Обаятельный водитель по обочине не поедет
Марину Москвину хорошо знают жители областного центра. Нет, она не политик, не телеведущая или артистка, хотя общительности и обаяния ей тоже не занимать. 17 лет женщина работает водителем пассажирского автотранспорта, из них более 10 – на самом протяженном городском маршруте «Меланжевый комбинат – Авдотьино». Пассажиры, конечно, сразу замечают, что за рулем «Богдана» женщина, и часто улыбаются ей. Особенно – мужчины.
Директор ивановского «Автотреста» Дмитрий Куликов, где трудится Марина Москвина, отзывается о ней исключительно положительно: «Марина самым достойным образом в единственном числе представляет прекрасную половину человечества в водительском корпусе нашей фирмы. Она очень профессиональна (ни одной аварии не имеет), исполнительна и по-женски аккуратна. К примеру, никогда, как некоторые горячие мужчины, не объедет «пробку» по обочине, строго соблюдает расписание. Сказывается и опыт вождения трамвая, на котором она когда-то работала».
Коллег-мужчин, с которыми я разговаривал на «кольце» меланжевого комбината, куда Марина должна была приехать на обед, удивляет, как она справляется с тяжелыми нагрузками. В рабочую смену по кольцевому маршруту надо проехать шесть раз. Это около 250 километров - очень часто при интенсивном движении транспорта в центре города, при колоссальном напряжении. При этом нужно чувствовать машину и замечать малейшие сбои в ее работе, чтобы потом рассказать о них слесарям. А если надо, и самой устранить мелкие неисправности.
Мужчины-водители ценят и уважают профессионализм и обаяние коллеги.
«Значит, приходится бросать промасленную куртку на землю и забираться под машину? - спросил я Марину. «Да нет, это уже крайность, коллеги-мужчины всегда выручат, - отвечает женщина, которая даже за рулем элегантна, в легком макияже. – Но бывает, приходится понервничать».
Две рабочие смены, потом два выходных – график действительно напряженный. При этом дома никто не отменял домашний дела.
Марина Москвина имеет высшее экономическое образование. Работала кассиром, бухгалтером. Одна воспитывала сына – денег не хватало. Подруга и посоветовала добавить к водительской любительской категории «Б» профессиональную «Д» и стать шофером маршрутного такси, тем более что опыт вождения трамвая уже был. Пошла в учебно-курсовой комбинат, в группе стала единственной женщиной. Права благодаря своей аккуратности и старанию получила сразу.
Поработала в небольших ИП и со временем пришла в «Автотрест», который вместе с еще одной фирмой выиграл тендер на маршрут № 14.
Обед вместе с кондуктором Ольгой Афанасьевой прямо в салоне автобуса.
Кондуктор Ольга Афанасьева говорит, что Марина остается не только обаятельной женщиной, душой коллектива, но и прекрасной мамой и уже бабушкой: «Материальная сторона этой работы по-прежнему важна. Теперь надо помогать семье сына».
Россиянки могут стать боцманами и машинистами
Минтруд предложил сократить список запрещенных для женщин профессий, и с 2021 года россиянки смогут стать боцманами, машинистами электропоездов и дальнобойщиками. Документ заменит утвержденный правительством почти 20 лет назад список из 456 видов работ, официально не доступных для женщин, оставив в нем всего 100. Минтруд направил документ на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Действие обновленного перечня будет распространяться на работниц, условия труда которых отнесены к вредному и опасному классу по результатам спецоценки. При создании безопасных условий работодатель вправе применять труд женщин без ограничений на любых работах, заявили в министерстве.
Для женщин по-прежнему сохранится ограничение на открытые горные работы, а также в шахтах и рудниках. Неизменным останется запрет на участие в строительстве метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений спецназначения, в металлообработке и цветной металлургии, литейных и сварочных цехах, а также на работы на доменном производстве… В сфере добычи нефти и газа в списке исключительно мужских работ - по-прежнему бурение.
Относительно вакансий нашей области, женщинам по-прежнему не быть авиационными механиками и слесарями по ремонту авиадвигателей, их не будут задействовать в тушении пожаров. В списке запрещенных также останутся работы по очистке и ремонту канализационной сети…
Справка «ИГ». В рейтинге гендерного равенства Всемирного банка Россия делит 34-ю позицию с Марокко, Угандой и Бурунди. Чем выше этот уровень в обществе, тем выше и уровень экономического развития, установили эксперты организации. По данным Росстата за 2017 год, зарплата женщин в России составляет 71,7% от средней зарплаты мужчин.
К ремонту самолетов женщин уже допускают
«Ивановский«Водоканал строго соблюдает законы – у нас в штате нет женщин на должности слесаря, - говорит начальник отдела кадров Надежда Черноиваненко. – Как и машинистов экскаватора, на спецочистке. А вот штукатуры, тоже профессия нелегкая, в нашем стройотделе работают. Гендерного равенства на производствах, связанных с тяжелыми нагрузками, влиянием вредных веществ на здоровье женщин, быть не должно. Каждое рабочее место аттестуется спецкомиссией».
«На 308-м авиационно-ремонтном заводе среди слесарей, занятых сборкой и разборкой самолетов, представительниц слабого пола нет, - сообщил инженер по кадрам Илья Ермоленков. – А вот отдельные авиационные агрегаты и приборы наши дамы ремонтируют, и весьма успешно, потому что очень аккуратны. Правда, женщин очень мало. Меньше десяти».
«У нас есть женщины-аппаратчики, лаборанты, операторы, но они непосредственно не касаются химических веществ (они циркулируют в закрытых системах). Каждые пять лет условия труда проверяет комиссия», - рассказала начальник отдела кадров Дмитриевского химзавода (Кинешма) Юлия Латышева.
...Женщины тоже хотят много зарабатывать. Но очень важно - и государство следит за этим - сохранить их здоровье, в том числе для рождения потомства. При этом водить автобусы и даже грузовики им вполне по силам. Быть трактористками колесников с компьютерами и кондиционерами – почему бы и нет? Устаревшие нормы труда придется отменять.