Вернуться к традициям классической русской школы

3 сентября 2019 19:51

В начале сентября учебные заведения по традиции подводят итоги приемной кампании и начинают присматриваться к своим новым студентам. В Ивановском педагогическом колледже никогда не было недостатка в абитуриентах, но конкурс этого года побил все рекорды: шесть человек на место на специальность «Преподавание в начальных классах», около четырех – на остальные специальности. Повышенный ажиотаж наблюдался и во многих других учреждениях. В чем же причина возросшего спроса на среднее специальное образо

Пятерки в аттестатах не всегда подкреплены реальными знаниями

- Наталья Геннадьевна, конкурсом в шесть человек на место может похвастаться далеко не каждый вуз. В чем причина такого успеха?

- Причины очень разные. Факторами, влияющими на выбор абитуриентами нашего образовательного учреждения, являются: повышение престижа профессии учителя в обществе, гарантированное трудоустройство, хорошая репутация образовательного учреждения, интересная студенческая жизнь в процессе обучения. У нас царит дух взаимопонимания, сотрудничества, атмосфера очень теплая. Ребята хорошо общаются, никто ни с кем не ссорится. Это еще не вуз, где каждый студент предоставлен самому себе и самостоятельно решает свои проблемы, но уже и не школа с ее жесткой дисциплиной, расписанием и огромными нагрузками. И это, кстати, еще одна причина, почему дети всё чаще выбирают среднее профессиональное образование. Современная школа, особенно в старших классах, часто негативно влияет на детей. Посмотрите на одиннадцатиклассников: уставшие, замотанные, тревожные.

- Это вполне объяснимо: подготовка к единому государственному экзамену отнимает много времени и сил…

- Это действительно так. На организационном собрании я прямо спросила родителей и ребят: почему вы идете именно к нам? Многие признались, что, помимо очевидной причины – желания получить хорошую профессию с гарантированным трудоустройством, они просто боятся сдавать ЕГЭ. Ведь в 10-м и особенно 11-м классах весь учебный процесс напоминает тренировку, натаскивание. В погоне за высокими баллами дети очень много работают, но, что самое тревожное, далеко не всегда за хорошими результатами ЕГЭ стоят реальные знания.

Мы это прекрасно видим даже по своим ребятам, которые поступают после 9-го класса. У многих абитуриентов аттестаты с отличием или очень высоким средним баллом. Но уже в начале  года, когда мы проводим «входные» контрольные работы, оказывается, что эти пятерки не подкреплены реальными знаниями. Они пишут с огромным количеством ошибок, не умеют излагать свои мысли и логически рассуждать. И вот здесь-то начинается настоящая работа: наши преподаватели кропотливо и с большим терпением начинают работать над грамотностью студентов и исправлением косноязычия.

Самая большая наша головная боль – списывание. Причем ребята делают это так виртуозно, что педагог не всегда замечает. Он только произносит название диктанта, а у ребят в телефонах уже текст открыт. И пишут на пятерки, особенно те, кто на задних партах сидит. Преподавателям приходится объединять свои усилия в борьбе со списыванием, убеждать студентов в необходимости запоминать, заучивать определенный минимум знаний, доказывать это на своем примере.

Школьники не могут выполнять домашние задания без помощи родителей

- Но ведь наше школьное образование всегда считалось одним из самых сильных в мире. В чем же причина?

- А причина - в непрерывных реформах системы образования с 1970-х годов. И проводятся они зачастую без участия школьных методистов и учителей. Ситуация начала ухудшаться, когда за реформу школы взялись академики, которые настояли на повышении теоретического уровня школьных программ и учебников, что внесло в обучение абстрактность и формализм и тем самым обессмыслило обучение. Уже тогда многие протестовали, даже дети писали письма о том, что им сложно, они плохо понимают. Но… ничего так и не изменилось. Вот почему мы начали стремительно терять позиции – особенно в средней и старшей школе.

