28 ноября 2020
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ...

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Образование и наука 10 сентября, 13:33 656

Когда дошкольник становится школьником

Начиная с этого дня в школьных стенах предстоит испытать и узнать столько нового!
Начиная с этого дня в школьных стенах предстоит испытать и узнать столько нового!
Осень – начало школьной поры. 1 сентября в школу первый раз пришли самые маленькие ученики. Для них всё здесь впервые: первый звонок, первый урок и первый учитель, первые трудности и новые знакомства… О том, как психологически подготовить ребенка к новому этапу жизни, поговорим в этой статье

Занятия не должны казаться наказанием

По мнению учителей и психологов, первые месяцы у выпускников детских садов уйдут на адаптацию к новым условиям. Речь идет именно о психологической перестройке жизни малышей.

В первом классе дети чаще всего страдают от смены режима. В детском саду к ним относились более снисходительно, а школа предъявляет определенные требования, и не каждый готов их принять. Сколько всего ожидают от малыша! А ведь ему интересно играть, творить, дружить, исследовать мир! Если взрослые загрузят дошкольника академической подготовкой к школе, он рискует остаться без детства! В любой школе первокласснику пригодится и умение вливаться в коллектив, и налаживать отношения со сверстниками и взрослыми, и высказывать свою точку зрения.

К школьной жизни – в шесть приемов

Родители могут воспользоваться приемами, которые помогут ребенку легче пережить
период адаптации и перехода к новому школьному режиму.

Первый прием – первое посещение школы вместе с ребенком. Малыш должен почувствовать ваш эмоциональный настрой. Если родители положительно и оптимистично относятся к школе, то и у ребенка не возникнет тревожности от необходимости посещать уроки.

Второй прием заключается в организации пребывания ребенка в школьном лагере во время летних каникул. Так он сможет быстрее оценить ситуацию и приспособиться: дошкольник заранее осваивает пространство, в котором ему предстоит учиться. В начале учебного года ему не придется тратить силы и время на то, чтобы научиться ориентироваться в школьных стенах, у него появится больше шансов сосредоточиться на школьных предметах.

Третий прием. За две-три недели до начала учебного года необходимо урегулировать режим дня, который ребенок будет соблюдать в течение всего периода обучения. По утрам будущего школьника следует поднимать в то время, когда ему придется просыпаться в учебном году. Постепенно приучая ребенка к режиму дня, родители помогут ему облегчить период адаптации к новым условиям.

Четвертый прием. При выполнении домашних заданий взрослые должны сохранять хорошее настроение, чтобы не отпугнуть ребенка.

Пятый прием. Занятия лучше проводить в игровой форме, обязательно делая перерывы для отдыха и игр. Максимальная концентрация внимания у детей в этом возрасте – 20 минут, после этого наступает утомление, через 5-7 минут смены деятельности ребенок снова готов активно трудиться. При этом он должен понимать, что его усилия поощряются взрослыми, подкрепляются похвалой.

Шестой прием. Малышу будет гораздо легче приспособиться к новым условиям, если с ним в классе будет учиться кто-то из его знакомых. Постарайтесь организовать для него возможность общения со сверстниками, по возможности с будущими одноклассниками.

 В шесть-семь лет меняется весь психологический облик маленького человека, преобразуются его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым. Он не способен быстро усваивать новые знания, ему требуется дополнительное время, поэтому учебные программы всегда рассчитаны на детей со средним уровнем подготовленности.

Для развития памяти, умения логически мыслить и прочих навыков в домашних условиях вместе с ребенком читайте или смотрите мультфильмы, обсуждая прочитанное или увиденное. Чаще интересуйтесь мнением малыша, задавая при этом вопросы. Постарайтесь превратить занятия дома в удовольствие для дошкольника.

