Как Людмила Гурченко полвека назад отправилась в Ухань

27 мая 2020 16:48

Этот китайский город сегодня на слуху у всего мира. Но еще в 1961 году, когда о пандемии коронавируса не могли и предполагать, я переписывался со школьницей из Ухани.

Китай с нашей страной связывает давняя дружба. Вспоминаю свои школьные годы, когда учащиеся младших классов увлекались остросюжетными китайскими сказками, а старшеклассники бегали (чтобы успеть купить билеты) в ивановские кинотеатры, где регулярно демонстрировали фильмы производства КНР. Героями в них чаще всего выступали воины, рабочие, крестьяне и даже пионеры. Что примечательно: на китайские ленты никогда не было табличек "Дети до 16 лет не допускаются". Выводы делайте сами.

На рубеже 1940–1950-х годов нашу страну, и Ивановская область не стала исключением, заполонили "меняльщики" из Поднебесной. Они предлагали весьма качественную одежду и белье, желая получить за них кастрюли, кружки, вилки-ложки, так как у китайцев не было бытовых предметов из металла, прежде всего из алюминия.

В 1961 году после первого полета человека в космос, когда Юрий Гагарин стал любимцем всего мира, резко повысился интерес к Стране Советов. Редакции центральных газет заваливали письмами из-за рубежа, в которых школьники просили передать их адреса советским детям – для начала переписки.

Дошли такие предложения и до ивановских подростков. Мне первое письмо из-за границы пришло из Болгарии – с адресами других желающих общаться. И многие мои одноклассники из 33-й школы получили по почте небольшие сувениры от зарубежных сверстников.

Я, тогда 13-летний паренек, обратил внимание на то, что отсутствовали предложения о переписке из Китая. На карте этой страны я нашел город Ухань и написал письмо во Дворец пионеров (на конверте так и указал адрес: КНР, Пекин, Дворец пионеров и школьников) с просьбой помочь мне найти желающих дружить на расстоянии. Конечно, текст письма, адрес на конверте, ушедший в Китай, написал по-русски. В положительном результате сомневался, так как никто в моей школе не имел друзей в Китае.

Но примерно через месяц обнаружил в почтовом ящике письмо необычного формата (почти вдвое меньшее по размеру, чем советские). В конверте оказались фотографии Ухани, одной китайской актрисы и, конечно, само послание. В нем моя ровесница Цинь Цин-пин сообщала о своем родном городе, о семье, которая "живет очень хорошо" – "все занимаются мирным трудом". Китаянка просила, чтобы я прислал свое фото и два адреса своих друзей.

Я постарался оперативно ответить на эту весточку. К слову, конверт для отправки за рубеж в то время стоил столько же, как и по СССР – пять копеек!

Еще через месяц я получил и второе письмо, с новыми видами Ухани. А еще с зеленым листком какого-то дерева – в искусственном исполнении, но очень похожим на живой. Цинь Цин-пин благодарила меня за "подарки", которыми она посчитала открытки с видами Иванова и фото Людмилы Гурченко, Натальи Фатеевой и Олега Стриженова.

Еще в письме был рассказ о ее большой школе, об изучении родного и русского языков, других предметов. "Мы стараемся хорошо учиться (написала правильно – с мягким знаком! – В. З.), принимаем активное участие в общественной работе. Все наши ученики любят труд, и мы часто помогаем друг другу". Цинь Цин-пин рассказала подробности о своей семье: папа работал на заводе, мама занималась домашним хозяйством. В конце письма попросила поведать о моей жизни и учебе.

Меня поразил отличный почерк китайской школьницы и хорошее владение русским языком – ошибок было немного. Но, к сожалению, больше посланий из Поднебесной я не получил…

Зато были длительные переписки с ровесниками из ГДР, Чехословакии, Румынии и даже Италии… Но это уже совсем другая история.

Владимир ЗАМЕРЧУК

Читайте также
Ивановские школьники легко вычисляют мошенников, но плохо планируют бюджет
В Иванове работает читательский клуб для взрослых
Шуйские волонтеры отравляют в зону СВО макароны "от мамы Лены" и рассольник "От мамы Иры"