Не вернуться из квест-комнаты

3 марта 2020 14:27

Сегодня это один из самых популярных видов развлечений как у детей, так и у взрослых. Посетители приходят в стилизованные помещения за адреналином и приключениями. Ведь благодаря квестам можно почувствовать себя героем кинофильма или компьютерной игры. Однако в последнее время всё чаще стали ходить разговоры о вреде такого времяпрепровождения. Там получают травмы, в том числе и психологические. А дети виртуальные правила могут применять и в жизни.

Неожиданно оказались на кухне

Организаторы квест-игр берут за основу определенный сюжет и создают разной сложности логические задания, которые нужно выполнить за определенное время, чтобы выбраться из закрытой комнаты. И некоторые из этих заданий, особенно те, что поручаются детям, вызывают в обществе вопросы.

О пользе и вреде, казалось бы, безобидного развлечения ходит много споров. В интернете есть немало историй, когда участники получали серьезные травмы во время прохождения сюжета. И всё из-за того, что комнаты часто находятся в подвалах и заброшенных помещениях.

Справка. В России квест-комнаты появились немного позже, чем в остальных странах. Первооткрывателем стал японец Такао Като, который решил перенести жанр видеоигр, где нужно решать головоломки, чтобы выбраться из виртуальной комнаты в реальность. В 2007 году он придумал квест, запертые участники которого должны были искать подсказки, чтобы покинуть помещение за 60 минут. После этого развлечение стало популярно в Японии, Китае, Тайване и Сингапуре. В 2011 году квест-комнаты оценила Европа, а в 2013-­м открылась первая площадка в Москве. В сценариях часто использовали сюжет побега из тюрьмы, ограбления банка и ужасы. Форматы квестов разные, но обычно создают игры с участием актера, так называемые перфомансы, и без него. 

Например, РИА "Новости" привело в пример историю Василия Королёва – участника хоррор-квеста (жанр ужасов в кино и литературе) в Москве, в процессе прохождения провалившегося вместе с друзьями на кухню (столовая находилась этажом ниже комнаты). Молодые люди получили ушибы и травмы. Особенно досталось Королёву: у него была сломана рука, потребовалось хирургическое вмешательство.

Кроме того, пользователи сети отмечают, что игры с сюжетом ограбления банка могут навредить детской психике. Не сподвигнет ли это впоследствии на настоящие преступления?

В Иванове квест-комнаты тоже пользуются большим спросом. Это один из интересных способов разнообразия досуга. К счастью, скандальных историй в регионе в этой сфере не так много.

Ударил или показал дорогу на выход?

Громкий случай произошел в прошлом году. Участник квест-комнаты "Элизиум" Михаил Тихомиров в декабре решил с друзьями пройти сюжет по фильму ужасов "Сайлент Хилл". Во время игры парень, по его словам, получил удары от актера. Игроки выбрали средний уровень сложности, который и предполагал контакт. Однако ребята посчитали это перебором.

После неудачной игры Михаил снял следы побоев, написал заявление в полицию и стал требовать денежную компенсацию. Проверкой по делу занимался Следственный комитет. Организаторы с самого начала отрицали версию с избиениями и говорили, что актер лишь перекрыл путь ногой, так как во время действия участники пошли на него, а не к выходу, куда он их направлял.

 Студентка ИвГУ Дарья Варенцова: ­ Принимаю участие в квестах крайне редко, когда хочется развеяться. Я не любительница ночных клубов, боулинга, бильярд тоже не привлекает, ходить в кино порой надоедает. А вот квест-комнаты, где надо поломать голову над загадками, погрузиться в атмосферу – другое дело. Это дает прежде всего некоторую разгрузку, если квест хороший. Отвлекаешься от насущных проблем, погружаешься в совсем другую реальность – получаешь своего рода разрядку. С нарушениями правил безопасности не сталкивалась. Наоборот: перед каждой игрой очень подробно рассказывали, что нужно делать, если случится какая-то экстренная ситуация. Предупреждают, что сотрудники наблюдают за нами через камеры и что есть возможность связаться с ними по рации.

По словам управляющего квест-проектом "Элизиум" Игоря Кудрявцева, история закончилась отказом от возбуждения уголовного дела. "Компания, которая дорожит своей репутацией, никогда не будет нарушать правила. И проблема не в том, что конкретно мы плохие. Скорее, существуют отрицательные моменты в индустрии. Некоторые открывают проекты с квестами только ради денег и не думают о безопасности участников – такого много в Москве. В небольших городах, я думаю, этого нет – иначе негативная информация быстро распространится и ходить туда просто не будут, – уверен управляющий. – Обязательно должна быть пожарная система, необходимо проводить инструктаж среди работников. Квест-комнаты в регионе регулярно проверяют надзорные органы".

