В Родниковском районе живет создатель уникального парашюта

15 октября 2020 21:04

Точность приземления доведена до идеала

Небольшую деревню Березники от села Парское отделяет лишь пеший мостик через тихую речку Паршу. В деревне всего несколько улиц, и каждая утопает в зелени. На одной из них в уютном домике с простенькими резными наличниками уже 26 лет живет Владимир Маляев. А работает 73-летний мужчина в Иванове на парашютном заводе "Полет".

Имя Владимира Александровича известно каждому десантнику и спортсмену-парашютисту в России, да и в мире. Ведь он – создатель уникальной парашютной системы "Мальва" с принципиально новым куполом типа "крыло". "Мальва" позволяет довести точность приземления до идеальной.

Красивое название парашюту придумали в конструкторском бюро ивановского завода "Полет" в честь его создателя: "Мальва" и звучит красиво, и соотносится с фамилией разработчика.

Владимир Маляев родился 17 февраля 1947 года в Иванове, но свое детство проводил у бабушки в деревне Буйники, что в Ильинском районе. Думал ли тогда сельский мальчишка, что станет изобретателем новых систем парашютов?

Он и само слово это впервые узнал из объявления в холле техникума: осенью 1963 года ребят приглашали записываться в парашютную секцию. С другом начал посещать занятия и тогдашний третьекурсник Володя. Прошло два месяца тренировок, а дело до прыжков так и не дошло. И тогда парни поступили в секцию парашютистов в Ивановский аэроклуб.

Тренер по воздушной групповой акробатике

28 мая 1964 года Володя Маляев запомнил на всю жизнь. В этот день он впервые совершил прыжок с парашютом ПД-47. Кстати, такие же использовали поначалу и Юрий Гагарин, и Валентина Терешкова, остальные космонавты.

По воспоминаниям Владимира Александровича, прыгали на аэродроме Ясюниха с самолета Як-12 по три человека. Интересным было даже само отделение от самолета: сначала надо вступить на приваренную к корпусу лесенку, а потом, взявшись за стойку крыла, сильно оттолкнуться.

Курсант Маляев выполнил три прыжка и получил тоненькое удостоверение перворазника. В секцию спортсменов его в тот год не взяли. Зато на следующий он совершил 47 прыжков и в армии служил именно в десантных войсках.

Конкретно. Специалисты считают "Мальву" лучшей классической парашютной системой в России. В целом с 1987 года под руководством Владимира Маляева создано более 35 новых моделей различного назначения. Например, "Оптима" для прыжка в тандеме, парашют спецназначения "Беркут", крыло "Flayer", запасные системы для парашютистов-купольников – "Кристалл" и "Квант". Для курортов Черного моря разработаны парашютно-подъемные системы "Бриз", "Сигал", "Мега", "Альбатрос"...

 В 1968 году Маляев стал работать инженером-технологом на Ивановском заводе тяжелого станкостроения. Но трудился там недолго – ушел в авиаспортклуб на должность парашютиста-инструктора, а с 1970-го он – сверхсрочник в 81-м полку ВВС.

За всё время ивановец выполнил 9500 прыжков, из них около 300 специальных – с самолетов Ан-12, Ан-22, Ил-76. И при этом испытывал парашютную технику (280 прыжков). Редко кто может похвастаться таким опытом.

Владимир Маляев в молодости – после очередного прыжка.

До 1994 года был членом сборной парашютистов ВВС, работал тренером по групповой акробатике. Четырехкратный чемпион СССР, на счету нашего земляка 15 рекордов страны и мира.

Зарплату платили… долговыми расписками

С "Полетом" (тогда он назывался заводом № 3) Владимир Маляев неофициально сотрудничал с 1987 года. Именно он организовал разработку и производство спортивных парашютов серии "Талка". Их особенность состояла в том, что запасной, как и основной, парашют располагался на спине парашютиста. Затем было несколько модификаций. "Талка-3" – первый советский "скоростной" парашют.

