Бизнес по инструкции

10 сентября 2019 12:21

Многие мечтают открыть свое дело, но решается на это лишь малая часть. Пугает риск прогореть. В этом случае хорошим решением для начинающих предпринимателей может стать покупка франшизы, чтобы развивать свое дело под брендом уже известной на рынке компании, пользуясь ее поддержкой.

Ивановская франшиза дотянулась до Казахстана

Франшиза – это право за определенную сумму открыть бизнес под вывеской известной торговой марки. По сути, это приобретение проверенных временем бизнес-технологий. Классический пример – McDonald’s, одна из известнейших в мире франшиз. Но они сегодня есть практически во всех сферах бизнеса, поэтому всегда можно выбрать дело по душе.

Самые востребованные ниши бизнеса по франшизе – это розничная торговля, сфера услуг (автосалоны, парикмахерские, детские центры, клининг, финансовый учет...), общественное питание (кофейни, пекарни…), поскольку у них низкий порог входа на рынок и достаточно быстрый срок окупаемости. А вот, например, рестораны популярны среди более опытных предпринимателей, поскольку вложения здесь уже серьезные –  от 10 миллионов рублей. Большинство же ориентируется на 1,5-3 миллиона.

Владельца (продавца) франшизы называют франчайзером. Покупатель франшизы – франчайзи. А франчайзингом называют систему продвижения услуг или производства. В Иванове так работает немало организаций, а есть и франшизы, созданные в нашем городе. Например, сеть боксерских клубов Rocky.

 Расходы на покупку франшизы. Стоимость франшизы оплачивается паушальным взносом и/или роялти. Паушальный взнос обычно вносится только один раз (за использование товарного знака, операционной системы, фирменных рецептов и технологий). Роялтиежемесячная или ежеквартальная выплата (фиксированная или процент от продаж). Иногда предусмотрены и маркетинговые взносы на проведение общесетевых рекламных кампаний. Естественно, не надо забывать и про расходы на строительство/аренду, приобретение сырья, выплату зарплаты сотрудников...

«У меня уже был большой опыт работы в сфере фитнеса. Со временем захотелось открыть свое дело. Мониторили рынок, изучали опыт подобных клубов в США и Европе. Было понятно, что фитнес-индустрия и в России пойдет по пути специализации: студии пилатеса, балета, йоги... - рассказала совладелец Rocky Вера Трушина. - И в 2013 году в Иванове открыли свой первый небольшой боксерский клуб. Через полгода он уже был заполнен, спрос большой, так что мы захотели развиваться дальше», – сказала она.

Ошибок избежать не удалось. Второй клуб открыли тоже в Иванове, но неверно выбранное место привело к тому, что поток клиентов был слишком мал. Предпринимали попытку расшириться за счет открытия клуба в Ярославле, но жить и вести бизнес сразу в двух городах оказалось слишком трудно, а дистанционно управлять клубами партнеры тогда не умели. В итоге они приняли решение реорганизовать бизнес: продать точку в Ярославле, закрыть одну в Иванове, а вместо этого открыть большой клуб в центре нашего города.

В 2014 году завершился процесс по «упакове» франшизы, зарегистрировали товарный знак, получили необходимые документы. Начали продавать свою франшизу и быстро выросли в сеть из 12 клубов. «Но в 2015-м мы потеряли половину своих партнеров, так как были не готовы к такому объему. Весь следующий год ушел на то, чтобы удержать оставшихся и перестроить работу. Сейчас у нас снова 12 клубов на территории России и Казахстана. В октябре откроется еще два – в Воронеже и казахском Шымкенте», – сообщила Вера Трушина. Активных клиентов в каждом клубе – около 240.

У Rocky есть собственные системы, позволяющие «оцифровать» бизнес. С помощью этих программных пакетов удается эффективно управлять всеми операциями, трудовыми ресурсами, активами, грамотно выстраивать финансовый менеджмент, увеличивая уровень продажи услуг. При этом большая часть фитнес-бизнеса (да и не только) в России сегодня не «оцифрована», расчеты делают по-старинке – на листочке, так что помощь современных технологий весьма актуальна.

У Rocky работает школа франчайзи, специалисты консультируют менеджеров и тренеров, есть и безопасная тренировочная программа. Создана управляющая компания, которая помогает развиваться и налаживать бизнес и в иных направлениях фитнеса.

«Сёме» пришлось стать самостоятельным

К сожалению, не все головные компании качественно сопровождают своих франчайзи. Учредитель развивающих центров «Сёма» в Иванове Наталья Петрова сообщила, что работает по франшизе уже 10 лет. Начинали с одного центра площадью 160 квадратных метров и семи педагогов. Сегодня в регионе четыре филиала и открывается пятый. «Сёма» – самый крупный частный детский сад Ивановской области. Там занимаются 157 детей.

