«Мама, а Пушкин, оказывается, клевый!»

3 сентября 2019 21:03

Завершающим аккордом I Международного фестиваля театров малых форм, который прошел в Кинешме, и шикарным подарком горожанам стал моноспектакль по произведению Александра Пушкина «Пиковая дама». «Соло» исполнил народный артист России, ректор театрального института имени Щукина Евгений Князев.

На сцену вышел пожилой мужчина, взял в руки книгу и просто стал читать пушкинский текст. С первых же секунд актер захватил внимание переполненного зрительного зала, а это более 600 человек! Слушали, затаив дыхание.

Виртуозно меняя маски, Евгений Владимирович превращался то в Германна, то в брюзжащую старуху-графиню, а вот перед нами уже ее воспитанница - нежная барышня Елизавета Ивановна. Ювелирно расставленные акценты создавали живые, объемные образы. Казалось, вот еще секунда – и живые пушкинские герои спустятся в зал.

Талантливый актер смог без декораций, только своим перевоплощением, запустить «машину времени» и перенести зрителей в Северную столицу пушкинской эпохи – первую половину XIX века.

Блистательное актерское соло постепенно вбирало в себя новые интонации, смыслы, наполняясь реквизитом... Карманные  часы, пенсне, перо, игральная карта, колокольчик... И действительно он сам в тот момент был человеком того времени. Это просто невероятное волшебство!

Именно такой театр, как глоток свежего воздуха, необходим современному зрителю – не шоу, а искренняя исповедь, от сердца к сердцу. Сам артист пояснит после спектакля: «В «Пиковой даме» превалирует не мистика. Это не просто история о фатуме. Это исследование человеческих характеров и настоящая правда жизни». 

Его долго не отпускали со сцены. Евгений Владимирович пообещал обязательно вернуться в Кинешму. А потом удалось немного пообщаться с актером.

- Евгений Владимирович, поделитесь своими впечатлениями о фестивале…

- Мне устроили небольшую экскурсию в Вичуге. Я побывал в одном соборе, втором… Понял, какая это славная русская земля, какие здесь жили великие предприниматели, которые много строили для народа. Например, промышленник Коновалов, построивший больницу, школу, ясли, Дворец культуры… И сегодняшний театральный фестиваль подтверждает, что культура сегодня для людей крайне необходима. Как бы сегодня ни шел вперед прогресс, если человек необразован и невежествен, то никакого толка не будет.

- Какие чувства вы испытали, выйдя на сцену Кинешемского драматического театра?

- Я не волновался как участник фестиваля, поскольку участие в нем не принимал. Но как обычный артист перед выходом переживал, как воспримет зритель, будет ли интересно произведение Пушкина здесь. Но для меня Кинешма – очень значимое место, потому что это родина Александра Николаевича Островского. А Островский – русский Шекспир, с его драматургией, его страстями, прекрасными пьесами. Давно хотел побывать в музее Александра Николаевича, его усадьбе, на могиле.

- Спектакль «Пиковая дама» вы играете с 1996 года, но с моноспектаклем стали ездить недавно. Как это случилось?

- Спектакль, действительно, поставлен на сцене театра имени Вахтангова очень давно. Но, когда его сняли, мне хотелось, чтобы он жил во мне. Как-то раз сыграл отрывок, потом второй и подумал: а почему я не могу выйти на сцену и сыграть этот спектакль один? Сегодня в Кинешме я не халтурил, работал честно.

Лучший комплимент мне – отзыв одной мамы, которая привела на этот спектакль сына-подростка. Тот очень упирался, не хотел идти. А после спектакля сказал: «Мама, а Пушкин, оказывается, клевый!» Ради этого и стоит работать, чтобы повернуть одну душу к хорошей литературе. Кто-то, может, зайдет в картинную галерею, другой начнет слушать классическую музыку…

 Кстати. «Пиковая дама» впервые опубликована в 1834 году. В основе - история, которую Александр Пушкин услышал от своего приятеля, князя Голицына. Прототипом графини стала бабушка Голицына, мать московского генерал-губернатора. Она действительно была знакома с аферистом Сен-Жерменом, от которого в Париже узнала секрет «трех карт». 

Читайте также
Как боли в руке могут предупредить об инфаркте
Повенчанная с облаками
Ивановский фонд 'Своих не бросаем' собрал 60 миллионов рублей за два года работы