В гостях у Гарри Поттера стало плохо

У каждого сюжета есть ограничения по возрасту. Как правило, это 12+. Администраторы уверяют, что строго проверяют у посетителей документы. И если игра слишком страшная, туда никогда не пустят детей. А есть ужастики, которые проходят при свете – там никто не пугается. Перед игрой участникам рассказывают правила поведения, и после этого они заполняют анкету. 

В квест-комнатах порой забываешь, что это лишь игра.

В "А113" действуют похожие правила. Единственное отличие от "Элизиума" – игры проходят без участия актеров. Сейчас там работает только один квест – "Гарри Поттер". Возрастные ограничения 12+ (из-за сложности загадок). В принципе, могут прийти дети и младшего возраста, но в этом случае в качестве сопровождающего рекомендуется брать взрослого.

Перед квестом участников инструктируют: рассказывают легенду, поясняют, как можно связаться с организаторами, если они застряли и нужна подсказка. За игрой внутри постоянно следит модератор, который в случае возникновения проблем приходит на помощь. "У нас однажды был случай, когда ребенку в комнате стало плохо. Оператор сразу остановил квест и отвел ребенка к родителям", – рассказала коммерческий директор центра развлечений "А113" Вера Мотылёва.

Обратная связь от участников, уверяет она, в основном положительная. Организаторы опрашивают ребят и следят за отзывами. Без претензий тоже не обходится. Например, была жалоба, что квест не адаптирован для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Ужасные игры доводят до заикания

Ивановский психотерапевт Вера Мочалова считает, что квесты, в которых нужно выбраться из комнаты за определенное время, полезны для детей. Ведь там ребята учатся работать в команде, решают головоломки, занимаются поиском ответа и ключа. Специалист решила изучить новый вид развлечений после того, как ее ребенка пригласили на день рождения в квест-комнату, от которой он остался в восторге.

"Квесты – это замечательная история. Дети выбирают главного. Строят планы, суетятся и ликуют, когда находят ответ. Решают трудные задачи, головоломки, требующие умственных усилий. Ограничение во времени учит их мобильности. У детей развиваются навыки сотрудничества по пути к цели. Также появляется возможность почувствовать себя героем. Это всё здорово!" – считает Вера Мочалова.

Иначе дело обстоит с играми, в которых используют сюжет фильма ужасов. Такой квест, по мнению психотерапевта, может нанести урон психике ребенка. Сильное влияние оказывают устрашающие герои, декорации и звуки. К тому же дети и так перегружены сегодня современными мультфильмами и играми, где встречаются насилие и жестокость.

"Подростки всегда любили ужастики и пересказывали их у костра друг другу. Почему это привлекает? Потому что это ТЕНЬ. И побродить в своей тени, услышать её голос – это интересно, – рассказывает специалист. – Но лишь до тех пор, пока не становится перебором. Когда ребенок требует купить ему куклу-покойницу, не спит ночами или кричит во сне, его агрессия, вспыльчивость – это говорит о том, что грань между действительностью и тенью стерлась. И тень поглощает. Такой ребенок может не понимать, что, ударив другого, делает больно. Это же игра! Так можно и до невроза дойти. Заикание, энурез, тики, гиперактивность, снижение внимания – это тревожные звоночки".

 Ивановский студент финуниверситета при правительстве России Даниил Плетюхин: ­ Я участвовал в четырех квестах в Москве, так как учусь там, и в двух в Иванове. В основном выбирали с компанией жанр ужасов. Если квест достаточно хорошо продуман и в нем принимают участие талантливые актеры (а они играют главную роль), то он приносит только яркие эмоции и адреналин. Когда тебя уносят в другую комнату или бегут следом с топором и пистолетом, ты полностью погружаешься в сюжет.
Перед тем как куда-то пойти, мы с друзьями заходили на сайт "агрегатор квестов": смотрели отзывы, оценки, фотографии помещений – какая у них площадь, где находится. Никогда не обращал внимания на технику безопасности и с проблемами не сталкивался. Но помню, что ни в одном из квестов я не видел плана эвакуации и указателей.

 

Елена Павлова

Читайте также
Ремонт дорог в Ивановской области идет рекордными темпами
Меры поддержки многодетных семей в Ивановской области закрепят законодательно
Опубликованы результаты викторины "Любимая Ивановская область" на выборах-2024