Ставила спектакли с Евтушенко, Вознесенским, Неизвестным

14 июля 2020 19:10

Регина Гринберг – создательница уникального не только в масштабах Иванова, но и всей страны (а по мнению Евгения Евтушенко – и в масштабах планеты) Ивановского молодежного музыкально-поэтического театра-клуба имени Высоцкого. Он был неким духовным, культурным центром столицы текстильного края.

Создатель национального достояния страны

С самого начала жизни театра Регина Михайловна была в нем и художественным руководителем-директором, и режиссером-постановщиком, и сценаристом, и сценографом. В Иваново для работы с театром и выступлений на его сцене приезжали Вознесенский, Окуджава, Ефремов, Волчек, Лебединская… Эрнст Неизвестный оформил два спектакля Гринберг.

Поэт Евгений Евтушенко говорил о театре Высоцкого, что "Сила его – в искренности искр, светящихся в глазах… Регина Гринберг принадлежит к числу подвижников XX века". Его коллега Андрей Вознесенский подметил: "Именно здесь, в Иванове, а не на Таганке впервые в стране начался поэтический театр. Регина Гринберг – это не только фанатик искусства, но и большой мастер… прораб духа. А ее театр – национальное достояние страны". По мнению другого поэта, Григория Поженяна, "Регина Гринберг – человек одаренный, высокопрофессиональный, с хорошим вкусом и неуступчивым непокоем… с непрофессиональным театром высоких профессионалов. А главное, Регина обладала, помимо таланта, подлинной гражданской убежденностью в отстаивании позиций, принципиальностью, настойчивостью, преданностью делу".

А вот что пишет о руководителе театра в своей книге "Регина. Театр нашей молодости", вышедшей в 2007 году, Андрей Афанасьев, пришедший в Молодежный в первый его набор: "Чем брала Регина Гринберг? Почему она притягивала к себе? Конечно, секрет в ее режиссерском таланте, в умении увлекать и актеров, и зрителей, в ее потрясающем чувстве времени, чувстве слова. Но не только. Она была очевидно неординарным человеком. С широкой эрудицией, оригинальностью суждений, смелостью поступков. Она была непохожей ни на кого личностью, а это само по себе завораживало. Особенно на весьма сереньком провинциальном фоне". 

"Театр Регины Гринберг" – так тогда, в 1960-1980 годах мы его называли, стал лауреатом премии Ленинского комсомола, всесоюзных и всероссийских фестивалей. А сама его руководитель получила звания: заслуженного работника культуры РСФСР (1976), заслуженного деятеля искусств (2002), стала обладательницей премии "Белая ворона" (2003).

Не попала на сценарный факультет из-за юного возраста

Регина Михайловна родилась 1 марта 1927 года в Киеве. Потом ее семья жила у Черного моря, в Анапе, и уже оттуда перебралась в Подмосковье.

Регина хорошо помнила начало Великой Отечественной войны и проводы отца на фронт. Были слезы и горячие объятья. Мать словно чувствовала, что видит мужа в последний раз… Так и случилось: он погиб в 1942 году. Когда немец стал подходить к Москве, семья эвакуировалась в Ташкент. Там было плохо с жильем, и главный узбекский город пришлось поменять на Казань.

Несмотря на недоедание, переезды, Регина не выпускала из рук книги, учебники. Сдав экстерном экзамены за среднюю школу, в 1944 году уехала в Москву и попыталась поступить на сценарный факультет, но не прошла "по малолетству". Зато ее допустили к экзаменам в Московский государственный университет, который она окончила в 1949 году с отличием по специальности "экономист". Во время учебы в МГУ Регина Гринберг увлекалась студенческой самодеятельностью, где пробовала себя в различных амплуа, причем не только актрисы, но и сценариста, режиссера.

По распределению приезжает в Иваново и преподает политэкономию в техникуме общественного питания. А в нерабочее время руководит драматическим самодеятельным коллективом учебного заведения. И настолько увлекается, что постепенно отходит от преподавательской деятельности, занявшись воплощением своей давней идеи – создать молодежный театр.

