университета. Но также готовим специалистов не только для химической, но и для других отраслей промышленности – пищевой, фармацевтической, электронной, для оборонно-промышленного комплекса.
С 2020 года мы начали подготовку студентов по новым направлениям «Технологии проектирования текстильных изделий» и "Менеджмент", а также "Продукты питания животного происхождения", дополнив ранее имевшиеся направления "Биотехнология" и "Продукты питания из растительного сырья". С 2021-го в рамках уже традиционного направления "Химия" мы будем осуществлять прием по новым профилям: "Молекулярный дизайн функциональных материалов и химия биосистем", "Химическая экспертиза и инженерия". В направлении "Материаловедение и технологии материалов" мы открываем новый профиль "Современные композиционные материалы в энергетике и нефтехимии". В сфере микроэлектроники и автоматизированных систем будем готовить специалистов по новым направлениям "Нанотехнологии и микросистемная техника" и "Мехатроника и робототехника".
Такое значительное обновление направлений и профилей отражает работу университета, его коллектива в подготовке наиболее востребованных специалистов для высокотехнологичных областей, в том числе для работы в Ивановской области.
Вести исследования помогают гранты
– ИГХТУ позиционируется как крупный центр фундаментальной и прикладной науки. Каким для вас стал этот год в научном плане?
– Достаточно продуктивным. Например, наше участие в консорциумах – совместных проектах с другими образовательными и научными организациями. Сейчас это тренд. Так, ИГХТУ совместно четырьмя институтами РАН примет участие в исследованиях по проекту, получившему грант в 300 миллионов рублей, посвященный важной проблеме селективности процессов в химических технологиях. Только что стало известно, что мы будем работать совместно с ИХР РАН по первому в регионе мегагранту – большому проекту по перспективным научным исследованиям в области хемоинформатики.
Год был эффективным и в части поддержки от научных фондов, многие проекты получили продление финансирования, было получено 17 новых грантов на исследования в области нефтехимической промышленности, "умного текстиля", медицины, в том числе на борьбу с коронавирусом.
Можно смело сказать, что в нашем университете созданы все условия для эффективной научной работы, функционирует центр коллективного пользования, оснащенный большим парком современных дорогостоящих приборов. А это, помимо прочего, еще и серьезный аргумент в грантовой поддержке. В конце прошлого года стало известно о финансировании, а в этом году уже организована и начала активную работу большая лаборатория с молодым научным коллективом. Эта лаборатория занимается вопросами импортозамещения в нефтегазовой отрасли страны.
– К слову, как обстоят дела с молодой наукой?
– В этом году нам удалось закрепить в вузе более десятка молодых ученых из числа аспирантов и только что защитившихся кандидатов наук, которые продолжат свои исследования как преподаватели и научные сотрудники. Для меня это приоритетная кадровая задача. С приходом в науку молодежи мы не даем прерваться традициям наших научных школ, получаем и новые направления исследований.
– В этом году ИГХТУ отмечает 90-летний юбилей. Дата солидная…
– Так получилось, что у нашего университета, по сути, два дня рождения. Начало высшего химического образования мы связываем с возникновением химического факультета Иваново-Вознесенского политехнического института (который образовался на базе Рижского политехнического института, эвакуированного в Иваново-Вознесенск вскоре после Октябрьской революции). Приезд выдающихся ученых из Москвы и других городов стал важнейшим этапом становления химического образования в регионе. Именно они заложили основы научно-педагогических школ, которые в дальнейшем развивались в Иванове. Поэтому первым днем рождения мы считаем образование химфака в 1918-м, а вторым – уже непосредственно создание Ивановского химико-технологического института в 1930 году. Эта дата всё же основная: с нее начинается история нашего вуза как самостоятельной организации.
Стержень ИГХТУ – научная работа
– За 90 лет в истории вуза наверняка было немало ярких событий.
– Событий было так много, и так много людей работало в стенах университета, что кратко рассказать об этом крайне сложно. Поэтому к юбилею благодаря большим усилиям Оскара Иосифовича Койфмана и его коллег была издана монография "Научные школы Ивановского химтеха: сквозь призму истории". Листая ее страницы, мы, нынешние химтеховцы, можем гордиться теми, кто работал здесь, создавал свои научные школы, воспитывал учеников.
В военные годы университет очень активно помогал фронту. Здесь было развернуто производство боеприпасов, стартерных аккумуляторов и лекарственных препаратов.
Бурное развитие вуза началось после войны, достигнув апогея в 1970-80-е годы, когда признанием заслуг университета стало его награждение орденом Трудового Красного Знамени, а сам Ивановский химтех был включен в число ведущих учебных заведений страны. Вуз выстоял в трудные девяностые годы, а в начале 2000-х продолжил активно развиваться.
– В чем особенность ИГХТУ по сравнению с другими вузами региона?
– Наверное, главное то, что научная работа высокого уровня всегда была в основе развития университета, его стержнем. Это и является объяснением всех успехов вуза. Чем выше уровень научных исследований, тем выше квалификация научно-педагогических кадров и, соответственно, качество преподавания. Неслучайно сегодня, в дни юбилея, мы вспоминаем наших ветеранов, тех, кто стоял во главе научных школ, которые создаются многолетним трудом талантливых и по-настоящему одержимых наукой людей.
– Нынешние ученые соответствуют этой высокой планке?
– Каждый год наши ученые выигрывают десятки грантов, повышается качество публикаций, растет число их цитирований. У нас подрастает очень талантливая молодежь, успешно работающая над кандидатскими и докторскими диссертациями. Например, в этом году трое молодых сотрудников защитили докторские диссертации.
Отрадно сознавать, что нам есть кому передать эстафету. Поэтому в будущее мы смотрим с уверенностью.
Талантливая молодежь вуза активно участвует в научной работе.