Как вытащить ребенка из гаджета

27 мая 2020 12:36

Ноутбуки, электронные книги, планшеты, смартфоны стали неотъемлемыми атрибутами повседневной жизни, даже у совсем маленьких детей. Но такая продвинутость часто выходит боком. О том, как быть, если ребенок слишком много времени проводит с гаджетами, как распределить время их использования в соответствии с возрастными критериями, как уменьшить вред, расскажет педагог-психолог Наталья Сабурова

Спрятаться в телефоне от недостатка внимания

В последнее время всё больше родителей обращаются за помощью в борьбе с зависимостью детей от телефона или компьютера. Но хочется отметить, что случаев настоящей зависимости гораздо меньше, чем предполагают взрослые. Чаще всего у детей выявляется чрезмерная увлеченность, а не зависимость. Но она может прогрессировать и, если ее не контролировать, перерасти в зависимость.

За гаджетоманией и увлечением компьютерными играми чаще всего скрываются другие психологические проблемы: недостаток внимания (как родительского, так и со стороны сверстников), плохие отношения в коллективе, внутрисемейные конфликты. Стоит понаблюдать за ребенком, ведь это самый действенный диагностический метод, доступный каждому родителю.

В целом же цифровизация нашего общества идет полным ходом – ребенок, независимо от наших желаний, окажется вовлеченным в этот процесс. От взрослых зависит, как мы поможем ему освоиться в этом мире "электронных машин", направив их практическую значимость в мирное русло. Главное – всё должно быть в меру, а эту меру могут корректировать только родители.

О тотальном ограничении использования гаджетов стоит говорить только в случае диагностированной зависимости, когда мания имеет четкие деструктивные последствия. Такие как утрата связи с реальностью, полное погружение в компьютерные игры или виртуальные чаты, когда гаджет становится вариантом ухода от реальности. 

Объявите в семье "часы без мобильников"

Как правило, родители зачастую уже в первые годы жизни сами знакомят ребенка с гаджетами, получая взамен какое-­то количество свободного времени и ощущение того, что ребенок "чем-то занят, увлечен". Однако лучше всё это сделать ближе к школьному возрасту. Но и затягивать не стоит: в современном мире телефон стал частью социализации. Если у ребенка его не будет, он почувствует себя чужим, не таким, как все в классе.  

Если кажется, что ваш сын или дочь злоупотребляет телефоном, нельзя просто его забрать и дать в руки книгу. Это вызовет протест. А вот если вы почитаете вместе либо предложите какое-то другое интересное совместное занятие, то ребенок сможет переключиться.

 Чтобы ребенок почувствовал поддержку со стороны близких, расспросите его об игре или блогере, за которым он следит. Предложите поиграть с ним, а после, например, сходите вместе на прогулку. Это поможет стать ближе.

 Пользоваться смартфоном позволяйте только в определенное время, например, когда выполнено домашнее задание (эту систему нужно предварительно оговорить с ребенком). Но и родителям следует откладывать телефон в сторону в "часы без гаджетов". Ведь важным является личный пример. Лучшее средство в борьбе с гаджетоманией – внимание и совместное времяпрепровождение. Если вы сами чем-то увлечены, то и ребенок захочет попробовать вместе с вами.

Заполнить пустоту может путешествие

В каких же случаях следует обращаться к специалисту? Первое, на что стоит обратить внимание, – изменение режима: ребенок ночью сидит в телефоне, отказывается от любимых блюд в течение дня в пользу гаджета, не соблюдает правила личной гигиены. Сюда же можно отнести резкое ухудшение успеваемости, агрессию, игнорирование домашних обязанностей. Очень часто в местах, где отсутствует доступ к любимому устройству, подросток ведет себя нервозно и стремится скорее вернуться домой. 

В случае зависимости важно вовремя обратиться за помощью к специалистам. Но и маме с папой следует приложить усилия, чтобы вернуть ребенка в реальный мир.

Важно следовать рекомендациям:

– Уделяйте ребенку максимум внимания, интересуйтесь его жизнью. 
– Прививайте любовь к развлечениям, которые не связаны с компьютером: спорт, квесты, любые творческие занятия.
– Придерживайтесь принципа: нельзя ребенку – нельзя и родителям. 
– Поощряйте общение ребенка вне дома со сверстниками. 
– Не давите на него, но мягко контролируйте.
– После того как ребенок перестанет так плотно "общаться" с компьютером, образовавшуюся пустоту необходимо чем-то заполнить: предложить кружки, поехать в небольшое путешествие.
– Можно сделать постер с написанными правилами и повесить его в детской. Например, включить пункт: интернет, фильмы, игры разрешены только в гостиной, где родители могут увидеть, что смотрят дети.

