Око, от которого не скрыться

9 сентября 2019 14:48

Журналистов ЦФО пригласили в Воронеж, где внедрили и успешно используют концепцию «Умный город», в рамках которой предусмотрена программа «Безопасный город». В том, что у этого проекта большое будущее и опыт организатора пресс-тура стоит использовать, убедилась корреспондент «ИГ», оказавшаяся в числе приглашенных.

Цифровое будущее стало настоящим

Казалось бы, видеонаблюдением сегодня никого не удивишь: за нами следят многочисленные камеры в магазинах, офисах, лифтах, на лестничных площадках и, конечно, на улицах. Но в Воронеже особенно отчетливо видишь, что цифровое будущее - это уже настоящее.

В МКУ «Безопасный город», в обычном, на первый взгляд, но оснащенном по последнему слову техники здании, расположился первый центр городского наблюдения. В Иванове тоже с 2014 года работает проект «Безопасный город». Но, побывав в центре  наблюдения, где видеокамеры, установленные в самых многолюдных местах города, выведены на общий многоканальный монитор, убеждаешься, что принимающая сторона пригласила нас не зря: здесь есть чем удивить.

В мегаполисе-миллионнике при поддержке компании Ростелеком реализован проект городского видеонаблюдения, а на дорогах области появились три пункта весогабаритного контроля. Конечно, всё это случилось не в одночасье. Концепцию «Умный город» в Воронеже стали внедрять еще пять лет назад. Именно тогда появились расположенные отдельно друг от друга муниципальное учреждение и центр видеомониторинга.

«Главная цель его создания - профилактика правонарушений и терроризма, а также предупреждение чрезвычайных ситуаций, – рассказал замдиректора по техническим вопросам муниципального казенного учреждения «Безопасный город» Роман Образцов. – Сюда поступает информация более чем с трех тысяч камер видеонаблюдения. Почти триста камер – цифровое решение «Видеонаблюдение» от Ростелекома».

Работу системы городского видеонаблюдения в центре мониторинга «Безопасного города» обеспечивают 15 серверов, блоки бесперебойного питания и жесткие диски объемом в один петабайт (для сравнения: обычные usb-флешки имеют 32-64 гигабайта памяти). Информация с ростелекомовских камер поступает в хранилище, и востребовать ее можно в течение тридцати суток. Этого обычно достаточно для возбуждения дела об административном правонарушении. За мониторами, куда выводится изображение с камер, круглосуточно следят операторы.

Под серверы величиной с огромные холодильные камеры выделено помещение.

Высоко сидят, далеко глядят!

Инициаторы проекта уверены, что система видеомониторинга способна предотвратить и большую беду, вовремя заметив, например, задымление над производственным объектом. Или если оператор быстро оповестит соответствующие службы о серьезном ДТП и спасет чью-то жизнь… Но главный, пожалуй, плюс системы состоит в том, что она может способствовать расследованию разбоев, ограблений и других преступлений. Неслучайно все камеры устанавливались при согласовании с правоохранительными органами.

А еще камеры в городе есть и на «умных» остановках. Здесь устройства также выполняют антивандальную функцию. Ведь, как признались в центре, сами камеры (приблизительно 5% из них) тоже нередко страдают от хулиганов.

Но, как известно, лучше один раз увидеть, чем сто - услышать. Специально для журналистов, которые надеются, что нечто подобное скоро будет работать и в их  городах, были продемонстрированы возможности системы. Оператор рассказал, что мощные камеры помогают увидеть объект на расстоянии около двухсот метров(!). Если надо, можно даже разглядеть  номер машины.

Например, на мониторе мы увидели неуправляемую баржу, плывущую по водохранилищу. Оператор обратил внимание, что она почему-то движется к линии электропередач и тут же сообщил в МЧС. Благодаря видеокамерам и бдительности оператора всё обошлось. Как потом выяснилось, штурвальный на судне уснул… Вот еще видео. На городском перекрестке из-под земли бьет фонтан воды, который может размыть дорогу… Благодаря онлайн-наблюдению, аварийную ситуацию вовремя заметили и устранили. На третьем ролике хулиган прыгает по капотам машин. Благодаря камерам вандала удалось поймать.

