9 июля 2020
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ...

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Образование и наука 7 апреля, 18:40 478

Образование держит дистанцию

К сожалению, современные компьютеры есть не у всех школьников региона.
К сожалению, современные компьютеры есть не у всех школьников региона.
6 апреля в Ивановской области началась последняя учебная четверть. Но утром дети сели не за парты, а за домашние компьютеры и ноутбуки. Школы официально перешли на дистанционное обучение. Во время каникул директора и учителя изучали различные электронные площадки, анализировали подходы. Но сможет ли компьютер заменить живого учителя? И насколько качественным будет такое образование?

10% учителей не имеют навыков и гаджетов

В Ивановской области около 100 тысяч школьников и 17 тысяч студентов колледжей. Всю эту армию должны организовать 6,5 тысячи педагогов. При этом в регионе почти каждый четвертый преподаватель – пенсионер. Это опытные учителя, но им, к сожалению, сложно осваивать новые технологии.

В департаменте образования согласны с тем, что далеко не все педагоги смогут с ходу начать дистанционное обучение. По словам начальника ведомства Ольги Антоновой, таких на сегодняшний день приблизительно 10%. Но им всё равно придется перестроиться.

"И дети, и учителя, и профессора в вузах будут работать только удаленно, это даже не обсуждается, – сказала Антонова. – Но это создает определенные трудности. Мы проводим мониторинг ситуации: сейчас около 10% педагогических работников не имеют возможности для дистанционной работы. Им помогут органы образования в муниципалитетах".

Для тех педагогов, которые пока не перешли на "ты" с компьютером, школы организуют методическую помощь и поддержку. Например, в Озёрновской школе Ивановского района всем, кто с техникой не очень дружит, помогает учитель информатики: настраивает компьютеры, дает советы, объясняет главные принципы дистанционного обучения. "Коллектив у нас немолодой, но очень дружный, – говорит директор Вера Янкина. – Все друг другу помогают, советуют, показывают, поэтому, думаю, учителя нормально адаптируются к новым условиям работы". Методическую поддержку и помощь оказывают и все местные отделы образования.

В тему. Как именно должно быть организовано дистанционное обучение – каждая школа решает самостоятельно. Департамент образования дал только методические рекомендации. Многие учебные заведения выбрали электронные образовательные платформы. Это федеральные площадки, которые либо изначально были бесплатными, либо открыли бесплатный доступ на время карантина. Среди самых популярных – "Российская электронная школа", "Московская электронная школа", "Яндекс. Учебник".

Но это, по словам Ольги Антоновой, не единственная проблема: у некоторых педагогов нет дома компьютеров или других гаджетов с выходом в интернет. Причем не только в сельской местности. С этим, например, столкнулось руководство ивановской школы № 4. По словам директора Николая Маркова, педагогам, не имеющим дома компьютеров, школа выдала во временное пользование ноутбуки.

Департамент образования уверяет, что держит руку на пульсе. "Мы будем рассматривать каждую конкретную ситуацию и принимать решение по каждому человеку. Все учителя в итоге будут задействованы", – отметила Ольга Антонова.

Электронные платформы рухнули в один день

Ивановские школы № 4 и 26 в качестве электронной образовательной платформы, как и многие, выбрали "Российскую электронную школу". Но родители фактически сразу же столкнулись с трудностями при регистрации. Кто-то вообще не смог этого сделать, у других получилось, но поздно ночью или рано утром. В любом случае все труды оказались напрасными. Вот фрагмент переписки из родительского чата 5 "А" класса школы № 4:

"Кто пробовал электронную школу? Получается ли выполнять задания? У нас сайт постоянно виснет. Пытались выполнять задания, но пустые поля не заполняются. Может, у кого получается с этим справиться?"

"У нас тоже всё виснет. Один ребенок к учителю привязан, но школу выбрать в "личном кабинете" не смогли (не заполняется). Второго не можем привязать. Даже учителя найти не смогли".

"У нас задания открываются, видео открывается, но заполнить ответы невозможно. Написал в техподдержку, но отправить не получилось. Требуют проверку, что ты не робот, и всё зависает."

С такими же трудностями столкнулись и родители одного из 11-х классов 26-­й школы. В итоге они попросили классного руководителя отказаться от затеи и перейти на прямой контакт с учителями с помощью соцсетей или мессенджеров.