Именно с приходом Маляева на заводе было создано собственное КБ по разработке новых парашютных систем. "В "Полет" официально пришел в 1994 году. Это почти совпало с распадом СССР, время было очень тяжелое. Завод стремительно падал в небытие. Ситуацию в 1997-м спас новый директор Валерий Николаевич Васильев, который вошел в состав акционеров предприятия, – рассказывает конструктор предприятия Владимир Маляев. – Мы тогда думали, что КБ закроется. Уволили две трети сотрудников, зарплату задерживали, да и ту выплачивали не деньгами, а долговыми расписками. Мы ютились в маленьких комнатушках. Но с приходом Валерия Николаевича у завода открылось второе дыхание".

"Мальва" – купол в виде крыла для парашюта изобрел наш земляк.

Чтобы парашюты соответствовали мировому уровню, ткань, из которой их шьют, должна быть высокого качества. Тогда Владимир Маляев обратился к новому директору с просьбой выделить средства для приобретения специальной купольной ткани. "Валерий Николаевич сам связался с друзьями из Америки, стали искать нужную ткань. Но на этом его помощь не закончилась. Для нашего КБ отремонтировали целый этаж главного корпуса, мы переехали в большое светлое помещение. Директор дал добро на набор новых специалистов".

Валерий Васильев сегодня сенатор от Ивановской области, и конструктор продолжает с ним общаться: они часто вспоминают то время, когда завод потихоньку начал возрождаться. Именно тогда там стали "раскручивать" линейку спортивных парашютов. "Сегодня на нашем заводе (а я его зову "бриллиантом" региона) работают 700 человек, получают достойную зарплату" – с гордостью говорит Владимир Маляев.

А потом был перерыв в деятельности Маляева. В феврале 2009-го он ушел на пенсию, сильно устал морально. Но ровно через девять лет гендиректор завода Юлия Портнова вновь пригласила Владимира Александровича на завод "Полет". 73-­летний заслуженный конструктор России до сих пор трудится в КБ в должности ведущего конструктора.

Прыжок в 50-градусный мороз

В апреле этого года по всем телеканалам прошли сюжеты об уникальном прыжке российских десантников в Арктике. Группа из 20 парашютистов впервые в мире совершила прыжок с высоты… 10 000 метров!

А ведь предельно безопасной для здоровья человека считается высота 7500. На 10 километрах от земли человек уже практически не может дышать, начинается кислородное голодание, возможны обмороки и даже смерть. К тому же на этой высоте температура воздуха снижена до минус 57 градусов.

Прежде чем совершить этот групповой прыжок, каждый парашютист прошел спецподготовку, тренировался в барокамере. Прыгать пришлось в специальных защитных костюмах и кислородных масках.

В уникальном историческом событии участвовал сын Владимира Маляева – Дмитрий, который, как и его знаменитый отец, работает на "Полете" (в должности заместителя главного конструктора). Дмитрий – парашютист, мастер спорта.

Групповой прыжок был совершен на парашютных системах "Стайер", которые разработаны в КБ ивановского завода (в создании участвовал и Владимир Маляев). Десантирование в небе Арктики доказало высокое качество и надежность нашей техники, которая выдерживает самые жесткие испытания даже в экстремальных арктических условиях на критической высоте.

В ближайших планах Владимира Маляева – государственное испытание новых парашютных систем для ВДВ – "Кадет-75" и "Кадет-100" для учебно-тренировочных прыжков и "Кадет-100Д" ("Десантник") в качестве замены "Д-10".

Работоспособности и таланта Владимиру Александровичу не занимать, а нам стоит гордиться, что на Ивановской земле живут и трудятся такие замечательные люди.

Елена САВИЧЕВА

Читайте также
Специалисты начнут сертификацию аэропорта "Иваново" 16 апреля
Пожароопасный сезон в Ивановской области начнется с 21 апреля
Аграрии в Ивановской области будут получать субсидии на растениеводство в электронном виде