 В новом городе планшет был единственным другом

Был такой случай. Мама с 11-летней дочерью переехала из Иванова в Петербург. И у них всё поменялось: окружение, школа, друзья, кружки и секции. Мама окунулась в работу, пытаясь скорее обеспечить возможность финансовой адаптации в новом городе. В итоге первые месяцы дочка сидела дома и постоянно играла в планшет – это был такой уход от реальности, которую она очень не хотела принимать. Для мамы тогда было важно помочь ребенку найти себя в новом для нее городе, в новом окружении, дать понять, что реальность общения гораздо интереснее, чем планшет...

Педагогом-психологом были даны рекомендации:

  1. Искать любую возможность, когда родитель находится дома, провести время с ребенком, пообщаться, поговорить, рассказать о себе.
  2. Участвовать в совместных настольных играх. Это и элемент общения, и аналог цифровым играм.
  3. Поддерживать любую возможность прогулок с одноклассниками, приглашать их в гости.
  4. Попробовать заинтересовать книгами: читать самим и рассказывать о том, как интересно там написано. Искать книги, которые могли бы заменить планшет.

 Это дало определенный эффект: на четвертый месяц адаптации в новой школе у девочки появились друзья, с которыми она стала проводить больше времени, нежели с планшетом. Сейчас ей 14 лет, и, конечно, социальные сети и мессенджеры – это неотъемлемая часть ее общения. Однако появилась периодичность увлечения: планшет девочка чередует с книгами (читает с увлечением, до полуночи).  

У ребенка нет ограничений ни на планшет, ни на компьютер. Она сама регулирует свое время и несет ответственность за учебу и успеваемость. Сейчас у девочки даже нет сомнений, что выбрать: друзей или сериал – она пойдет на прогулку. Но это и готовность родителей ее отпускать, доверять гулять со сверстниками, а не опекать, потому что "мир вокруг опасен".

Ухудшается зрение, снижается творческое мышление

С маленькими детьми, с одной стороны, сложнее. Ведь им не всегда можно объяснить и договориться об использовании гаджета. В этом многим ивановским родителям помогает педиатр детской поликлиники № 7 Анна Романова, сама молодая мама. Для этого она использует гаджеты и мессенджеры: в своем инста-блоге Анна Васильевна делится опытом по самым животрепещущим для родителей вопросам, консультирует онлайн каждого подписчика – бесплатно. Некоторыми советами педиатр поделилась и с читателями "Ивановской газеты".

Здоровое использование гаджета ребенком:

  1. Не запрещать использование планшета, телефона, а выработать здоровое отношение к данным устройствам. "Нельзя" делает объект вожделенным, все мы помним, что запретный плод сладок.
  2. В случае если у ребенка уже есть высокое желание постоянно смотреть мультики и играть, нужно сразу ограничить время использования гаджета:– дети до 3 лет – 10-15 минут, желательно один раз в день;– до 5 лет – 20-25 минут, 1-2 раза в день;– до 7 лет – 30 минут, 1-2 раза в день.

Дети младшего школьного и среднего возраста используют планшет для учебы, поэтому свободное от уроков время лучше проводить без гаджетов.

Что касается просмотра мультфильмов для совсем маленьких, то увлекаться ими не нужно, чтобы избежать:

– повышенной утомляемости из-за огромного количества информации
   (постоянной смены ярких картинок и изобилия звуков);
– ухудшения зрения из-за большого напряжения на глаза;
– снижения физического развития – дети становятся малоподвижными.

Кроме того, замедляется работа мозга, ребенок перестает творчески мыслить, дети не интересуются окружающим миром, а в итоге вырабатывается зависимость.

  1. Взрослые должны отвлекать и понемногу заинтересовывать ребенка общением, играми со сверстниками в период отсутствия постоянного "заменителя" реальности (гаджета).
  2. Изменить качество использование гаджета: с игр на развивающие головоломки или увлекательные викторины, с фильмов – на поиск информации. Использовать телефон как помощник при необходимости длительного ожидания в очереди, при перелете, а не как ежедневное "выключение" ребенка.
  3. Родителям самим стоит меньше использовать телефоны и телевизор. Если вы постоянно в мобильнике, то ждать, что ребенок будет читать книги или складывать кубики, глупо.  

Таким образом, важно любовью и личным примером показать ребенку, что реальность гораздо интереснее, чем иллюзорный мир гаджета.

 

Наталья САБУРОВА

Читайте также
Мобильные комплексы "Стань чемпионом" помогут выявить спортивные таланты ивановских детей
Ремонт дорог в Ивановской области идет рекордными темпами
Меры поддержки многодетных семей в Ивановской области закрепят законодательно