Назад в прошлое с современными технологиями

6 августа 2020 10:06

Ивановский железнодорожный вокзал после реконструкции блистает роскошью и торжественностью, но при этом сохранил неповторимый дух ушедшей в прошлое эпохи конструктивизма

Зал, из которого не хочется уезжать

"Архитектурные формы, заложенные специалистами еще в 1930-е годы, в ряде случаев хоть и напоминают то, что было до ремонта, но здесь всё новое, – отметил во время церемонии открытия председатель правления РЖД Олег Белозёров. – Даже плитка, на которой мы стоим, хоть и выглядит, как та, что была уложена когда-то, абсолютно другая".

При подготовке к реконструкции вокзала исполнители проанализировали лучшие современные решения по строительству и восстановлению подобных сооружений. "Красный" зал стал многофункциональным арт-пространством с возможностью проведения выставок, в том числе мультимедийных, концертов, других мероприятий.

"На первый взгляд, основной зал сохранил свою цветовую гамму, также выполнен в синем цвете, – говорит ивановка Ксения Рыбина, – но я поймала себя на мысли, что этот синий уже не раздражает меня, а, наоборот, умиротворяет. Сейчас находиться внутри вокзала мне очень комфортно и уютно, хочется ходить, рассматривать узоры и инсталляции".

На обновленном вокзале фотографируются, как в музее.

"Завершилась реконструкция железнодорожного вокзала. Он уникальный – седьмой по размеру в России и самый большой на Северной железной дороге. К тому же и самый крупный из вокзалов – памятников конструктивизма, – рассказал на открытии губернатор Станислав Воскресенский. – Реконструкторам удалось максимально воплотить задумку архитекторов-конструктивистов 1930-х годов: с удобством для пассажиров и по самым современным технологиям. Мы с вами – столица текстильной промышленности и столица авангарда, и всё это удалось воплотить".

Стены ходили ходуном

Изначально в реконструкцию ивановского железнодорожного вокзала РЖД планировали вложить чуть больше 500 млн рублей, однако когда строители приступили к ремонту, выяснилось, что многое нужно делать заново. Поэтому отчасти и затянулись сроки ремонта (который начался в 2018 году). "Всплыли необходимые работы, о которых мы узнали только в процессе реконструкции, – говорит начальник Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Евгений Румянцев. – Вскрыли стену, а она заходила ходуном, пришлось делать дополнительное укрепление, устанавливать стяжки. Поэтому изначальная стоимость ремонта увеличилась". По данным пресс-службы Северной железной дороги, инвестиции в реконструкцию превысили 1,2 млрд рублей.

Цифры. Здание Ивановского вокзала построено в 1933 году в стиле "конструктивизм". Оно самое большое на Северной железной дороге – его площадь более 9100 квадратных метров. На территории могут находиться до 1200 пассажиров одновременно, здесь расположены 17 путей и две платформы. Это объект культурного наследия регионального значения.

 Полностью восстановить изначальное историческое остекление оказалось невозможно: при предыдущих реконструкциях часть панорамных окон заложили и установили пилоны (опоры), которые слева от входа разбили основное остекление фасада на четыре части. Пилоны как раз и удерживали стену от разрушения.

Когда это обнаружилось, пилоны укрепили металлическими обоймами, а внешнюю стену выкрасили в теплый терракотовый цвет и обозначили контуры светлым штакетником. Всё это издали создает иллюзию первоначального остекления.

Аварийный козырек главного входа пришлось полностью перебрать и укрепить конструкцию. Внутри вокзала также делали новый потолок.

Безбарьерная среда и для… чемоданов

"Мне понравилось работать с командами главы города и губернатора, которые во всём проявляли заботу о людях, ставя задачи обеспечить максимальный комфорт для маломобильных групп населения", – говорит руководитель архитектурного бюро "Фабер групп" Елена Франчян.

Пешеходный подземный переход, по которому теперь можно перебраться на вторую платформу, оборудован пандусами и подъемниками для маломобильных пассажиров. Для них же смонтированы пониженные кассовые окна, кроме того, установлено индукционное оборудование и мнемосхемы для слабовидящих граждан, адаптированы санузлы и комната длительного отдыха, установлен справочный терминал с возможностью регулировки высоты размещения экрана для пассажиров, пользующихся инвалидными колясками.

