27 мая 2020
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ...

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Дела архивные 12 марта, 08:49 587

Подземный ход в кинешемском Заречье: несостоявшееся открытие

15 декабря 1923 года можно считать датой рождения Иваново-Вознесенского губернского научного общества краеведения. В этот день состоялось собрание организовавшей его инициативной группы.  Само же общество открылось 20 марта 1924-­го и поначалу состояло из 33 человек.  Кинешемское отделение особой активностью не отличалось, но одно исследование, проведенное его активистами, заслуживает внимания. 

 Таинственная келья

На одном из первых собраний организации доклад сделал кандидат в члены общества, сотрудник народного суда Мочалов. Тема была обозначена в духе приключенческого романа: о подземном ходе в кинешемском Заречье.


Обложка дела Кинешемского отделения научного общества краеведения.

 С историей Кинешмы Мочалов был знаком понаслышке, но хорошо знал о ее особой роли в событиях Смутного времени начала XVII века и "настойчиво задавался целью найти" материальные "исторические факты".

Однажды, возвращаясь светлой летней ночью домой через рощу, автор доклада "оказался остановлен знакомыми девицами", которые в числе прочего рассказали ему о существовании подземного хода, "идущего якобы от небольшой кельи на горе до церкви Успения".

29 июня, вместе со своим товарищем он направился в ту самую келью, к которой якобы вел таинственный лаз. По причине "сварливости старухи, живущей в  келье и неполитичному подходу в разговоре со стороны моего спутника" (так в тексте. – Е. Б.), Мочалову удалось узнать лишь о безуспешных раскопках, которые велись с целью обнаружения хода несколько лет назад. "Говорят, что есть отсюда и до Успенья… Ищи… Молод, паренек – не такие копались… Не нашли". Вот и вся информация, полученная им от 70-летней собеседницы.

При раскопках якобы был обнаружен гроб; но осталось неизвестным, кто проводил эти разыскания (если они были).

Монахи хотели ходить в церковь под землей

Следующим свидетелем, опрошенным краеведом, оказался 70-летний старожил, проживавший "тут же под горой", который, со слов его родителей, рассказал, что ход был вырыт монахами с целью "оградить себя от набегов разбойничьих шаек, бродивших в то время по Волге". Сам он якобы восьмилетним мальчишкой даже завяз в одном из провалов хода.

В тот же день удалось разыскать и еще одну свидетельницу – 70-летнюю монахиню. Двадцать лет назад она обитала в той самой келье, где Мочалов побывал в ходе первой "разведки". Рядом с ней жили старики-монахи. "У них я из любопытства просила показать, куда ведет подземный ход, – рассказывала старушка. – И старичок показал мне место, откуда начинался ход (в настоящее время в этом месте находится тесовая постройка), в каковой вели ступеньки". Впрочем, от дальнейших исследований ее предостерегали: "Говорили: ходил один старик монах по этому ходу, пытаясь дойти до могил святых отцов, да вот не пустили грешного… Ослеп".

Всё это заставило автора сделать "неопровержимый вывод", что существование хода "не относится к области слухов и предположений". А историю об ослепшем старике он истолковал как "попытку позднейшего поколения монахов реставрировать ход".

Исчерпав "документальные линии" для поисков хода, энтузиаст обратился к единственному свидетелю, побывавшему в нем, – некоему Завьялову (рассказали о нем краеведу те самые "девицы", встреча с которыми и положила начало этой истории).

24-летний Завьялов в подземелье вместе с товарищем оказался пять лет назад "по свойственной юности страсти к исследованию". Проникли они в него якобы через мусорную яму. По словам Завьялова, ход представлял собой коридор высотой в рост человека, а шириной – достаточный для прохода двоих. В нем были заметны "следы укрепления массивными балками". Вдалеке смутно виднелись следы разрушения и "слышалось падение воды".

Всё это заставило непрошеных гостей, пройдя шагов десять, поспешно ретироваться. Правда, они обнаружили артефакты: книгу, "потом оказавшуюся писаной на греческом языке", и крест, "представлявший сплошную расплывшуюся медную окись". Эти находки остались у товарища Завьялова, а самого его вскоре призвали в Красную Армию, и никому о своем "археологическом вояже" Завьялов не рассказал.

Точное место входа в подземелье он показать не смог. Находилось оно якобы между первой и второй главами Успенской церкви, но было уничтожено оползнями весной 1924 года.

План раскопок остался на бумаге 

Разговор с Завьяловым, как полагал краевед, "гонит скептизм многих заинтересованных личностей" относительно существования хода.

Одним из таких скептиков оказался протоиерей Успенского собора Альтовский, автор популярной книги "Кинешма в Смутное время и геройский подвиг ее 26 мая 1609 года". Альтовский считал, что "подземной связи" между кельей и берегом Волги не существовало, а имелась лишь "возможность наличия пещер с того и другого конца". Правда, в разговоре с Мочаловым он упомянул, что один священник Спасо-Преображенской церкви рассказывал ему, что "когда ему пришлось копать гряды в ограде церкви, то ему при ударе лопатою казалось несколько странным получение глухого звука". Этот звук сотрудник суда также считал доказательством своей теории: ведь колокольня, где копал священник, "если ее мысленно соединить с берегом Волги, как раз находится на линии подземного хода".

Ход рассуждений Мочалова был достаточно извилист: проживавшие в келье "затворники" якобы "словно кроты, вели свои работы и вырыли этот ход, отметив его направление знаками в виде надземных ям и посаженных деревьев". Впрочем, романтические думы не отрывали автора от практических задач. Он обращался к археологам, надеясь, "что производство раскопок не будет делом долгого ящика". "Средства" – скажете вы? – восклицал автор доклада. – Да только дайте необходимую для меня вашу санкцию, как десятки молодых сильных рук возьмут лопаты рыть землю. Дух исследования и надежда сменить шаблон жизни нашего городка властно толкнут молодежь под управлением специалистов на это дело без требования оплаты своих трудов".


Список членов Временного правления Кинешемского отделения Иваново-Вознесенского общества краеведения.

 Далее Мочалов излагал план раскопок, по которому они должны были начаться "от угловой ели, растущей в ограде кельи" и одновременно – "у выхода хода по берегу Волги". Также планировалось обследовать колокольню Спасо-Преображенской церкви и ямы у ручья Черная речка, указанные одним из старожилов, склонявшимся к мысли о существовании целого подземного лабиринта…

 Обширный доклад, по стилю напоминающий литературное произведение, поступил в Кинешемское краеведческое общество 16 августа 1924 года. 8 сентября его направили в Иваново-Вознесенск вместе со схематическим планом "местности в районе расположения подземного хода", выполненным самим Мочаловым. Вот только проблемы, которое в это время испытывало Кинешемское общество, оказались непреодолимыми: уже в следующем году оно фактически прекратило свою деятельность. Краеведческая работа стала делом отдельных энтузиастов, не получавших никакой поддержки извне.
Так и оказался похоронен план раскопок подземного хода в Кинешме. Может, есть смысл вспомнить о нем?..

Егор БУТРИН, замначальника отдела облархива

Поделиться

Читайте также в рубрике «Дела архивные»

Лента новостей

Вся лента новостей

Опрос

Какое прозвище памятнику Котельникову вы бы дали?

  • "Снова в школу"
    18.6%
  • "Коробейник"
    27.9%
  • "Счастливый грибник"
    39.5%
  • Бонд
    14%
  • Всего голосов: 43.
Голосовать Все опросы Результаты
18+

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Нажмите Ctrl+Enter,
чтобы сообщить об опечатке