Одиннадцатиклассники порассуждают об общечеловеческих ценностях

17 сентября 2019 17:41

Министерство просвещения объявило направления, которые будут использованы на итоговом сочинении в этом году. Старшеклассникам предлагается поразмышлять над проблемами добра и зла, надежды и отчаяния, гордости и смирения. В отдельную тему выделен роман Льва Толстого «Война и мир», и это неслучайно: великой книге исполняется 150 лет.

Выдержать объем и раскрыть проблему

Утвержденные министром просвещения Ольгой Васильевой и согласованные с Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах, эти направления позволят максимально выявить уровень речевой культуры и практической грамотности выпускников. Они помогут определить их начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать по выбранной теме, проверить умение обращаться к литературному материалу.

Итоговое сочинение ориентировано на знание литературы: выпускникам предстоит сформулировать свою позицию и аргументировать ее на основе одного или нескольких произведений отечественной или мировой литературы по выбору. Сочинение должно показать, способны ли дети создавать собственное связное высказывание на заданную тему с опорой на художественный материал. При этом особое внимание уделяется умению выпускника грамотно аргументировать свои мысли и утверждения. Сочинение оценивается по системе зачет/незачет. Старшеклассники должны выдержать объем работы: не менее 250 слов (рекомендованное количество – 350) и написать ее самостоятельно. Только при выполнении этих требований члены комиссии будут оценивать работу. Критерии таковы: «Соответствие темы», «Аргументация. Привлечение литературного материала», «Композиция и логика рассуждения», «Качество письменной речи», «Грамотность».

Первые два критерия – основные. Если по ним не получен «зачет»,  сочинение дальше не проверяется, по всем остальным критериям выставляется «незачет» и ставится «незачет» за работу в целом.

Большинство школьников справляются с испытанием

Получившие «незачет» имеют право переписать итоговое сочинение повторно в первую среду февраля и в первую рабочую среду мая. В эти же сроки работу повторно напишут выпускники, удаленные с итогового сочинения за нарушение требований, не явившиеся на испытание или не завершившие его по уважительным причинам.

Опыт прошлых лет показывает, что большинство школьников региона неплохо справляются с поставленными задачами. Однако многие допускают типичные ошибки: неточно понимают тему, расширяют или сужают круг проблем, неправильно составляют композицию, ошибаются в выборе литературного материала, необходимого для раскрытия темы... Вот почему при подготовке к итоговому сочинению нужно сосредоточиться на смысловом анализе темы, умении формулировать собственное мнение и аргументировать его. При этом выпускники при аргументации текста тезиса не должны сводить доказательную базу к пересказу сюжета. Им нужно уметь анализировать эпизоды произведений, правильно выстраивать сочинение с точки зрения логики, речевой культуры, грамотности.

Региональный Центр оценки качества образования напоминает, что итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования и проводится в первую среду декабря последнего года обучения. В 2019 году эта дата приходится на 4 декабря. Итоговое сочинение проводится в школах, которые определяет региональный департамент образования. На итоговом сочинении разрешается пользоваться орфографическими словарями и листами для черновиков.

 

Надежда ГРИГОРЬЕВА

Читайте также
В парке "Красная Талка" в Иванове прошел большой городской субботник
Покорители брусьев и бревна
Починить двигатель автомобиля за три часа