Полярник с мировым именем (К 90-­летию со дня рождения).

2 июня 2020 19:28

Исследователь Арктики и Антарктики Николай Корнилов стал Героем Социалистического Труда 16 ноября 1970 года "за отличное выполнение заданий в особо трудных условиях, проявленные при этом мужество и героизм". А его школьные годы прошли в Шуе.

 Телеграмма Хрущёву с дрейфующей станции

В 1961 году Корнилова назначили руководителем дрейфующей научно-исследовательской станции "Северный полюс–10". Впоследствии он рассказывал, что такой объект впервые открыли осенью и с помощью судна, атомохода "Ленин". Тогда как обычно все наши дрейфующие станции появлялись с помощью авиации и ранней весной, в самое хорошее для Арктики время, когда уже наступал полярный день и погоды были более-менее нормальные. После этого много станций открылось с помощью судов, а в последние годы только так и делают.

"Первую льдину выбирали с помощью авиации, летал самолет Ил-14, – вспоминал Николай Корнилов. – Мы сами были на борту, смотрели этот район… В итоге станцию организовали к северо-востоку от острова Врангеля, на 77-м градусе. Мы открыли ее в канун 22-го съезда КПСС и послали приветственную телеграмму Никите Сергеевичу Хрущёву и всем остальным участникам".

СП-10 дрейфовала порядка трех лет, поскольку, как говорил Николай Александрович, им еще и повезло с ледовым полем. "Это был паковый лед (просуществовавший несколько циклов нарастания и таяния.И. А.), размер поля – шесть километров на четыре, там был хороший старый оттаявший вал торосов, на нем и поставили лагерь. Через год, правда, льдина сильно уменьшилась – ее размер был уже 900 на 800 метров, ее всю обломало – но это ядрышко сохранилось. На нем мы сумели построить аэродром, на который принимали Ил-14 – он и снял нас следующей осенью".

Николай Корнилов (слева) в одной из экспедиций.

Станция "Северный полюс–10" навсегда вошла в историю освоения Арктики. В дальнейшем Николай Корнилов был руководителем и участником шести станций: советских и одной российской. Организовал первую и пока единственную дрейфующую научно-исследовательскую станцию в Антарктике (море Уэдделла) – по российско-американскому проекту, одним из авторов которого шуянин и являлся.

Проводил суда на Северном морском пути

Николай Корнилов родился 5 июня 1930 года в селе Ямская Слобода (ныне в черте Владимира). Вырос же в Шуе, куда его отца направили по распределению после окончания Московского политехнического института. Будущий полярник окончил шуйскую школу № 1 (ныне гимназия). И в том же году уехал в Ленинград, где поступил в Высшее арктическое морское училище (ныне – морская академия) на специальность инженера-океанолога.

Свою будущую профессию Корнилов выбрал еще в детском возрасте. В 1937 году большое влияние на него оказал дрейф советских полярников из четырех человек во главе с Иваном Папаниным, которые девять месяцев провели в тяжелейших ледовых условиях, выполнив поставленные научные задачи. "Когда СП-1 под руководством Папанина дрейфовала на льдине, мне было семь лет, – вспоминал Николай Александрович, – и мы все играли в папанинцев. Об этом писали в газетах, говорили по радио – мы были в курсе всех дел. Передавали, конечно, не о каждом дне, но сводки были регулярно, мы знали в подробностях, как их высаживали, как снимали. Мы знали, что у них есть собака и всего одна палатка… Они, конечно, оказали на нас большое влияние, в какой-то степени и из-за них я выбрал такую специальность…"

С 1952 года, еще студентом, шуянин начал работать в Арктике. Окончив институт, получил специальность инженера-океанолога, по распределению уехал на Север. В течение семи лет работал в Арктической научно-исследовательской обсерватории в Тикси (Якутия).

Ежегодно участвовал в экспедициях по исследованию гидрологии и ледового режима моря Лаптевых, залива Буф-Хая. Программы экспедиций, несмотря на очень сложные и опасные ситуации, выполнялись вовремя, с превышением плановых заданий. В период навигации сутками находился в воздухе, обеспечивая проводку караванов судов на трассах Северного морского пути. По возвращении из экспедиции работал в Арктическом и Антарктическом институте, обобщая опыт полевых исследований.

Колесные самолеты садились на снег

В феврале 1962 года на побережье Восточной Антарктиды (Земля Эндерби, побережье моря Космонавтов) была открыта станция "Молодежная". Долгие годы она считалась "столицей" советских, а потом и российских полярников. Во время работы 9-й Советской антарктической экспедиции (1963–1965) Николай Корнилов был начальником этой станции. Позже руководил высокоширотными экспедициями в Арктике – "Север-17" и "Север-18".

В 1967 году вновь вернулся в Антарктиду. Во время работы 13-й Советской антарктической экспедиции Корнилов вновь руководил станцией "Молодежная", где работал над созданием взлетно-посадочной полосы на снежно-ледовом основании. Для этого он организовал опытные участки, производил необходимые расчеты. Примененный метод создания таких полос нигде до этого не был апробирован, ни в Арктике, ни в Антарктике, ни в отечественном, ни в зарубежном строительстве.

На взлетно-посадочную полосу в районе метеорологического центра "Молодежная" 13 февраля 1980 года совершил первую посадку колесный самолет Ил-18Д, а в 1986-м на ту же полосу приземлился уже Ил-76ТД. Впоследствии эти два типа самолетов надежно связывали воздушным мостом "Молодежную" с Москвой и Ленинградом.

Пополнял флот института научно-экспедиционными судами

В 1976 году Николая Корнилова, как одного из самых опытных полярников, назначают заместителем директора Арктического и Антарктического НИИ по научно-экспедиционной работе. Несмотря на это, он продолжает возглавлять экспедиции, параллельно выполняя научные исследования. За время его деятельности в должности замдиректора флот института пополнился как научно-исследовательскими судами, выполнявшими государственные и международные программы, так и уникальными для своего времени научно-экспедиционными, такими как "Михаил Сомов" и "Академик Фёдоров".

В 1980 году Николай Корнилов руководил подготовкой перелета в Антарктиду самолета Ил-18, в 1986-м был инициатором и руководителем перелета Ил-76. Участвовал в первом рейсе в Антарктиду научно-экспедиционного судна "Академик Фёдоров".

С 1994 по 2002 год Николай Александрович работал главным специалистом "ИНТААРИ", центра, обеспечивающего экспедиции в Арктику и Антарктику. Одновременно выполнял хлопотные обязанности вице-президента Ассоциации полярников.

За период своей деятельности Корнилов опубликовал 27 научных трудов, посвященных полярным областям Земли, защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата географических наук.

Богатая яркими событиями жизнь и трудовая деятельность опытнейшего полярного исследователя и великолепного организатора экспедиционной деятельности вызывает чувство глубочайшего уважения. Государство высоко отметило заслуги Николая Корнилова: званием Героя Социалистического Труда, орденами Ленина, Октябрьской Революции, медалями, знаком "Отличник Аэрофлота"… К 80­летию Николая Александровича выпущен специальный конверт с оттиском юбилейного штампа.

Умер полярник 29 мая 2017 года.

Игорь АНТОНОВ

Читайте также
Ремонт дорог в Ивановской области идет рекордными темпами
Меры поддержки многодетных семей в Ивановской области закрепят законодательно
Опубликованы результаты викторины "Любимая Ивановская область" на выборах-2024