Мог бы стать № 1 среди IT-компаний Рунета, но лень

11 ноября 2019 10:46

Основатель и владелец ивановской веб-студии SkyLab Евгений Николаев

В 20-х числах ноября в Казани пройдет финал общероссийского конкурса «Молодой предприниматель – России – 2019». Ивановскую область на нем, в числе прочих, представит основатель и владелец ивановской веб-студии SkyLab Евгений Николаев. Евгению всего 20 лет, но он бизнесмен со стажем – его компании уже три года, а годовой оборот измеряется в миллионах рублей. При встрече Евгений сообщил корреспонденту «ИГ», что меняет название компании – в Санкт-Петербурге обнаружилось одноименное креативное агентство. Так что теперь предприятие называется «Digital-агентство Евгения Николаева». О необходимых переменах, сложностях работы в IT-индустрии и том, как недавнему школьнику удалось за 2-3 года создать успешный бизнес, Евгений рассказал в интервью «Ивановской газете».

– Вам сейчас 20 лет, веб-студия существует четыре года. Получается, вы создали ее, еще будучи школьником?

– Начинал я в десятом классе как фрилансер. Сам искал клиентов и выполнял заказы. Затем сработало «сарафанное радио» – клиенты сами начали ко мне обращаться, одних моих рук не хватало и пришлось нанимать людей. Вот с этого момента и можно начинать отсчет стажа студии – примерно три года.

– Веб-студий в Иванове множество, чем вы отличаетесь от других?

– У веб-студий в Иванове есть такой грешок – они занимаются сразу всем: и созданием сайтов, и их продвижением, и аналитикой, и рекламой, и соцсетями. У них нет конкретного позиционирования. Для местного рынка, вероятно, это подходит: заказчик может всё получить в одном месте. Но при этом не все услуги предоставляются на должном уровне, какие-то направления работы проваливаются. Предположим, студия хорошо делает сайт, но плохо умеет его продвигать. Тем не менее она продает эту услугу, потому что все бизнес-курсы учат повторным продажам.

Мы тоже раньше так делали, ведь при всём богатстве предложений на рынке спрос всё равно его превышает. Но сейчас решили сосредоточиться на создании сайтов и отключить другие услуги. Не скажу, что мы их предоставляли некачественно, но они были недостаточного уровня для Москвы, а мы сейчас вышли на московский рынок. В дальнейшем будем запускать отдельное подразделение под рекламу.

– Сколько сейчас у вас работает сотрудников? Какого возраста?

– Сейчас в агентстве работает 23 сотрудника, в подавляющем большинстве старше меня. Вопросы по поводу моего возраста изредка возникают, но только при приеме на работу. Стоит начать общение на профессиональном уровне, и никто уже не вспоминает про годы. Сам я не считаю сотрудников подчиненными – они мои коллеги. Тем более что работают почти все на удаленке, в офисах у нас сидят только специалисты по продажам.

– От руководителя другой веб-студии слышала иное мнение. Мол, программисты – люди очень своеобразные в плане дисциплины и за ними нужен глаз да глаз.

– Соглашусь, что у айтишников бывают проблемы с дисциплиной. Но для этого мы создаем свою систему мотивации. У наших сотрудников есть оклад, но основная часть зарплаты – это проценты от проекта. Сколько сделал – столько и получил, а загрузить работой мы готовы всегда. Но это не значит, что если ты захотел полениться и решил пожертвовать деньгами, то можно завалить план. В этом случае нам придется расстаться.

– То есть вы жесткий руководитель?

– На самом деле, я сильно понимающий руководитель и могу вникнуть в обстоятельства, которые не позволили сделать работу в срок. Но при этом я прекрасно понимаю, когда человек мне врет. Потом мне важно будет узнать, почему сотрудник соврал. Если он честно расскажет, в чем дело, мы еще сможем найти общий язык.

– Сложно искать нового сотрудника? Наслышана, что главная проблема IT-индустрии – это кадры.

– Да, соглашусь. В SkyLab мы подготовили собственную систему онлайн-обучения. Но не программистов или дизайнеров, для них существует множество других профессиональных, хорошо разработанных курсов. Главный дефицит отрасль испытывает в руководителях проектов, специалистов системы управления проектами, например AGILE, о которой все много говорят, но никто ее толком не знает.

– Вы решили не получать высшего образования, почему?

– Сделал это совершенно сознательно, чем вызвал непонимание у всей семьи. Ведь ЕГЭ я сдал на приличные баллы, которые позволили бы поступить и в столичные вузы. Однако считаю, что, по крайней мере, в нашей отрасли важнее самообразование. Традиционная система образования за быстро развивающейся индустрией не успевает.

