«Нам неинтересно брать уже готовую систему»

29 октября 2019 17:58

Николай Малкин, один из победителей регионального конкурса «Молодой предприниматель России – 2019»

Николай Малкин начинал свой бизнес с программирования, но в финал вышел в номинации «Производство». Проект «OneTwoTree» – это сеть столярных мастерских, в которых изготавливают мебель из цельного дерева, а не из прессованной стружки вроде ДСП или МДФ. «ИГ» попросила молодого человека рассказать, как родилась идея этого бизнеса, о его развитии и подводных камнях.

– С чего вы начинали бизнес?

– С партнерами мы познакомились во время учебы в Ивановском промышленно-экономическом колледже. В большинстве своем там учатся бесперспективные ребята, но на их фоне всегда выделяются яркие личности с амбициями и желаниями.

Отправной точкой в нашем развитии стал чемпионат WorldSkills, благодаря которому мы начали вести активную деятельность.

СПРАВКА «ИГ»: WorldSkills International – международная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру, популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований по всему миру. Основана в 1953 году, работает в 80 странах.

Своей миссией WSI называет привлечение внимания к рабочим профессиям и создание условий для развития высоких профессиональных стандартов. Ее основная деятельность – организация и проведение профессиональных соревнований различного уровня для молодых людей в возрасте до 22 лет.

Сначала создали маркетинговое агентство – ColdCreative, которое занимается разработкой сайтов. Сотрудничали со строительной компанией «Статус-Строй», ветеринарной клиникой «Медведица», компанией «Новострой» и другими.

В процессе работы мы выяснили, что не всем ребятам нравится работать в IT-сфере и некоторые из них хотели бы что-то создавать своими руками. В этот момент в интернете начали набирать популярность изделия из массива дерева, поэтому мы решили попробовать себя и в этом направлении.

Первым делом закупили оборудование и открыли мастерскую под Родниками. Развивалось всё долго из-за отсутствия средств. Приходилось зарабатывать, вкладывать, снова зарабатывать. Трудности были и в технических моментах, многому пришлось поучиться. Первое время мы создавали только образцы изделий из дерева: столы для себя и знакомых. И только потом начали искать клиентов для заказов. Здесь во многом помог опыт работы в сфере диджитал (цифровой маркетинг. – «ИГ»). Первыми нашими заказчиками были в основном частные лица, но вскоре к нам начали обращаться интересные проекты B2B (бизнес для бизнеса. – «ИГ»): кальянные, магазины, кафе, рестораны, бары.

Вообще, у нас большие планы – мы позиционируем себя как холдинговая структура. Главное, чтобы всё это стабильно работало. Зимой хотим открыть в Москве отдел продаж, а производство оставим в Шуе. Это удобно с точки зрения оптимизации издержек.

– Значит, вам никто не помогал в развитии бизнеса и вы делали всё с нуля?

– Да, у нас просто была студенческая тусовка. Хотелось бы, конечно, чтобы нам помогали наставники. Приобрести соответствующие знания помогает бизнес-обучение, которое можно легко пройти. Но мы все-таки решили построить компанию нового типа. Хотим самостоятельно осмысливать процессы и до всего доходить своим умом. Нам неинтересно брать уже готовую систему, хочется самостоятельно выстроить альтернативную.

В данный момент наша команда состоит из следующих отделов: административный, производственный, маркетинговый и отдел продаж.

– Совпала ли у вас мечта с реальностью?

– Как я уже говорил, нас изначально больше привлекали цифровые технологии. Мы понимали, что в России этим заниматься практически невозможно, так как это рискованные инвестиции и необходимо сотрудничать с серьезными фондами. В нашей стране это тоже есть, но работает хуже, чем на Западе. Сейчас выстроить успешную технологическую компанию, которую впоследствии не скупит или не скопирует кто-то вроде Яндекс или Mail.ru Group, практически невозможно. Мы решили, что нужно спуститься с небес на землю и создать компанию, которая будет работать здесь и сейчас.

Если брать сеть столярных мастерских, то наши представления оправдались. Пока мы двигаемся достаточно бодро и даже опережаем время.

Самые сложные виды бизнеса – это производство и оказание комплексных услуг, за которые мы и взялись. Гораздо проще было бы открыть магазин, закупить продукцию и продавать.

– На сайте написано, что ваша сеть мастерских разбросана по области.

– Было производство в Иванове, но с партнером пришлось расстаться из-за проблем с качеством готовой продукции. Первая мастерская у нас была в Родниках. Сейчас только в Шуе большое производство и домашняя мастерская с ЧПУ-станком. Объясню почему: там больше рабочих рук, выгодно закупать материал, есть хорошие поставщики оборудования.

