Даже у медалистов немало белых пятен в знаниях

12 августа 2020 10:05

В этом году 100 баллов по русскому языку получили сразу 27 человек. Для сравнения, в 2019-м таких было 13. Учитель русского языка и литературы ивановской школы № 8, основатель репетиторского центра "Ученый кот" Ольга Лобаченко состоит в комиссии по проверке ЕГЭ. Она поделилась своим видением ситуации.

– Многие утверждают, что в этом году задания были простые. Как вы оцениваете сложность ЕГЭ по русскому языку?

– ЕГЭ по трудности был точно таким же, как и в 2019-м. Далеко не все, кто ждал самых высоких баллов, их получили. В прошлом году появилось несколько новых заданий, к которым не привыкли ни учителя, ни ученики. Сейчас мы решаем их более уверенно. Есть задания по культуре речи, на которые вообще нельзя натаскать.

Такое количество стобалльников доказывает, что в нашей области много развитых, умных детей, что бы ни говорили противники современной молодежи и ЕГЭ. А вот я в возрасте 17-18 лет точно не выполнила бы многие тестовые задания современного экзамена.

– С чем тогда, по вашему мнению, связано резкое увеличение числа стобалльников?

– Мне это не кажется необычным, потенциально абсолютных результатов может быть даже больше, но не всем хватает выдержки на экзаменах. В своем репетиторском центре я подготовила двоих ребят на 100 баллов, а ждала, что их будет пятеро. Трое добрались "только" до 96-98 баллов. Но, действительно, среди моих учеников десять человек набрали выше 90 баллов, это лучше прошлогодних результатов.

Могу предположить, что были более адекватные варианты КИМов (заданий), чем в прошлом году. Хотя всегда, к сожалению, попадается вариант, на котором "срываются" даже самые сильные.

– В комиссии по проверке результатов ЕГЭ у вас есть возможность сравнивать работы школьников разных лет…

– В этом году я не участвовала в комиссии по русскому языку, ознакомилась только с работами своих выпускников. Повторюсь, в 2019 году существенно изменились требования к сочинению, они стали более конкретными. Сначала было много споров о том, как толковать новые критерии, но, думаю, за год разногласия были урегулированы и работать экспертам стало легче. И, конечно, учителя и репетиторы сейчас лучше понимают, как заниматься с детьми в этом направлении.

Слышала отзывы коллег, которые были экспертами в этом году. Они, к сожалению, не в восторге от нынешних работ, так что говорить о том, что резко выросло качество сочинений, не приходится. Есть десятки учащихся, которые не смогли прочитать фамилию Крупин и заменили ее привычной для слуха Куприн. Это мелочь, но фактическая ошибка налицо.

Дети по-прежнему делятся на тех, кто готовится основательно, и тех, кого никто не может заставить – ни родители, ни учителя. Даже лучший репетитор тут бессилен. В этом году я работала с несколькими медалистами из разных школ. У них множество белых пятен в знании русского языка. Грустно, когда отличница делает ошибку в глаголе "обиделся" – на экзамене старые проблемы вполне могут дать о себе знать.

– На ваш взгляд, в этом году выпускникам было проще, так как у них оказалось больше времени на подготовку в связи с переносом экзаменов вследствие пандемии коронавируса или, наоборот, они оказались в стрессовой ситуации из-за неизвестности, как в итоге разрешится ситуация?

– Этот год, несомненно, был непростым для ребят, но, действительно, у них появился лишний месяц для подготовки. Мы, например, не пропустили ни одного занятия и работали в онлайн-режиме с марта по июнь, до последнего дня.

Но это не самые большие трудности. На мой взгляд, самое сложное в подготовке к ЕГЭ связано с тем, что школы (не все, конечно, не буду обижать коллег) в большинстве своем не готовят к нему. Учителя, конечно, предлагают решать тесты и проверяют сочинения, но не учат, как это лучше делать. Много задают, заставляют выполнять далекие от заданий ЕГЭ грамматические разборы и упражнения из учебников, к которым у меня лично много вопросов. Часто дети слышат, как учитель объявляет, что к экзамену он готовить не должен, на это есть репетиторы. Но зачем тогда ходить в школу?

Русский язык – экзамен, на который выпускники всегда возлагают много надежд, но я не вижу, что он становится простым для всех. Кто готовится, кому повезло с учителем, кто занимается саморазвитием, обязательно получает высокий балл по этому предмету, и нельзя этому не радоваться.

 

Беседовала Мария СЕДОВА

Читайте также
Духовой оркестр из Шуи выиграл 2 миллиона рублей
Миллион за первенца: в Ивановской области заработал пакет мер поддержки семей с детьми
Полевые работы в Ивановской области задержались на неделю