«Социальное предпринимательство – это бизнес с целью сделать мир лучше»

22 ноября 2019 17:29

Владелица клуба «Технокласс» Анастасия Копнышева

22 ноября в Казани заканчивается конкурс «Молодой предприниматель России». Ивановскую область в числе восьми победителей регионального этапа представляет Анастасия Копнышева, владелица клуба робототехники «Технокласс». Анастасия недавно победила и в областном этапе конкурса «Лучший социальный проект». Перед ее отъездом в Казань мы встретились с Анастасией и поговорили, что такое социальное предпринимательство, можно ли на нем заработать и поддерживает ли государство такой бизнес.

– Почему вы решили принять участие в конкурсе?

– Заинтересовалась программами центра «Мой бизнес». Участие в конкурсах для меня – хороший повод заявить о себе. К тому же в рамках конкурсов обычно проходит масса интересных и нужных мероприятий – мастер-классы, семинары, лекции. В Казани для меня главное не победа и гранты. Важнее достойно выступить, представить регион. Может быть, нам удастся заинтересовать инвесторов или договориться с кем-то о сотрудничестве.

– Бизнес-проекты, связанные с образовательными услугами, часто рождаются из личных потребностей. Мама понимает, что ребенка некуда отдать, и решает взять ситуацию в свои руки. У вас так же было?

– Почти. Я поняла, что хочу работать с детьми. Сначала занялась супермодной тогда ментальной арифметикой (система развития детского интеллекта, построенная на обучении быстрому счету в уме. – «ИГ»), отучилась на курсах. Думала поработать репетитором или открыть свои курсы. Но потом осознала, что не так уж она и нужна детям, разве что в качестве экзотического дополнения. Идея открыть клуб робототехники принадлежала мужу. Я задумалась: а почему бы и нет? Хотя моему ребенку тогда было два с половиной года, и ему были неинтересны и ментальная арифметика, и робототехника. Так я начала изучать вопрос, углубляться в него. И постепенно пришла в этот мужской бизнес.

– Почему вы считаете его мужским?

– Направлением робототехники занимаются в основном предприниматели-мужчины, преподаватели – тоже мужчины. Да и клиенты у нас, по большей части, мальчики. Девочек приходит от силы 10%. Но хочу сказать, что без моего мужа Антона нашего клуба, наверное, и не было бы. На нем лежит вся техническая часть. На мне – маркетинг, бухгалтерия, общение с родителями, чиновниками.

– Откуда взяли деньги на открытие бизнеса?

– Получила обычный потребительский кредит в банке – удачно нашла предложение с относительно низкими процентами. Многие предприниматели считают, что брать кредиты под открытие бизнеса, особенно малого – сложно и рискованно. Но я сейчас всем советую: берите кредиты! Четкое понимание, какую сумму необходимо отдать банку в следующем месяце, очень дисциплинирует. Постоянно рождаются новые идеи, каким способом можно развиваться и получать прибыль. Сейчас у нас есть возможность досрочно погасить кредит, однако мы подумали и решили вкладывать прибыль в развитие предприятия – клуба робототехники, который назвали «Технокласс».

– Почему вы не искали инвесторов?

– Знаете, я отнюдь не против инвестиций. Однако у местных «инвесторов» оказалось специфическое понимание этого термина. Бизнесмены назначали мне встречи, знакомились с показателями, осматривали помещение и соглашались дать деньги на определенный срок под определенный процент. Фактически предлагая тот же самый кредит, зачастую даже на менее выгодных условиях.

– Как вы искали клиентуру с самого начала?

– Мы открылись в феврале 2018 года. И за месяц собрали с нуля аудиторию в 80 человек. Но в апреле-мае многие отсеялись, сезонность в дополнительном образовании – страшная вещь. Мы пробовали многие маркетинговые ходы для привлечения клиентов, совершили, наверное, все ошибки, какие только можно. Могу точно сказать – не стоит делать ставку на соцсети или рекламу в СМИ. То есть надо в соцсетях присутствовать, на радио мелькать – но только чтобы люди знали название. Самый лучший способ продвижения – это «живые» встречи с детьми и родителями. Мы приходим в школы, летом ездим в лагеря, устраиваем мастер-классы. Надо сказать, что не во все школы нас пускают. Многие не знают вообще, что такое робототехника, даже при нынешнем изобилии информации.

– Легко ли вам было найти преподавателей?

– Нам очень повезло с самого начала: пришел «на подработку» преподаватель информатики из школы. Поскольку по размеру зарплаты подработкой стала, скорее, школа, он полностью перешел в «Технокласс» и знакомых привел. Но потом появились сложности. Далеко не все преподаватели умеют работать, к примеру, с образовательными наборами Lego Education для младших школьников. Поэтому мы обучаем педагогов по собственным программам. А еще проблема: молодые преподаватели не умеют паять, теперь этому в школе не учат.

– Сколько у вас сейчас занимается детей?

– На начало учебного года было 140 человек. Мы не планировали таких масштабов. Думали открыть уютный кружок для занятий по вечерам, с ориентиром на детей постарше. Но в результате пришлось переезжать из офиса в помещение с несколькими кабинетами, докупать оборудование, в том числе 3D-принтер, перейти на полный рабочий день, увеличить количество курсов для детей разных возрастов. Сейчас у нас дети занимаются робототехникой на платформах Лего, на платах Микробит, на мБотах, более старшие дети учатся 3D-моделированию, программированию и созданию сайтов или занимаются настоящей робототехникой – собирают детали для умного дома или умный рюкзак, который реагирует на перегруз или изменение осанки. Создают собственные проекты, например, конструируют сегвеи из подручных материалов.