«Когда мы открывались, про франшизу я знала очень мало. В том числе, что франшизы в основном продаются в «женском» сегменте бизнеса – услуги в сфере красоты, здоровья, еды и детской тематики. Пытаясь выйти на работу, я пробежала со своим ребенком по существовавшим тогда центрам развития и частным детским садам города и ужаснулась... И тут случайно наткнулась на объявление по продаже франшизы сети центров «Сёма». Эта франчайзинговая сеть имеет сегодня более 400 детских центров в России и за рубежом. Так через два месяца открыли свой первый центр в Иванове», – заметила Наталья Петрова. За полтора миллиона рублей начинающий бизнесмен получил дизайн-проект помещения, два КамАза мебели и оборудования, ей подобрали штат сотрудников.

Через два года Наталья Петрова захотела открыть детский сад. Но такого продукта у «Сёмы» не было, хотя спрос зашкаливал. В итоге ивановцам пришлось самостоятельно разрабатывать новое направление.

Головной офис, по словам Натальи Петровой, заточен больше на открытие новых центров, чем на поддержку действующих франчайзи. Методическая поддержка слабая, новых программ не предлагают. Например, сохраняется большой интерес к робототехнике и программированию, но программы для этих направлений у франчайзера нет. «Тут всё делаем сами. Юридической защиты у франчайзера тоже нет. Маркетинг у головной компании отсутствует полностью, нет центров продажи услуг. Но франшиза всё же дело удобное. Я купила еще одну. С 1 сентября начали продвигать франшизу школы детской безопасности «Стоп Угроза». Вот здесь франчайзер радует: есть колл-центр, централизованный сбор заявок, общее рекламное продвижение и прочие необходимые вещи», – сказала Наталья Петрова.

А будущее она видит за частными школами. Сейчас думает над основанием своей франшизы.

Зарабатывать на бородачах всё труднее

Опытные бизнесмены советуют начинающим обратить внимание на услуги, которые постоянно пользуются спросом. С креативными проектами лучше повременить до получения предпринимательского опыта. Также не стоит вкладываться в компании, у которых менее трех прибыльных заведений (ведь успех пары точек не гарантирует прибыльность последующих). К трудно масштабируемым нишам можно отнести квест-комнаты. Менеджер отдела франшизы квест-проекта «Элизиум» Денис Давыдов отметил, что в городах типа Иванова емкость рынка – четыре квест-комнаты. Но фирма всё же надеется создать большую сеть, хотя работает на рынке всего два года. Пока удалось найти только одного франчайзи.

Советы бывалых. Перед заключением договора проверьте продавца франшизы на наличие судебных исков (с помощью сервиса «СудАкт»), а также качество продукта, услуги. Изучите отзывы о работе бизнеса на форумах. Убедитесь в надежности франчайзера с помощью систем проверки контрагентов. Они собирают информацию о юридическом лице с помощью открытых данных, таких как сведения Федеральной налоговой службы, Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также из бухгалтерской отчетности Росстата. Наиболее известные системы проверки – «СПАРК», «Контур Фокус», «ТАСС-Бизнес» и «Прима-Информ».

По словам Дениса Давыдова, бизнес на квестах специфичен, поэтому без опыта трудно разработать договор, где учитываются интересы обеих сторон, техническую документацию, защитить сценарии игр. Через полгода квест-комната может выйти в ноль, а период окупаемости – около 18 месяцев.

Владелец барбер-шопа BIG BRO Игорь Матвеев и вовсе не советует сейчас входить в его нишу. «Когда я два года назад открывал барбер-шоп в Иванове, мы уже с первого месяца работали «в ноль», сейчас же вкладывать деньги в свой бизнес придется два года. А в крупных городах эта ниша уже бесперспективна. Все, кто хотел, уже выбрали свой барбер-шоп, так что конкурентная борьба за клиентов слишком большая».

Трудно, по словам предпринимателя, найти кадры, приходится обучать. Игорь Матвеев тоже жалуется на отсутствие поддержки франчайзера. «Франшиза – это не таблетка для успешного бизнеса, никто вам каждый день не будет говорить, что в точности делать. И внимательно читайте договор! Там могут быть подводные камни», – заметил Игорь Матвеев.  

Выбирая франшизу, стоит узнать, зарегистрирован ли знак предприятия в Роспатенте. Если нет – его просто не существует и вам продают пустышку. Запросите контакты франчайзи и пообщайтесь с ними. Необходимо поинтересоваться об оборотах и сроках окупаемости франшизы, а также узнать, все ли обязательства исполняет франчайзер (к слову, большинство известных брендов предусматривают немалые штрафы для желающих закрыться франчайзи). А купив франшизу, готовьтесь много работать: ведь «старший брат» лишь поможет, но вести дело к успеху бизнесмен должен сам.

 Комментарий. Зампред правительства Людмила Дмитриева: - Из новых предприятий выживает около 14%, а если бизнес создается по франшизе, – то 85%. Это снижает риски, облегчает получение финансирования, бизнес быстрее становится устойчивым, поэтому мы уделяем этому направлению большое внимание. А уже действующим предприятиям создание собственной франшизы позволяет быстро масштабировать свой бизнес.

Читайте также
Ремонт дорог в Ивановской области идет рекордными темпами
Меры поддержки многодетных семей в Ивановской области закрепят законодательно
Опубликованы результаты викторины "Любимая Ивановская область" на выборах-2024