27 октября 2020
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ...

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Образование и наука 28 июля, 10:53 559

Ольга АНТОНОВА: "Повезло, что пандемия пришлась на последнюю четверть"

Ивановские школьники сдали экзамены лучше, чем в прошлом году
Ивановские школьники сдали экзамены лучше, чем в прошлом году
Выпускники начали сдавать ЕГЭ чуть ли не на два месяца позже, чем планировалось, в разгар летней жары. До сих пор еще не пришли результаты по химии, биологии, иностранным языкам. Вместо того чтобы проверять конкурсные списки в вузах, школьники пока обновляют личные кабинеты на сайте, где выкладываются результаты экзаменов.

О том, как выпускники, родители, учителя и организаторы переживают самую непростую с момента введения ЕГЭ кампанию, мы беседуем с начальником департамента образования.

 За время проведения ЕГЭ не заболел ни один школьник

Ольга Генриховна, кампания-2020 – сложная во всех смыслах. Полагаю, что организовать ее с учетом эпидемиологической ситуации было очень непросто. С какими трудностями вы столкнулись?

– В начале экзаменов эпидситуация была сложной, поэтому приоритет у нас был один – не допустить роста заболеваемости, обеспечить безопасность детей. Все технологические моменты, о которых мы очень заботились в прошлые годы, как-то сами собой отошли на второй план. Но техника нас не подвела: не было ни сбоев, ни серьезных нештатных ситуаций, как в прошлом году. Наверное, повлияла какая-то особая энергетика сложившихся обстоятельств. Произошел лишь один небольшой казус. В Тейкове в одном из пунктов проведения экзамена (ППЭ) внезапно погас свет – было аварийное отключение электроэнергии во всём городе. Но до конца экзамена оставалось совсем немного времени, да и аварию устранили быстро. Экзамен не был сорван.


Во время ЕГЭ не только техника не подвела... Специально интересовалась в департаменте здравоохранения: случаев заболевания коронавирусом не было. Никто из школьников не заболел.

– Видите на моем столе эту огромную папку документов? Это инструкции, более 300 листов, которые мы с коллегами из регионального центра оценки качества образования специально написали для участников экзамена. И эта бумажная работа, внимание к мелочам дали результат: никто не заболел. И только одного ребенка мы не допустили к экзамену из-за повышенной температуры.

В аудиториях тщательно обрабатывалась каждая поверхность. Мы централизованно закупили средства защиты и дезинфекции – по такому пути пошли далеко не все регионы. На каждый экзамен каждому ребенку выдавались маски, организаторам – маски и перчатки, так как Роспотребнадзор не разрешил перейти на кожные антисептики. И учителя, несмотря на дискомфорт, стойко приняли правила игры.

Все экзамены написал разным почерком

Правда ли, что в этом году за школьниками следила умная нейросеть, которая вычисляла тех, кто списывает?

– Это система «СмотриЕГЭ», сайт, на котором идет прямая трансляция со всех камер в ППЭ. Компьютер в онлайн-режиме анализирует поведение школьников и организаторов экзамена. Доступ к онлайн-трансляциям получают только специально обученные общественные наблюдатели. Если что-то вызывает сомнение, операторы размещают на сайте так называемые "черные метки": например, "подозрение на шпаргалку". Сигналы передаются в штаб ППЭ, члены ГЭК (государственной экзаменационной комиссии) присматриваются к ребенку, который попал на карандаш. В этом году ни одна "черная метка" не подтвердилась.

Работы школьников действительно проверяются на подлинность почерка?

– Да, но это не нововведение, а обычная практика. Если при проверке эксперты подозревают, что работа написана разными почерками, то мы можем запросить другие труды школьника и даже его тетради из школы. Хотя в нашем регионе ни одно такое подозрение ни разу не подтвердилось.

Почерк – это очень интересная тема. Представитель Рособрнадзора как-то рассказал нам показательный случай, который произошел в одном из регионов. Все экзаменационные работы у выпускника были написаны разными почерками. Молодого человека всерьез подозревали в подлоге, эксперты даже заказали графологическую экспертизу. Но она показала, что все четыре почерка принадлежали одному человеку. Всего у этого юноши было пять образцов почерка, которые он использовал в разных ситуациях.

Получить 100 баллов по русскому помешал "космонаФт"

Уже известны результаты многих экзаменов и очевидно, что нестандартные условия не снизили баллы. Русский написали лучше, профильную математику – чуть хуже, физику и информатику – на уровне прошлого года. Но ведь такие колебания бывают всегда?

– Совершенно верно. Нам, конечно, повезло, что начало пандемии пришлось на четвертую четверть, когда основные темы были пройдены. Но в целом, я считаю, любой экзамен – это то, чему ты научился не в последнем классе, а за все 11 лет. Помочь на экзамене может и правило, которое ты выучил в четвертом классе.