Образование в начальных классах пока, слава богу, сохраняет свои позиции в мире. Наши младшие школьники действительно лучше многих владеют навыками письма, чтения, счета. Но и здесь ситуация тревожная: идет постоянное усложнение программ. Сегодня редко какой ученик может выполнить домашнее задание без помощи родителей. Я вспоминаю свои школьные годы: родители моих уроков не касались, в школу ходили только на собрания. И это не потому, что наше поколение было умнее. Просто мы учились по понятным учебникам и программам.

- Вы как-то говорили, что помочь российскому образованию может возвращение к традициям старой русской школы. Но возможно ли повернуть время вспять и всё начать сначала?

- Думаю, да. И в нашей истории уже были такие примеры. После революции 1917 года начались непрерывные реформы в образовании: программы постоянно менялись, некоторые устаревали, едва выйдя из печати, использовался бригадный метод в обучении. В итоге к началу 30-х годов ситуация сложилась просто катастрофическая. И тогда властью было принято решение свернуть все эксперименты и вернуться к традициям классической русской гимназии. С этого  момента начался взлет советской системы образования, в результате которого мы запустили спутник в 1957 году и отправили первого человека в космос в 1961-м. Американцы начали изучать наш опыт и за голову схватились: образованию, основанному на трех китах - системе, контроле и традициях, - противопоставить нечего.

Программы должны составлять методисты, а не академики

- Чем же отличаются подходы к обучению в тот период и сейчас?

-  Главный принцип классического русского образования – простые и ясные объяснения, минимум теоретизирования, изучение любого предмета по принципу «от конкретного к абстрактному», от простого к сложному. Раньше таблицу умножения целый год изучали, закрепляли знания. Так эти знания оставались на всю жизнь. А сегодня многие ли школьники ответят ее без запинки?

Я всегда привожу в пример историю своей мамы, которая в 1945 году попала в экспериментальный педагогический класс. Но это был эксперимент по необходимости: после войны возник острый дефицит учительских кадров, нужно было срочно что-то решать. Девочек-старшеклассниц в течение года обучали лучшие школьные методисты города. За это время они сумели дать им такую базу, такой прочный запас знаний, что уже через год эти девочки пошли работать в школы. Многие проработали в ней всю жизнь. Конечно, потом они повышали квалификацию, получали высшее образование заочно, но тогда «дыра» была закрыта благодаря грамотному подходу в обучении. Ведь каждый должен заниматься своим делом: академики – наукой, а школьные методисты – составлением программ для общеобразовательных учебных заведений. Если же эти программы пишутся людьми, оторванными от школы, тогда мы и получаем подобные провалы.

- Вот и сейчас уже начали говорить, что, прежде чем менять базовый подход, нужно решить проблему с кадрами…  А из ваших студенток, которые с таким трудом поступили в колледж, многие ли пойдут в школы?

- На этапе обучения они все нацелены идти работать по специальности, и многие действительно идут. Но когда они сталкиваются с реальностью в виде огромной нагрузки, ответственности, большого количества бумажной работы, то многие увольняются. Некоторые бросают свои классы в середине года. И никто не может их уговорить остаться. Конечно, главную роль здесь играют зарплаты, которые даже с учетом надбавок молодым специалистам остаются небольшими. В школах сейчас в основном работают представители среднего и старшего поколения, которые из-за нехватки учителей берут двойные нагрузки.

Я думаю, что ситуация начнет меняться. На августовской педагогической конференции говорили о том, что в ближайшие годы в образование будут вложены большие деньги. И, конечно же, тот факт, что большое количество выпускников школ идут учиться к нам на профессию «учитель», вселяет надежду.

 

Беседовала Надежда ГРИГОРЬЕВА.

Читайте также
Мобильные комплексы "Стань чемпионом" помогут выявить спортивные таланты ивановских детей
Ремонт дорог в Ивановской области идет рекордными темпами
Меры поддержки многодетных семей в Ивановской области закрепят законодательно