Скрытые привилегии престижных школ

19 сентября 2019 09:08

Современные родители мечтают дать детям наилучшее образование. Чтобы устроить ребенка в хорошую школу, они идут на многое. Но оправданы ли эти жертвы? И как чувствует себя ребенок, ставший заложником родительских амбиций?

Купить прописку, задействовать связи

В Иванове, как и в других крупных городах, сложился круг школ, которые родительское сообщество считает престижными – это лицеи № 21, 22, 33, 67 гимназии № 30 и 32. Среди обычных школ уже на протяжении долгого времени остаются популярными 4-я, 8-я, 66-я. В большинстве из них работают педагогические коллективы, которые формировались десятилетиями.

Детей во все эти учреждения – официально, конечно - принимают по территориальному признаку, то есть по месту жительства. Но на деле всё гораздо сложнее. Ради учебы детей в заветном месте родители идут на многое: покупают прописки (или договариваются с родственниками и друзьями), без стеснения пользуются связями, служебным положением и вообще чем угодно. Вот лишь один факт: после введения в 2013 году микроучастков количество первоклассников на территории 33-го лицея в 2014 году удвоилось, что задокументировано в официальных бумагах учреждения. Количество домов при этом в районе не изменилось.

Что же при этом движет родителями? Во-первых, пресловутое сарафанное радио. Если подруга Катя говорит, что именно эта школа – самая классная в городе, то молодая мама постарается привести сюда и своего ребенка. Во-вторых, существует и вполне себе официальный рейтинг, который ежегодно составляет ивановское управление образования. Здесь оценивают по нескольким пунктам, в том числе по результатам итоговой успеваемости, экзаменов, участия в олимпиадах… Также учитываются условия, в которых учатся дети, и развитие школы (внедрение новых программ, покупка оборудования, привлечение высококвалифицированных педагогических кадров). В самую последнюю очередь родители оценивают удобство месторасположения учебного заведения. 

Детей «отсеивают» четыре раза

Впрочем, устроиться в школу и остаться в ней – понятия порой несовместимые. Конечно, с первого по четвертый класс ребенка никто трогать не будет, но для перехода в среднее звено ему придется выдержать первые серьезные испытания. Такая система на протяжении ряда лет действует в школах, которые позиционируют себя как учреждения с углубленным изучением тех или иных предметов. Например, лицей № 33 называет себя «физико-математическим», хотя официально такого статуса и не имеет. Лицеи № 21 и 22 культивируют и взращивают самые разные направления, но больше с уклоном в естественнонаучный профиль. Гимназии № 30 и 32 традиционно специализируются на иностранных языках и гуманитарных науках.

Итак, для поступления в пятый класс дети проходят жесткий отбор. Уже в апреле-мае формируются рейтинговые списки, в которых учитывается общая успеваемость, призовые места на олимпиадах разного уровня и (в меньшей степени) спортивные, музыкальные, художественные достижения. По итогам формируются два-три класса, из которых класс «А» - это дети с наивысшими достижениями. А класс «В» - в том случае, если школа-лицей дает себе труд на его формирование – состоит из аутсайдеров рейтинга. Но чаще всего такие дети просто уходят из школы.

«Нас вызвали и откровенно предупредили, что мы не тянем их элитную школу ни морально, ни материально, - рассказывает жительница Иванова Анастасия Бакулина. – Дело было в четвертом классе. Я поинтересовалась, что же нам делать. Совет был прост: переводитесь, так  будет проще и нам, и вам. Завуч даже хорошие рекомендации пообещала». (Здесь речь идет о лицее № 21, но, откровенно говоря, такой разговор мог состояться в любой престижной школе нашего города).

На этом испытания не заканчиваются: с 8-го класса стартует профильное обучение, а значит, ребенок еще раз должен доказать, что он тянет программу и вообще не посрамит честь учебного заведения. Таким образом второй отбор или, лучше сказать «отсев», происходит после 7-го класса, третий – после 8-го, а четвертый – и последний – после 9-го.