– Для чего родители приводят детей в «Технокласс»?

– Каждый приходит сюда со своей целью. Кто-то хочет социализировать ребенка, кто-то планирует развивать мелкую моторику. Для кого-то важно, что мы, кроме конструирования роботов, даем детям и общие знания. Например, собирают малыши робота-крокодила, который клацает челюстями, а мы рассказываем им, кто такие крокодилы. Важны эти занятия и для профориентации. Дети могут попробовать себя в роли инженера, разработчика, программиста. Не так давно был случай, когда парня привели на робототехнику, но узнали, что у нас есть курс создания сайтов – и переписались на него, потому что он полезнее. Как хорошо, что родители начали это осознавать! Но есть и те, кто приводит детей на робототехнику, следуя моде. Такие у нас обычно не задерживаются.

– Вы предлагаете бесплатные пробные занятия?

– Мы не можем себе этого позволить, слишком высока себестоимость занятия, в первую очередь из-за оборудования и расходных материалов. К тому же к бесплатным занятиям обычно и отношение как к халяве. Отдельное занятие также нельзя оплатить, есть смысл только в целом курсе. Но у нас есть такая опция: оплативший курс родитель, если ребенку не понравилось, может после первого занятия в течение недели получить назад деньги полностью.

– Говорят, что социальное предпринимательство — это большая ответственность, но очень маленькая доходность. Это так?

– У нас оборот очень маленький, по сравнению, например, с производством мебели – такой проект тоже был представлен на конкурсе «Молодой предприниматель России». Да если сравнить с любым производством, доходность у нас супермаленькая. С другой стороны, у нас по соседству есть магазин канцелярии, я вообще не знаю, как он выживает.

– Так все-таки, что для вас такое социальное предпринимательство?

– Это не просто зарабатывание денег. Социальное предпринимательство – это бизнес с целью сделать мир лучше. Я лично внесу вклад в обучение, развитие и воспитание этих 140 детей. Социальное предпринимательство — это диагноз. Вы все время думаете, для чего или для кого вы существуете. А еще социальное предпринимательство — это всегда биение лбом в чиновничью стену.

– Но государство у нас взяло курс на активную поддержку малого бизнеса.

– Ну вот смотрите. К нам ходят малыши из детского дома «Родничок». Мы случайно на мероприятии встретились с заведующей, и она спросила, не можем ли мы позаниматься с их детьми, но – бесплатно. Мы согласились. Это замечательное сотрудничество, дети учатся мелкой моторике, получают новые знания, а самое главное – социализируются, выбираются из четырех стен детского дома. И вот, вдохновившись, я побежала по департаментам. Предложила: а давайте мы возьмем еще группы из детских домов. Но помогите нам, пожалуйста, субсидиями или, может, помещением с льготной арендой. «Нет, – ответили мне, – помочь ничем не можем, но вы продолжайте в том же духе». Мы, конечно, продолжаем работать с «Родничком», но больше таких благотворительных групп взять, увы, не можем.

– За то время, что вы занимаетесь бизнесом, были ли у вас какие-либо личные открытия в этой сфере?

– Пожалуй, главное мое открытие: гуру – не гуру. Молодых предпринимателей пытаются учить уму-разуму всевозможные коучи, тренеры, гуру. Но я поняла: нет таких людей, которые все знают и дадут тебе готовый рецепт успеха. Зачем тебе эта продвинутая CRM-система? Потому что тебе ее расхвалил бизнес-тренер? Но у тебя занимается 80 детей, ты их всех в лицо знаешь. Не зря индивидуальное предпринимательство – именно индивидуальное. Оно только твое, даже ошибки необходимы, чтобы на них учиться.

– Давайте представим себе ваш клуб через пять лет.

– Он будет не только для детей. Мы за коммуникацию между детьми и родителями, чтобы взрослые понимали, что делает их чадо. А то мама заходит после занятия к младшему ребенку и говорит: «Ой, какая у тебя тут симпатичная веревочка с рычажочком!» А он ей: «Это ремень передачи, между прочим, и сервопривод с датчиком расстояния». Хочется, чтобы родители и дети говорили на одном языке. Также хотим открыть, может быть, не клубы, а классы в районах области, на это существует большой социальный запрос. В прошлом году, например, к нам специально возили заниматься мальчика из Фурманова. Это было очень трудно для ребенка: дорога до облцентра, затем двухчасовое занятие, обратная дорога.

– Но сейчас выделяются гранты на подобные образовательные программы именно в малых городах, в сельских школах открывают «Точки роста».

– Да, и в результате вопрос упирается в преподавателей, хорошее оборудование простаивает. Не буду утверждать огульно, здорово, если подобные проекты будут работать. Я знаю, что многие предприниматели, занимающиеся робототехникой, посматривают на районы, но боятся, что в маленьких городах бизнес будет нерентабельным. Значит, нужно думать, как снижать себестоимость занятий. А пока ребята в маленьких городах собирают роботов по роликам из youtube. И мне кажется, что это наша недоработка.

Татьяна Кулянова

Читайте также
В парке "Красная Талка" в Иванове прошел большой городской субботник
Покорители брусьев и бревна
Починить двигатель автомобиля за три часа