– Каковы масштабы производства в Шуе?

– В данный момент 100 кв. м. Пока мы ведем переговоры с арендодателем и в ближайшие месяцы расширимся до 500 кв. м, а после дойдем и до 700 кв. м.

– Где вы закупаете древесину?

– Сосну мы берем из северных регионов, в Иванове ее закупать невыгодно. Ясень и бук – в южных регионах. Самые экзотические породы мы привозим с юга – Крым, Кавказ, Казахстан, Южный Урал.

– А почему вы стали изготавливать мебель именно из дерева?

– Экологические изделия – это тренд. Настоящее дерево долго служит, в отличие от корпусной мебели. Столы из массива будут радовать глаз пятьдесят с лишним лет. А если они хорошо сделаны, то и все двести. Деревянная мебель долговечна, надежна и красиво выглядит. Также это показатель статуса, когда человек может позволить себе подобное изделие.

– К сожалению, у большинства людей такой возможности нет.

– Как раз для них мы сейчас открываем бюджетное направление, которое должно появиться зимой. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Поэтому на данный момент мы не можем раскрыть все детали. Очень надеемся, что у нас всё получится и мы сможем сделать мебель из настоящего дерева – более доступную для каждого жителя России.

– Какой доход приносит бизнес?

– Данную информацию мы разглашать не можем. Можем поговорить про маржинальность и рентабельность. Когда мы работаем с бизнес-проектами, то маржинальность меньше. Здесь нас больше интересуют кейсы, которые мы можем показать. Еще мы обращаем внимание на статус клиента. В среднем мы работаем с маржинальностью от 22 до 70%. Каждый раз этот момент обсуждается индивидуально. У нас есть определенное финансовое планирование и за счет этого мы достаточно рентабельны.

– От кого чаще поступают заказы – от частных лиц или крупных учреждений: кафе, ресторанов?

– 70% – частные лица и 30% – крупные учреждения. Не каждая компания может позволить себе заставить пространство изделиями из массива. Обычно среди заказчиков премиум-заведения.

– В вашей мастерской можно заказать дизайнерскую мебель. Пользуются ли клиенты этой услугой или приходят с готовыми проектами?

– Чаще всего приходят люди, которые не могут четко сформулировать свои желания. В таком случае нам приходится разрабатывать полноценный проект. Мы предлагаем сначала различные варианты по конструкции, а потом приступаем к производству. Бывают и такие ситуации, когда приходят с готовым проектом. Тогда мы анализируем, что можем сделать, а что нет.

– Столы из слэбов (продольные спилы цельного участка ствола дерева) считаются самыми дорогими?

– Диапазон цен варьируется в зависимости от вида дерева и величины среза. Но дороже обойдется стол с эпоксидной смолой. С ней сложнее работать, и у нее высокая стоимость.

– Много у вас конкурентов по области? Отличаетесь ли вы от них?

– Примерно пять брендов. Среди них самый сильный «U.LOFT». У них качественный «Инстаграм», но они больше ориентированы на Москву. У нас тщательно выстроена работа с клиентами – по этому показателю мы лидируем. Если говорить о продуктах, то мы их предлагаем по более адекватным ценам.

– Много ли рисков вам приходится учитывать?

– Нужно всегда понимать, что в бизнесе в любой момент можно прогореть. Здесь нам помогает четкая система диверсификации и умение в нужный момент идти на риск ради быстрого роста компании.

– Каким вы видите бизнес с сетью столярных мастерских через пять-десять лет?

– Мы планируем масштабироваться в качестве партнерской сети. Будем общаться с другими производствами и разрабатывать с ними взаимовыгодные форматы сотрудничества. Хотим на регулярной основе снимать и публиковать на YouTube различные видео по столярной тематике. Для нас это важный момент. Также хотим выйти на Москву, Питер, южные регионы и т.д.

– Что пожелаете начинающим бизнесменам?

– Для начала убедитесь, нужен ли вам бизнес. Несмотря на то, что сейчас вокруг него много хайпа, нужно понимать, что открывать свое дело всегда трудно. Это занятие не для каждого. Работать в найме не так уж и плохо, ведь всегда есть стабильный заработок и свободные выходные. И самое главное – всегда будьте требовательными к самому себе.

Елена ПАВЛОВА

Читайте также
Мобильные комплексы "Стань чемпионом" помогут выявить спортивные таланты ивановских детей
Ремонт дорог в Ивановской области идет рекордными темпами
Меры поддержки многодетных семей в Ивановской области закрепят законодательно