Как школы справятся с режимом дистанционного обучения

Работают в этих условиях только платные образовательные площадки. Например, учитель русского языка и литературы ивановской школы № 50 Анастасия Зенкова использует площадку для проведения вебинаров Clickmeeting.com. Это очень удобный, по ее словам, ресурс, с помощью которого можно проводить настоящие уроки. "Я на этой платформе зарегистрировалась еще в прошлом году и успешно ее использовала во время карантина по гриппу и ОРВИ. Она платная, но они дают определенное количество дней для бесплатных занятий. Сейчас я подумываю о приобретении платного доступа, хотя это и очень дорого. Было бы неплохо, если бы городские власти приобрели подписку для всех школ, поскольку площадка действительно очень удобная", – рассказала Зенкова.

Clickmeeting.com позволяет создавать презентации, также там есть интерактивная доска, на которой учитель пишет задания. К уроку могут одновременно подключиться 25 человек. "По сути, это ничем не отличается от обычного урока. Я пишу задания, дети смотрят, отвечают. Я всех слышу, а они меня. Иногда мы в таком режиме успеваем сделать даже больше, чем в школе, потому что нет дисциплинарных моментов: никто не вертится, не отвлекается, не разговаривает", – констатирует педагог.

Задания будут разносить по почтовым ящикам

Ивановская область – не самый богатый регион. Далеко не каждая семья может позволить себе компьютер или планшет (а тем более для каждого члена семьи – ведь многим родителям тоже нужна оргтехника для удаленной работы). Такие трудности испытывают даже жители областного центра. Например, из 1044 учеников 4-­й школы 38 человек дома не имеют выхода в интернет. "Среди них есть ученики 9-х классов, которым сдавать экзамен, есть дети с низкой успеваемостью, – говорит Николай Марков. – Сейчас мы думаем, как организовать для них образовательный процесс".

"Задания в любом случае получат все ученики, – говорит Ольга Антонова. – Если потребуется, то учителя, работающие в сельской местности, пойдут и положат задание ученику в почтовый ящик".

Директор Озёрновской школы Вера Янкина всерьез опасается, что с некоторыми ребятами именно так и придется поступить. "Мы проанализировали ситуацию в каждой семье. Оказалось, что у пяти детей нет выхода в сеть. У 68 учеников хорошая скорость интернета, у 17 человек – недостаточная. Хорошо владеют гаджетами 79 человек, – говорит Вера Дмитриевна. – 69 ребятам в дистанционном обучении помогут родители, но у 23 учеников с этим проблемы. Но, надеюсь, мы справимся. Если нужно – и до почтовых ящиков дойдем".

Есть проблема. Но наибольшие трудности испытывают сельские школы. По данным департамента образования, у половины таких учебных учреждений нет нормального скоростного интернета (это примерно 40 школ в отдаленных районах региона). По словам Ольги Антоновой, в таких школах организовать дистанционное обучение невозможно, поэтому они будут пользоваться более доступными средствами: соцсетями, мессенджерами, электронным дневником.

По словам Янкиной, весь учительский коллектив – а это 14 человек – поначалу очень волновался по поводу организации процесса, но сегодня все немного успокоились. "Я спросила каждого педагога, готовы ли они к работе в новых условиях. Девять человек готовы, но пятеро честно признались, что чувствуют растерянность. Этим педагогам мы, конечно, будем помогать методически".

Но в целом, признается директор сельской школы, компьютер не сможет заменить живого человеческого общения, разговора с учителем.

С этой позицией согласен и Николай Марков. По его мнению, дистанционное образование нельзя назвать полноценной учебой. Единственное, что утешает: карантин пришелся на четвертую четверть, когда вся программа практически пройдена, а учителя занимаются повторением.

Но больше всего тревожит ситуация с выпускниками: "Мы очень беспокоимся за наших ребят, за то, как они сдадут экзамены, – говорит Марков. – Тут многое зависит и от самодисциплины, и от того, как всё организовано в семье. Будем надеяться на лучшее".

 

Поделиться

Читайте также в рубрике «Образование и наука»

Лента новостей

Вся лента новостей

Опрос

Какое прозвище памятнику Котельникову вы бы дали?

  • "Снова в школу"
    18.6%
  • "Коробейник"
    27.9%
  • "Счастливый грибник"
    39.5%
  • Бонд
    14%
  • Всего голосов: 43.
Голосовать Все опросы Результаты
18+

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Нажмите Ctrl+Enter,
чтобы сообщить об опечатке