И таких случаев, отмечают специалисты, великое множество.

А в ближайшем будущем в Воронеже планируют пойти дальше - запустить портал, на котором любой житель сможет отыскать нужную камеру, получить скриншот и отправить обращение в правоохранительные органы для получения с нее видеозаписи.

А Иваново - «Безопасный город»?

По поводу работающего уже на протяжении пяти лет в Иванове комплекса «Безопасный город» пока вряд ли можно воскликнуть: до чего же дошла техника! - но определенную пользу видеокамеры точно приносят. Как рассказали в пресс-службе администрации города, сейчас в облцентре установлено более 100 камер видеонаблюдения, и их количество постоянно растет. Так, в декабре 2016 года их было всего 70.

В режиме онлайн картинка поступает в единую диспетчерскую службу. За мониторами там тоже круглосуточно следят специалисты, которые могут моментально оповестить экстренные службы об угрозе или информировать и инструктировать граждан по системе оповещения – если произошло что-то непредвиденное.

На обслуживание устройств город тратит ежегодно порядка 3,5 миллиона рублей. В основном, и в этом тоже есть пересечения с Воронежем, они используются правоохранительными органами для поимки преступников и раскрытий преступлений. Кроме того, эта система обеспечивает мониторинг и предупреждение возможных угроз, чрезвычайных ситуаций  и правонарушений.  В числе самых опасных рисков, характерных для Иванова, специалисты  называют  аварии на  гидротехнических сооружениях  и  опасных производствах. Так, на территории, прилегающей к заводу Ивхимпром, установлены камеры видеонаблюдения и экологического мониторинга.

Такие современные пункты весового контроля есть пока только в нескольких регионах страны.

Кстати

Ростелеком начинал «Умный город» с единой системы 112. Теперь она дополнилась мониторингом аварийности на дорогах, фото- и видеофиксацией. Всё это способствовало заметному снижению аварийности на дорогах.

Еще одно продолжение этой системы, которое тоже продемонстрировали журналистам из ЦФО, - прогрессивная система весогабаритного контроля транспорта, необходимая для сохранности дорог и в качестве дополнительного источника наполнения региональных бюджетов. Под Воронежем такая система установлена в трех точках. Три вида датчиков заложены в идеально ровный асфальт. Взвешивание происходит при движении большегруза автоматически и сразу отображается информация, едет ли авто с перевесом и имеется ли на него разрешение. Оснащение трех пунктов весогабаритного контроля обошлось региону примерно в 120 миллионов рублей. Сумма серьезная, но разработчики проекта уверены, что окупятся эти затраты быстро - в зависимости от величины, превышающей массы или габаритов варьируется и размер штрафов. Средняя сумма штрафа внушительная - 500 тысяч рублей.

Справка «ИГ»

Первая в мире система видеонаблюдения была создана в Германии компанией Siemens в 1942 году для наблюдения за испытаниями ракет «Фау-2» на полигоне Пенемюнде. Главным разработчиком был Вальтер Брух, который позже, в 1963-м, руководил разработкой системы PAL.

Первой коммерческой системой видеонаблюдения считается Vericon (США, 1949 год). Основным ее преимуществом называлось использование проводов вместо радиоволн.

В 1956 году в Гамбурге полиция провела испытания уличной системы видеонаблюдения, названной «Zauberspiegel» («волшебное зеркало»). Система была представлена прессе во время конференции. Полицейский наблюдал в монитор за движением транспорта на улице и переключал сигналы светофора нажатием одной кнопки.

 

 

Читайте также
В парке "Красная Талка" в Иванове прошел большой городской субботник
Покорители брусьев и бревна
Починить двигатель автомобиля за три часа