Они открывают сцену для всех

2 июня 2020 19:18

Возраст и отсутствие актерского образования не повод отказываться от мечты быть на сцене. Чтобы она сбылась, можно принять участие в постановках интерактивного ивановского театра "Пророчества в рамках плеч". Подробнее о его работе читателям "ИГ" рассказали основательницы театра – Светлана Шорохова и Мария Афонина.

Актеры заснули прямо на репетиции

– Светлана, правда ли, что к вам в театр можно попасть без опыта?

– Верно, возраст и подготовка значения не имеют. Но нужно понимать, что театр – это серьезное занятие. Если человек хочет получить большую роль, нужно много репетировать. Сейчас в нашем театре восемь человек основного состава и еще 25 – относительно новые участники, которые играют меньше года.

Примерно половина пришедших не доходит до первого спектакля. Кто-то понимает, что театр – это не его, кто-то переезжает, кто-то не справляется с большой нагрузкой.

Так как число задействованных актеров большое, получается серьезная нагрузка на репетиторов – людей, которые курируют труппу во время репетиции. У нас две площадки, мы с Машей проводим репетиции каждый день. Плюс еще нужно готовить костюмы, декорации. Если бы кураторов было больше, мы бы делали гораздо больше проектов.

– Мария, как появился ваш театр?

– 16 января 2014 года мы сидели у Светы и обсуждали презентацию ее второй книги. И в этот же день написали первую пьесу, вскоре поставили по ней любительский часовой спектакль с танцем и звуковыми эффектами. Премьера прошла в юношеской библиотеке на Крутицкой, присутствовало около 60 зрителей. Эта библиотека долго была нашим убежищем, давала место для репетиций, постановок.

После первого спектакля был перерыв на три года. Потом мы начали писать чайные церемонии (небольшие спектакли на 20 минут). Но зрители просили более масштабные по времени представления. Тогда пришла идея барного спектакля (зрители здесь сидят за столиками в кафе) – в Иванове такого формата еще не было. Мы предложили устроить показ "Чикаго" трем барам, бар "Два кота" сразу поддержал идею.

Действие спектакля разворачивалось в 1930-е годы, актеры должны были играть свои роли около зрителей, в спектакль вошли песни, перестрелки, не обошлось без любовного треугольника.

Был конец сентября, планировали поставить спектакль после новогодних праздников. А из бара нам неожиданно написали: "Мы уже поставили вас в график на 10 октября и дали рекламу". Считанные дни до премьеры, а у нас готова только половина спектакля! В этот же вечер мы дописали сценарий, попутно собираем актеров. Основная актриса заболела ангиной, и у нее пропал голос. Мы экстренно ставим нового человека. На рассвете актеры засыпают прямо на репетиции... Спектакль мы вытянули, актеры сыграли очень хорошо.

После "Чикаго" зародился следующий крупный проект – "Египет". Зрителям понравилось, они попросили подробнее развернуть линии некоторых персонажей, обогатить декорации. В итоге из часового спектакль превратился в двухчасовой. Вторую часть, "Черный ветер Египта", будем готовить, как только завершится режим самоизоляции.

Пошить 80 костюмов оказалось не по силам

– Как долго вы работаете над спектаклями?

– Маленькие, 30-минутные ставятся примерно за два месяца. Были спектакли, которые делали и за неделю, но это давалось ценой ежедневных репетиций по три часа.

– Светлана, а где проходят выступления?

– В Иванове очень сложная ситуация с площадками. Для баров такой формат интересен, а с центрами культуры и театрами договориться непросто. Еще мы сотрудничаем с ИВГПУ. Ездили в другие города: Фурманов, Родники, Кострому, Москву, Казань; в военные части. Участвовали в проекте "Ночь в музее", "Библионочь".

Арендовать площадку дорого – нам такой формат пока недоступен. Мы существуем на свои средства, билеты продаем редко, и их цена не превышает 200 рублей.

Из-за проблем с площадками многие спектакли в Иванове так и не были поставлены – их увидели в других городах. Например, "Сквозь время". Это восемь разных эпох, 80 костюмов, 20 актеров. Все костюмы, грим и прически делали сами. Несмотря на то что у меня есть диплом швеи и модельера, а Маша взяла на себя обязанности закройщика, мы всё равно понимали, что столько костюмов нам сделать не по силам. На помощь пришли три девушки.