Первый спектакль показали на ВДНХ

"Театр возник в 1957 году из студии при Ивановском театре драмы, – рассказывал в своем интервью один из ведущих актеров Молодежного музыкально-поэтического театра Андрей Афанасьев. – Туда отбирали по большому конкурсу. Сначала новообращенными занимались педагоги, но потом финансирование кончилось, энтузиазм ослаб, и они превратились в бесплатный помсостав. Это молодежь не устраивало. Вызрел бунт, во главе которого встала Регина Михайловна. Она была членом худсовета студии, но к тому времени уже поставила несколько спектаклей в техникуме общественного питания, где работала преподавателем политэкономии. 1 марта 1957 года на ее 30-летии актеры подняли тост за свой театр и создали совет коллектива – "совет самозванцев", как они его называли. Через год выпустили спектакль по пьесе Александра Галича "Походный марш"… С этим спектаклем "бунтари" получили право поехать на Выставку достижений народного хозяйства. Там они полмесяца выступали с большим успехом. Кто помнит "Походный марш" (а это сейчас уже пожилые люди за семьдесят), до сих пор его очень чтит. Тогда это было новое слово – молодежное задорное представление, где много стихов и действия".

В Иванове выступал и Высоцкий.

В начале 1960-х Регина Гринберг заочно окончила Высшие режиссерские курсы и получила вторую профессию – режиссер театра. Она ставит "Водевили Чехова" ("Сельские эскулапы", "Предложение"), "Баню" по пьесе Маяковского, "Реквием" по поэме Рождественского, поэтическое представление "Парабола" по произведениям Вознесенского, "Настал черед" – Цветаевой… Все спектакли, пьесы, литературные концерты, сделанные руководителем Молодежного, трудно перечислить. Регина Михайловна не только ставила, но и создавала, в частности, по произведениям наших земляков-поэтов – Николая Майорова, Алексея Лебедева.

Молодежный показывал свое искусство на престижных сценах столицы, гастролировал во многих российских городах, успешно выступал в Польше.

Вот что пишет об этом времени в своей книге "Весь мир – театр..." актер раннего призыва Гринберг Валерий Корягин: "…Мы упивались известностью и славой, не задумываясь о том, что творит и показывает, духовно влияет на нас (и не только нас) она, а мы – лишь исполнители ее воли (многих это сердило и обижало). Что это всё она – маленькая, дерзкая, не в меру назойливая и ненавистная для драконов с множественными головами. Рикошетом попадало и нам, мы принимали и это на свой счет, не понимая тогда еще, что Регина стала нашей судьбой и значительным этапом в жизни". 

Успех Молодежного театра в основном заключался в том, что он "всегда был театром протеста, противопоставления чиновничьему "не пущать", отвечал на вопросы, волновавшие людей всех возрастов, различной социальной принадлежности, – пишет Валерий Корягин. – Режиссер театра всегда опережала время и своими честными, высокохудожественными, многоплановыми и боевитыми постановками открывала те имена и поэтические, гражданственно-художественные пласты, которые с течением времени оказывались легализованными…"

Огонь лишил сцены и архивов

14 февраля 1996 года в здании клуба фабрики имени Балашова, где размещался и работал театр, случилась трагедия – произошел пожар. Театр лишился всего оборудования, музыкальных инструментов, музея, фонотеки, костюмов, декораций, архивных материалов и, самое печальное, – двух сцен...

Но Регина Михайловна, несмотря на эту трагедию и болезнь, не опустила руки. Она работала над циклом радиопередач "Страницы истории молодежного театра", видеофильмом "Небом единым"...

Регины Гринберг не стало 11 июля 2005 года.

Известный ивановский мастер слова и пера Леонид Таганов в статье, посвященной 85-летию Регины Михайловны, написал: "Писатели оставляют после себя книги. Архитекторы – дома. Музыканты – симфонии, песни. А что оставляют после себя выдающиеся режиссеры? Спектакли, записанные на пленку? Но разве это можно сравнить с живым театральным действием? Театр – это всегда сейчас, то, что происходит сегодня. Зритель сверяет в театре пульс текущей жизни со своим личным временем. Даже самый гениальный спектакль прошлого неизбежно канет в Лету. Но, с другой стороны, театр вечен. Остаются легенды, воспоминания о духовном, творческом дерзании тех, кто заставлял зрителей смеяться и плакать, страдать и верить. И пока жива память о них, будет жить и театр…" А значит, будет жить и память о Регине Гринберг.

Игорь АНТОНОВ

Читайте также
Мобильные комплексы "Стань чемпионом" помогут выявить спортивные таланты ивановских детей
Ремонт дорог в Ивановской области идет рекордными темпами
Меры поддержки многодетных семей в Ивановской области закрепят законодательно