Скорой помощи прибавят скорости

13 ноября 2019 13:52

Уже до конца года в Иванове будет создана единая диспетчерская служба, которая объединит в единую цепь неотложку и больницы всей области

 Дедушка так и не дождался неотложки

Работа врачей скорой помощи далека от идеала. Иногда медицинскую бригаду приходится ждать слишком долго. А бывает, драгоценные минуты тратятся на то, что пациента возят из одной больницы в другую, затягивая решение вопроса с госпитализацией. Одна из причин этого – в отсутствии единого центра связи между всеми участниками процесса. Уже давно назрела потребность в четком структурировании отношений и связи лечебных учреждений со службой скорой помощи.

Кстати, работу в формате единой диспетчерской уже успешно практикуют в крупных регионах нашей страны. А у нас пока что диспетчер не всегда знает, в какой больнице свободно, а в какой – занято, кто из специалистов дежурит, где способны помочь в кратчайшие сроки. А драгоценное время идет: когда медлят с госпитализацией и лечением, пациенту легче не становится… То есть от четкого взаимодействия медицинских учреждений со скорой нередко зависят жизни людей.

Мнение. Идею создания такой диспетчерской службы поддерживает заместитель главврача областной больницы Валентин Плеханов: «Как это вижу я. В едином центре диспетчеры должны полностью владеть всей информацией относительно работы скорой и больниц для того, чтобы скоординировать действие бригад скорой помощи. В нашу больницу привозят пациентов быстрой доставки, которые нуждаются в экстренной госпитализации. Сейчас, когда этой службы еще нет, период ожидания затягивается, что ведет к соответствующим последствиям. Случается это по разным причинам: либо бригады заняты, либо находятся далеко от места вызова. Единая диспетчерская служба и нужна для того, чтобы избегать таких случаев, чтобы обеспечить слаженную работу всех бригад. Это очень непростая задача, но идея создания единого информационного пространства – очень хорошая!»

 «Мой дедушка умер из-за того, что скорая ехала слишком долго. Если бы врачи приехали вовремя, они бы успели его спасти», – поделилась со мной приятельница из Лежневского района. А вот еще реальный случай из Шуи: «Пятимесячная сестренка заболела, поднялась температура под сорок, вызвали неотложку. Врачи добирались до нас два часа, хотя живем мы недалеко от станции скорой помощи. Задержку ничем не объяснили. Хорошо, что с малышкой всё обошлось, но переживали мы очень». Нередко людям, если они еще в сознании, приходится самостоятельно предпринимать меры, чтобы им полегчало.

О пациенте с ножевым ранением хирургов лучше предупредить

Не дозвонились, не приехали, не помогли… – периодически жалуются на работу скорой жители области. Однако появление единой диспетчерской службы должно изменить сложившуюся ситуацию к лучшему. В частности, произойдет перераспределение нагрузки между скорой и амбулаторно-поликлиническим звеном. Это позволит направлять по вызову ближайшую к пациенту машину (иногда – из поликлиники).

Уже не первый год скорая помощь делится на экстренную (когда пациенту требуется немедленный выезд бригады) и неотложную (когда больной может подождать некоторое время). В последнем случае на вызовы приезжают из поликлиник, что позволяет разгрузить станцию скорой помощи. А с появлением единой диспетчерской службы роль поликлиник в оказании неотложной помощи пациентам еще увеличится. Именно оттуда врачи будут выезжать на неотложные вызовы. К слову, о транспорте. Как сообщают в департаменте здравоохранения, все поликлиники области санитарным авто обеспечены, а в этом году дополнительно планируется приобрести еще 30 машин.

Сейчас в регионе действует 18 станций и отделений скорой медицинской помощи, каждая из которых обслуживает определенную территорию: диспетчеры принимают вызовы от населения и передают их бригадам, выезжающим к больным. Например, звонок из Шуи поступает в Шуйскую ЦРБ.

А вот после создания единой диспетчерской он будет направлен сразу в Иваново, в информационный центр. Там запрос примут, ему присвоят категорию (неотложная или экстренная помощь) и после этого он будет перенаправлен по адресу, то есть в Шую. Так система будет обрабатывать все вызовы.

В тему. Сейчас на станции и в отделения скорой помощи в Ивановской области поступает около 900 вызовов в сутки. 5­6% из них – безрезультатные (пациент в помощи не нуждается, его не оказывается на месте, адрес не найден). Доля вызовов, которые сейчас перераспределяются на кабинеты неотложной помощи при поликлиниках, составляет около 10%. Скорее всего, с введением единой диспетчерской службы эта цифра возрастет.

«Создание единой диспетчерской службы скорой помощи существенно упорядочит нашу работу. Ведь большинству пациентов, поступающих в приемное отделение по скорой, требуется экстренная госпитализация и лечение. И чем раньше мы узнаем, кого и с какими показаниями к нам везут, тем быстрее примем решения, важные для здоровья, а нередко и для жизни пациента, – рассказывает заведующий приемным отделением 7­-й ивановской больницы Игорь Куликов. – На данный момент всё зависит от личностных качеств сотрудников скорой помощи. Далеко не каждый, направляясь с экстренным пациентом в нашу больницу, звонит и сообщает об этом. В тяжелых случаях, когда, к примеру, у пациента ножевое ранение, мы теряем время. Пока скорая едет к нам, мы бы могли подготовить операционную и собрать круг сотрудников, которые являются экспертами в том или ином направлении».

Врачи будут приезжать с планшетами

Единая диспетчерская служба создается для оптимизации работы, для концентрации приема вызовов и их оперативной передачи бригадам. Всё это будет происходить в едином центре, который появится на базе Ивановской станции медпомощи как отдельное структурное подразделение. Первоначально служба будет функционировать в тестовом режиме. По словам главврача ивановской станции скорой помощи Андрея Бабаева, на данный момент уже проведены ремонтные работы, закуплено новое оборудование (сотрудники скорой переходят на планшеты), идет наладка всей системы.

Еще 30 машин появится у поликлиник области.

Диспетчерская служба будет принимать вызовы от пациентов из любого района области от службы «112» и по телефонам «03» и «103» и мгновенно передавать информацию ближайшим свободным бригадам скорой и неотложной помощи, а также в поликлиники и амбулатории.

При создании новой структуры изучался опыт работы единых диспетчерских служб других регионов. «Так, в рамках Всероссийского конгресса с международным участием «Скорая медицинская помощь – 2019» мы познакомились с работой подобных центров и оказанием неотложной помощи в Израиле, Германии», – рассказал и. о. директора департамента здравоохранения Алексей Буянкин. – Общались с коллегами из Москвы, Самары, Калуги, где уже созданы единые диспетчерские. Непосредственно ознакомились с работой ЕДС Санкт-Петербурга, Тулы, Владимира, провели видеоконференцию с представителями Воронежского центра. На основании изучения передового опыта коллег из других регионов разработали свой пакет документов по деятельности нового подразделения».

Остается надеяться, что идея создания единой диспетчерской службы действительно будет реализована в ближайшие сроки, а трагические и неприятные случаи, связанные с неорганизованной работой скорой и больниц, значительно сократятся. И хорошо, если власти также обратят внимание на материально-техническую базу службы, без которой медики к пациентам быстрее не приедут.

Дарья ВАРЕНЦОВА

Читайте также
В парке "Красная Талка" в Иванове прошел большой городской субботник
Покорители брусьев и бревна
Починить двигатель автомобиля за три часа