У нас несколько лет назад был случай на конфликтной комиссии, когда родители и выпускники, которые пришли на апелляцию, сами удивлялись тому, что написано в работе. Один выпускник, отличник, не сумел набрать 100 баллов по русскому из-за ошибки в слове "космонавт". Он его написал через "ф". Отец школьника не мог поверить своим глазам, когда увидел работу. Выпускник утверждал, что он такой глупой ошибки сделать не мог. Спрашиваю: "Ваша работа?" – "Моя". "Ваша буква "ф"? – "Моя". Пришлось им согласиться. Но случайной ли была эта ошибка?

Ребенок, очевидно, был в стрессовом состоянии. Есть мнение, что отличники нервничают сильнее, и поэтому часто пишут ЕГЭ хуже середнячков…

– Да, у медалистов часто завышенный уровень требований к себе и своим результатам. Высокую планку к ним предъявляют и родители, и педагоги. Они приходят на экзамен уже в напряженном состоянии, боятся ошибиться, набрать мало баллов. Троечникам в этом смысле гораздо легче: от них никто ничего не ждет, поэтому они пишут работу собранно, спокойно, не боятся провала. И часто набирают больше баллов, чем хорошисты.

Приведу еще один пример. Выпускник, тоже отличник, пришел с отцом на апелляцию по истории. Оказалось, что мальчик набрал совсем мало баллов, потому что споткнулся на первом вопросе части С, где требовался развернутый ответ. Занервничал, растерялся и даже не попытался ответить на другие вопросы. А среди других заданий были вопросы о Великой Отечественной войне: например, необходимо было обосновать, почему наша страна победила. В итоге школьник понял, что зря ушел с экзамена, очень расстроился, потому как мог дать правильные ответы… Участнику ЕГЭ – как спортсмену на олимпийском маршруте – важно не сойти с дистанции.

Ивановские эксперты отстояли баллы для всех российских выпускников

В этом году в России разгорелся скандал после ЕГЭ по химии. Федеральные каналы показывали сюжеты о том, как дети рыдали из-за слишком сложных заданий. У нас были какие-то жалобы?

– Нет, жалоб на экзамен по химии не было. Было письменное обращение одной мамы, которая пожаловалась на слишком трудные тексты по русскому языку.

Родители сейчас подписывают петиции за отмену результатов ЕГЭ по химии. Как вы считаете, может ли Рособрнадзор принять такое решение? И могут ли регионы, которые получили слишком сложные или некорректно составленные экзаменационные задания повлиять на эту ситуацию?

– Такие разговоры появляются каждый год – то математика была слишком сложной, то биология слишком простой. Но за всё время проведения ЕГЭ Рособрнадзор не отменил результаты из-за сложных контрольно-измерительных материалов ни по одному предмету.

Выпускники-2020 не растерялись и уже показали больше стобалльных результатов, чем их предшественники (на фото).

И отвечаю на ваш второй вопрос: да, регионы могут повлиять на ситуацию. У нас был исключительный случай, когда ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) по нашему обращению пересмотрел результаты всех российских выпускников по английскому языку. Началось с того, что апелляцию подала девушка, которая утверждала: одно из заданий было составлено некорректно, и настаивала зачесть ее ответ. Вслед за ней на апелляцию подали другие выпускники. Когда в департамент образования обратились уже 12 человек, мы собрали экспертов и попросили проанализировать задание. Оказалось, что оно действительно некорректное. Департамент обратился в ФИПИ, вопросом занялись федеральные эксперты, которые вынесли то же решение. В результате всем российским выпускникам добавили баллы за это задание.

Ольга Генриховна, какой опыт вы извлечете из этой трудной и необычной экзаменационной кампании?

– Во-первых, теперь мы знаем, что ничего невозможного нет. Кампания дала нам опыт подготовки к экзаменам в тяжелых условиях пандемии, когда от организаторов зависело здоровье многих людей. Но самый большой урок мы получили от наших выпускников, которые показали стойкость, оптимизм, веру в свои силы и в итоге справились с экзаменами не хуже предшественников. По итогам семи из 14 экзаменов наши выпускники получили уже 43 стобалльных результата (в 2019 году – 33 максимальных результата по итогам всех экзаменов).

Поделиться

Читайте также в рубрике «Образование и наука»

Лента новостей

Вся лента новостей

Опрос

Какое прозвище памятнику Котельникову вы бы дали?

  • "Снова в школу"
    20.8%
  • "Коробейник"
    28.3%
  • "Счастливый грибник"
    37.7%
  • Бонд
    13.2%
  • Всего голосов: 53.
Голосовать Все опросы Результаты
18+

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Нажмите Ctrl+Enter,
чтобы сообщить об опечатке