Плюсом подготовки дома является экономия средств, да и нужные материалы можно всегда найти в интернете. Однако при этом может пострадать качество: далеко не у всех родителей есть педагогическое образование. К тому же занятия в кругу семьи не всегда дисциплинируют малыша. Поэтому для лучшего результата всё-таки следует обратиться к специалисту. Педагог проверит уровень знаний и умений ребенка, а также проведет дополнительные занятия, при этом сделав упор на те сферы, в которых есть сложности и пробелы.

Дети могут говорить "не хочу, не пойду, не интересно" по нескольким причинам. Такое случается, когда родители сами "боятся" школы, нервничают, что им придется брать на себя дополнительную нагрузку и ответственность; когда дети видят, что мама и папа негативно относятся к школе и даже к учителям; когда у самих родителей отсутствует интерес к знаниям. А еще когда ребенок не ощущает поддержки со стороны родителей.

 Самым подходящим возрастом для начала обучения будущего первоклассника, по мнению психологов, считается период три-четыре года. Начинайте в игровой форме учить ребенка читать и считать: к примеру, во время прогулок посчитайте вместе с ним количество домов, автомобилей… Для творческого развития вместе изготавливайте поделки, рисуйте, создавайте аппликации, лепите, собирайте пазлы. Дома оборудуйте удобный письменный столик.

Загружая ребенка, важно не переборщить

Ваше серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка очень важны. Они помогают первокласснику почувствовать свою значимость, способствуют повышению самооценки, уверенности в себе.

Если учитель жалуется на поведение ученика, а родители, не разбираясь, его наказывают, в сознании ребенка закрепляется убеждение, что в школе плохо. Нередко перед поступлением в учебное заведение чадо так усиленно готовят, что ему становится неинтересна программа, которую он уже освоил в дошкольном возрасте. Психологически ребенок упустил период, когда ведущей деятельностью являлась сюжетно-ролевая игра, другими словами, он не наигрался.

В каждой школе имеются подготовительные курсы, и многие родители устраивают туда малышей. Это нужно, но главное здесь – не навредить: не переборщить с количеством занятий. Подготовка к школе рекомендуется тем детям, у которых есть пробелы в знаниях или умениях, чтобы подтянуть то, что получается не совсем хорошо. А также для того, чтобы познакомиться со школьной жизнью. Важно не перегружать свое чадо и не зацикливаться на будущей учебе, а дать ему возможность проживать свое детство в полной мере. Спокойное и позитивное отношение ребенка к школе, к учебе напрямую зависит от настроя родителей.
Самое главное, по мнению психологов, – поддержать первоклассника в его желании добиться успеха. За каждое достижение начинающего ученика надо хвалить. Эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") поможет вашему ребенку повысить мотивацию к учебе.

Родители должны проследить и за внешним видом маленького школьника: красивая одежда придаст уверенности.

Мамам и папам также не следует забывать, что у первоклассника не всё может получаться и это вполне естественно. Каждый имеет право на ошибку. Специалисты рекомендуют не отправлять малыша в школу без завтрака, быть внимательным к жалобам на головную боль, усталость, плохое самочувствие – чаще всего это объективные показатели переутомления. Кроме того, нужно контролировать время, проведенное за гаджетами: норма для семилетнего ребенка – не более 15-20 минут в день.

Таким образом, задача родителей – подготовить ребенка к школе психологически. Порой моральные аспекты имеют гораздо более важное значение, чем развитие у будущего школьника интеллектуальных навыков. Если дети эмоционально готовы к школе, им гораздо проще воспринимать новую обстановку: они быстрее вливаются в школьный коллектив, более ответственно относятся к учебе и практически сразу начинают демонстрировать успехи в обучении.

Наталья САБУРОВА, педагог-психолог

Поделиться

Читайте также в рубрике «Образование и наука»

Опрос

Какое прозвище памятнику Котельникову вы бы дали?

  • "Снова в школу"
    19%
  • "Коробейник"
    31%
  • "Счастливый грибник"
    37.9%
  • Бонд
    12.1%
  • Всего голосов: 58.
Голосовать Все опросы Результаты
18+

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Нажмите Ctrl+Enter,
чтобы сообщить об опечатке