Спектакль "Сквозь время"

Многие откликнулись и пожертвовали ткань, очень пригодился советский ситец для чернового моделирования, на чистовой ткани сразу работать нельзя – ошибка стоит очень дорого.

В 2018 году нам очень помог президентский грант, мы получили 500 тысяч рублей. Смогли купить аппаратуру, материалы, провести множество мероприятий.

В наших планах спектакли дель арте – это уличная комедия импровизаций. Актерам здесь не дается текст, есть только общая идея и характер персонажа, всё остальное – импровизация. Допустим, дается задача поссориться за пять минут. Актеры придумывают повод и как это отыграть. Все спектакли уникальные и не повторяются. Имеет место частое взаимодействие со зрителями, что особенно нравится детям.

– Мария, как удалось получить президентский грант?

– До этого у нас было около десяти заявок на другие гранты: форума "Таврида", от фонда Прохорова... Но ни разу не повезло. Нам посоветовали обратиться за президентским грантом, а Ивановский ресурсный центр некоммерческих организаций помог сформировать идею и составить проект.

На грант подается немного документов: устав и заявка. По возможности стоит приложить письма поддержки из организаций, с которыми планируется сотрудничество. Основная задача: обосновать в проекте пользу для общества, показать команду, адекватный календарный план и смету.

Вскоре после подачи заявки пришло письмо: "Здравствуйте, вы получатель гранта..." Еще месяц мы не верили в свое везение, думали, что это шутка.

Репетиция стала поводом для… ревности

– Насколько легко приходящие к вам вписываются в театральную жизнь?

– У каждого человека есть свои комплексы, внутренние зажимы. Часто роли попадаются с уклоном именно под слабости человека. Таким образом, свои внутренние проблемы многие прорабатывают во время репетиций. Можно сказать, что театр – это место самосовершенствования.

"Выстрел на троих" показали в одном из ивановских баров.

Люди очень меняются. Болевая точка становится точкой роста. Если человек хочет избавиться от комплексов, развить себя и не боится прийти в театр, у него всё получится.

Возникают сложности с разделением театра и реальной жизни. Если к нам приходит пара, их часто ставят играть с другими партнерами. Из-за этого может появиться ревность.

– Какие у вас планы на будущее? Что останавливает их реализацию?

– Мировое господство и известность (улыбается). Есть большие спектакли, которые мы могли бы показать, но не хватает технических возможностей. Также хочется иметь свое здание. Писать новые пьесы.

Современная драматургия больше направлена на документализм и социальные проблемы, а мы любим легенды и сказания, мифы и сказки. Дети обожают сказки, взрослые тоже, но не признаются. Нам как-то сказали: "Вы показываете такую любовь, какой в жизни, может быть, и не бывает, но так хочется!"

Во многом театр сдержан финансовыми ограничениями. Есть сценарии, где много магических сцен, катастроф. Для таких постановок нужны реквизиторы. Штат закулисных работников у нас маленький, требуются костюмеры, помощники сцены на время спектакля. Это незаметная работа, но она очень важна.

Постоянно требуются ткани. Мы принимаем их от всех желающих.

Планов на самом деле много, постепенно мы движемся в сторону их реализации.

…Таким образом, театр "Пророчество в рамках плеч" – уникальный творческий организм, позволяющий всем желающим почувствовать себя настоящими актерами, принять живое участие в постановке пьес и завести новые интересные знакомства.

Между тем. С раннего возраста Светлана Шорохова участвовала в школьных спектаклях. Первую главную роль получила в пятом классе – сыграла роль Саши в постановке "Цветик-Семицветик". Театр в жизни Марии Афониной был всегда. В детстве она занималась в театре танца. Именно там сложилось понимание философии сцены. Постоянно участвовала в постановках в школе, а в институте – на английском языке (группой снимали своего "Призрака оперы"). Этот бесценный опыт Светланы и Марии перерос в желание завести свой театр. Его название – "Пророчество в рамках плеч" – Светлана Шорохова объясняет так: "Если вы реалисты, то наши спектакли немного сродни пророчествам, которые прорастают, зреют и держатся на наших плечах. А если мечтатели, считайте, что название пришло к нам из мира сновидений, из библиотеки неизданных книг".

 

Светлана БЕЛЯКОВА

Читайте также
В парке "Красная Талка" в Иванове прошел большой городской субботник
Покорители брусьев и бревна
Починить двигатель автомобиля за три часа