Вход обустроен для максимального удобства пассажиров, в том числе маломобильных. Основные двери заимствованы из лучших практик РЖД и Московского метрополитена: тяжелые маятниковые двери с тактильными накладками удобно открывать в любую сторону. Пройти с чемоданами, в том числе при быстром движении, не составит труда.

"Я рада, что у дизайнеров получилось грамотно "почистить" то, что было, – восхищается Елена Франчян, одна из авторов проекта. – Даже лавочки мы выбрали стильные и эргономичные, чтобы на них удобно было сидеть. Нам удалось сохранить всё, что подлежит охране вокзала-памятника: фрески в "красном" зале, метлахскую плитку (в тех же цветах, но в других размерах)".

Кроме того, на вокзале теперь можно зарядить свои мобильные устройства и пользоваться бесплатным интернетом по Wi­Fi.

Вслед за "Ласточками" и "Орланами" появятся электрички

Сейчас РЖД прорабатывают возможность электрификации железнодорожного участка в Ивановской области. По словам губернатора Станислава Воскресенского, все ранее существующие договоренности взаимодействия с ведомством – по экономике, запуску "Ласточки" и ремонту вокзала – компания выполнила в полном объеме. И уже на протяжении нескольких месяцев правительство региона обсуждает с дирекцией РЖД дальнейшие планы – по электрификации железной дороги.

"Ставилась задача посмотреть, насколько целесообразно электрифицировать участок. И запуск "Ласточки" показал, что не просто целесообразно, а это нужно делать как можно быстрее. В нашу программу 2020 года мы включили средства на проведение финансово-экономических и технологических конструкторских исследований", – рассказал журналистам Олег Белозёров. Деньги на это компания выделила, несмотря на сокращение бюджета, и работа уже началась. Решение о дальнейшем финансировании проекта по электрификации области РЖД примут после результатов исследований. По информации пресс-службы компании, не ранее 2025 года.

Между тем. Губернатор Станислав Воскресенский и начальник центральной дирекции здравоохранения – филиала РЖД Елена Жидкова подписали соглашение о взаимодействии и сотрудничестве в сфере здравоохранения. Ивановская железнодорожная клиника теперь включится в систему здравоохранения области, и ее услуги станут доступны всем жителям. Регион, в свою очередь, усовершенствует первичную медико-санитарную помощь, будет развивать ее доступность и качество.

 30 апреля, в день официального открытия после масштабной реконструкции железнодорожного вокзала в Иванове, совершил свой первый рейс рельсовый автобус РА-3, названный "Орланом". Это состав с повышенным уровнем комфорта для пассажиров: система климат-контроля, экологически чистые санитарные комнаты, подъемники для инвалидных колясок… Он предназначен для перевозок пассажиров на неэлектрифицированных участках пригородных маршрутов. Время в пути между Ивановом и Кинешмой – полтора часа. 

В экспрессе два вагона на 138 сидячих мест (два из них – для инвалидов-колясочников). При необходимости компания увеличит количество вагонов до четырех-шести. Экспрессы из Иванова в Кинешму ходят два раза в день. РЖД согласовали по времени новый пригородный состав с ночной и утренней "Ласточками" из Москвы. Пригородные экспрессы в город на Волге отправляются в 5:50 и 11:05. Из Кинешмы в Иваново рельсовые автобусы ходят в 8:28 и 17:21. На последнем удобно пересесть на вечернюю московскую "Ласточку".

Стоимость билета – 270 рублей. Она не отличается от тарифа, действующего в обычных пригородных поездах до Кинешмы, которые также остаются в расписании. Таким образом, два главных города региона теперь связывают четыре состава ежедневно.

Надежда ПАВЛОВА

Читайте также
Компания "Газпром газораспределение Иваново" напомнила потребителям правила пользования газом
«У каждого есть шанс начать новую жизнь»
Как не потерять деньги в интернете