– Считается, что программисты – это самая высокооплачиваемая профессия. Так ли это?

– Всё зависит от того, насколько ты хороший специалист. Есть программисты, зарабатывающие 20 000 рублей, есть те, кто получает 10 млн. В среднем в Москве программист зарабатывает 150 000 – 200 000. 

– Вы сейчас чем занимаетесь в собственной компании? Руками что-то делаете?

– В основном разрабатываю стратегию. Хотя я хорошо ориентируюсь во всех процессах компании, для меня важно, чтобы сотрудники умели больше, чем я. Если дизайнер обладает знаниями, сравнимыми с моими, на работу я его не возьму. Потому что уровень у меня, по сравнению с мировыми стандартами, мягко говоря, средний.

– Как вы находите заказчиков?

– В SkyLab заказчики приходили исключительно благодаря «сарафанному радио». Но после ребрендинга планирую запустить рекламную кампанию, продвижение сайта и соцсетей.

– У вас бывало так, что заказчик на вас смотрел и говорил: «Пойду-ка я кого-нибудь поопытнее найду»?

– Конечно, бывало. Но я читал много книг о том, как разговаривать с клиентом, я умею входить в контакт с людьми. Мне говорили, что люди не ощущают разницы в возрасте, когда общаются со мной. Надо отметить, заказчики ни разу не уходили – ограничивались дополнительными вопросами.

– С чего вы начинаете делать сайт?

– Не с дизайна, хотя многие заказчики в первую очередь хотят видеть, как это будет выглядеть. Сначала мы создаем концепцию сайта, собираемся всей командой проекта, накидываем идеи, устраиваем мозговой штурм. На сегодняшний день мы сделали сотни сайтов. Больше всего горжусь, пожалуй, одним из самых первых – http://groundedevent.ru, сайтом известного крупного автомобильного фестиваля Grounded в Сочи. Он кажется небольшим, но на самом деле у него широкий функционал. Также в плане функциональности мы много вложили в сайт крупного интернет-магазина одежды baon.ru.

– Каким образом вы оказались на московском рынке?

– В какой-то момент в SkyLab начали обращаться московские заказчики. Поэтому компания открыла офис в столице и вышла на новый уровень. Если в Иванове 150 000 – 200 000 рублей за сайт – это много, то в Москве с этой цены всё только начинается. К тому же там рынок намного объемнее и задачи интереснее. В Иванове к нам чаще обращались за одностраничниками, для представления компании или продвижения одной услуги.

– Вы готовы масштабировать бизнес?

– Да, конечно. Я планирую в дальнейшем выход на всю Россию и Европу. Но сначала нужно хорошо влиться в московский рынок. Хочу поучаствовать в тендерах на госзаказы. Но это очень сложно, я думаю, многие тендеры создаются под конкретных исполнителей.

– Что вы можете посоветовать тем молодым людям, кто хочет открыть свой бизнес?

– Во-первых, приобретать высокую квалификацию. Во-вторых, замотивировать себя: понять, зачем нужно это делать. Хочется ездить на дорогой машине или решить глобальную проблему? Ведь бизнес – это возможность получить средства на развитие. Свое, окружающих, всего мира. Бизнес – это не только деньги. Это общение с невероятными людьми, новая обстановка, это просто интересно!

– А сами вы почему решили начать свой бизнес?

– По той же причине, по какой многие школьники и студенты берутся за подработки – хотелось стать независимым от родителей. Также у меня была мечта – объездить весь мир. Сейчас она постепенно сбывается: я уже побывал почти во всей Европе. Но лишь недавно, уехав на неделю, я вернулся – и впервые обнаружил, что в компании обошлось без происшествий. Значит, процессы отладил верно.

– Есть ли у вас мечта как у бизнесмена?

– Я не могу назвать мечтой то, чего можно легко достичь. У меня есть конкретные цели. Хотелось бы достигнуть оборота в 150 млн рублей в год и в ближайшее время. Следующая цель – миллиард годового оборота. Расширить в течение трех лет штат до 100 человек.

Можно было бы стать за полгода первым номером в топе IT-компаний Рунета. Это легко, вопрос только в моей лени (смеется).

Татьяна КУЛЯНОВА

Читайте также
Ивановский комбинат детского питания сменит бренд Heinz на "Черноголовку бэйби"
В Ивановской области обнаружили "левые" семена
Долю электронного оборота документов налоговики увеличат до 70–80%