19 сентября 2020
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ...

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Общество 6 августа, 10:26 627

Витрина всего региона

Так железнодорожный вокзал выглядел в 1930-е годы.
Так железнодорожный вокзал выглядел в 1930-е годы.
Железнодорожный вокзал для многих ивановцев теперь уже не ассоциируется ни с многочасовыми очередями за билетами, ни с запахом беляшей и запеченных куриц, исходящим от багажа. После реконструкции это место значит нечто большее.

В 1933 году, когда открывали новый вокзал, Иваново было центром огромной промышленной области, охватывавшей современные Владимирскую, Костромскую, Ярославскую и часть Нижегородской областей. Нескромные планы стать столицей РСФСР были эфемерны, но не безосновательны.

Вокзал, построенный по проекту малоизвестного архитектора В. М. Каверинского, стал седьмым по величине в СССР. Продвинутый экстерьер с панорамными окнами по фасаду и сплошным остеклением лестничных маршей народу так и не полюбился. Однако перед ремонтом здания немало горожан обеспокоились тем, что его внешний вид может быть искажен. Хотя свой первоначальный облик вокзал потерял еще в пятидесятые...

Аутентичные формы 1933 года здание в итоге не получило, оставшись точно таким, каким было принято два года назад на госохрану как памятник. Но изменения в экстерьере не сможет увидеть только слепой. Это цветовое решение выходящего на площадь фасада. Если у вас аллергия на серый цвет, то оно может оттолкнуть. Однако перекличка красного и серого (вполне в колористике РЖД) отсылает к нереализованным проектам Народного дома текстильщиков, то есть ко времени расцвета новой архитектуры в середине 1920-х годов.

Игра, которая напрашивается во время осмотра двух залов вокзала, – это "Найди 10 отличий". Концепция щадящей реконструкции предполагала сохранение всего, что можно оставить без замены. В итоге получилось максимально похоже на то, что было раньше.

Колонны кассового зала, ставшего теперь и залом ожидания, украшены орнаментом, заимствованным с ткани, хранящейся в Музее ивановского ситца. Этот индустриальный мотив начала 1930-х годов перекликается с инсталляцией в виде ткацкого станка, установленной в зале. Такие хотя еще и работают в городах и поселках области, но уже представляют музейную ценность. Таким образом вокзал с помощью этого экспоната становится витриной города и региона.

О текстильной роли Ивановской области приезжающим теперь напоминает станок.

Во-вторых, бережно сохраненные мозаики и монументальные росписи бывшего зала ожидания отсылают к образу "самого советского города" СССР, "родины первого Совета". Обновленные сцены из судьбоносного для города и края 1905 года могут вызвать противоречивые эмоции у неподготовленной публики, хотя по насыщенности изобразительным краеведением ивановский вокзал не уникален.

Огромное пространство вокзала, в связи с изменением структуры перевозок, избыточно. Это разработчики учли и подготовили второй зал для реализации масштабных культурных проектов. Впрочем, там можно проводить и показательные баскетбольные игры.

К этому необходимо добавить изощренную технологическую начинку здания, облицованный гранитом подземный переход на вторую платформу и множество знакомых ивановцам мелочей, которые могут вызвать ностальгию у старшего поколения.

Михаил ТИМОФЕЕВ, профессор кафедры философии ИвГУ

Поделиться

Читайте также в рубрике «Общество»

Лента новостей

Вся лента новостей

Опрос

Какое прозвище памятнику Котельникову вы бы дали?

  • "Снова в школу"
    22.4%
  • "Коробейник"
    24.5%
  • "Счастливый грибник"
    38.8%
  • Бонд
    14.3%
  • Всего голосов: 49.
Голосовать Все опросы Результаты
18+

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Нажмите Ctrl+Enter,
чтобы сообщить об опечатке