При этом подчеркну, что ни одно учебное заведение в Иванове не имеет особого статуса. Все привилегии были отменены законом «Об образовании» еще в 2012 году. На бумаге это обычные школы с закрепленным микроучастком. Они не имеют никакого права сортировать детей и выстраивать их по рейтингу. Исключение составляет лишь отбор в 10-й класс. Именно с него в России официально начинается профильное обучение.

О практике незаконного отбора знают все, включая родителей. И все почему-то молчат. «Слава, в том числе и дурная, идет впереди человека, а я этого не хочу, потому что боюсь повредить ребенку. Сегодня достаточно лишь прослыть скандалисткой, и последствия сразу проявятся», - констатирует Анастасия Бакулина.   

Удержать педагогов с помощью платных курсов

Конечно, престижные учебные заведения всегда были и всегда будут, даже если это никак не подтверждено формально. Но каким образом та или иная школа вдруг вырывается вперед и начинает демонстрировать настоящие результаты? Секрет номер один – в хорошем и неравнодушном руководителе, который не просто решает насущные проблемы, но и смотрит в будущее.

Второй момент – это, безусловно, педагоги. Каждая элитная школа держится на костяке учителей, который зачастую и формирует весь престиж. В качестве примера здесь можно привести учителя математики лицея № 33 Надежду Колоколову - педагога от бога, неравнодушного человека, умеющего заразить ребенка любовью к предмету. Именно с ней связан небывалый успех лицея в этом году: пять стобалльников по математике. Но сохранит ли учреждение уровень по предмету (а вместе с ним и престиж), если Колоколова и еще пара незаурядных педагогов вдруг решат уйти? Такое в истории лицея уже, кстати, было: после увольнения физика Григория Ищука результаты по предмету резко «просели»  и кризис учреждение не преодолело до сих пор.

Удержать ценные педагогические кадры можно лишь одним способом – деньгами. И официальных учительских зарплат здесь явно недостаточно. В большинстве хороших школ педагогам доплачивают из внебюджетных средств, источником которых чаще служат платные образовательные услуги, в основном - те самые элективные курсы, проводимые в свободное от уроков время. В обычных школах, особенно сельских, такой роскоши нет: контингент попроще и победнее, платить за курсы этим родителям нечем.

Получается замкнутый круг: все хорошие учителя сосредотачиваются в отдельных школах, потому что богатые родители имеют возможность доплачивать им из своего кармана. А окраинные школы, как ни бьются, не могут выбраться из этой ямы.

Официально престижных школ у нас в области нет, но, по сути, они считаются главными форпостами образования в регионе. Вот только доступно это образование не каждому.

 Мнение. Светлана Горошко, начальник отдела общего образования регионального департамента образования: - В Ивановской области в отличие от других регионов нет совсем уж отсталых, провальных школ. Да, в каких-то учебных заведениях существуют определенные проблемы с развитием материальной базы, педагогическими кадрами. Департамент образования контролирует эту ситуацию: данным учреждениям оказывается помощь и поддержка. 
На мой взгляд, в образовании детей главную роль играет не школа, а семья. Всё зависит от изначальной установки родителей: если они хотят, чтобы ребенок рос в спокойной обстановке, то отдают его в школу рядом с домом, где он получает почти семейный уют и заботу. Если же родители нацелены вырастить математического гения, то, конечно, будут искать престижную школу. Вопрос в том, всегда ли при этом учитывается мнение самого ребенка и его способности. Для некоторых учеба в элитном лицее действительно оборачивается настоящим стрессом. Здесь должен быть индивидуальный подход, а родительские амбиции не должны ставиться во главу угла.

Надежда ГРИГОРЬЕВА

Читайте также
«Мастерская новых медиа» возьмет на обучение лучших медиатехнологов и креативщиков
"Движение Первых" запускает флешмоб "Спасибо спасателям"
В Ивановской области студенческие семьи смогут получить маткапитал 1 млн рублей