Руководил киностудией и писал романы

23 июля 2019 12:31

В этом году исполнилось 95 лет легендарному «Мосфильму». Его появление связывают с премьерой в 1924 году первого в стране полнометражного немого фильма «На крыльях ввысь». В истории легендарного киноконцерна заметный след оставил наш земляк, уроженец Верхнеландеховского района Николай Сизов. В 1970­-х – 1980­-х годах он возглавлял старейшую в России, после «Ленфильма», киностудию.

 Из Молябухи – до столицы

При Николае Сизове на «Мосфильме» были сняты и вышли на экраны страны и мира такие всеми любимые фильмы, как «Калина красная», «Гараж», «Служебный роман», «Старики­разбойники», «Москва слезам не верит», «Фронт за линией фронта», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Джентльмены удачи», «Иван Васильевич меняет профессию», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Афоня», «Мимино», «Двенадцать стульев», «Ирония судьбы, или с легким паром», «Вокзал для двоих»… Перечислять можно долго.

Николай Трофимович был известен и как писатель. Он автор целого ряда книг: «Сердца беспокойные», «Трудные годы», «Арбат и Селенга», «Наследники», «Невыдуманные рассказы», «Конфликт в Приозерске»…

Родился он 4 августа (по старому стилю) 1916 года в деревне Большая Молябуха Верхнеландеховского района. Из ивановской глубинки судьба (да, наверное, не только судьба, но и личные качества) подняла Николая Трофимовича до больших столичных высот.

До того как связать заметную часть своей биографии с киноиндустрией, Сизов много времени и сил отдал комсомольской и партийной работе, а затем охране правопорядка. Выпускник исторического факультета Московского пединститута имени Крупской, в 1962–1965 годах он был начальником Управления внутренних дел Москвы, в 1965–1970-­х – заместителем председателя Мосгорисполкома… С 1970 года – заместитель председателя Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР, в 1971–1986­-м – генеральный директор киностудии «Мосфильм» – ведущего предприятия киноиндустрии России и одного из крупнейших в Европе.

На «Мосфильме» производится очень значимая часть всей отечественной кино­, теле­ и видеопродукции. За 95 лет деятельности на киностудии было создано более 2500 полнометражных фильмов. В разные годы здесь работали многие известные режиссеры, чьи картины вошли в золотой фонд отечественного и мирового киноискусства: Александр Довженко, Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Иван Пырьев, Григорий Александров, Михаил Ромм, Григорий Чухрай, Михаил Калатозов, Сергей Бондарчук, Андрей Тарковский, Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов, Исидор Анненский, Александр Птушко… Этот перечень далеко не полон.

Страсти вокруг «Голубого портрета» и квартира за «Оскар»

Вот как вспоминал о нашем земляке современник Николая Сизова – писатель и сценарист Александр Александров:

«Был на «Мосфильме» генеральный директор Николай Трофимович Сизов. Я его толком не знал, лично со мной он ни разу не говорил, но на обсуждениях он высказывал свое мнение, как обо мне, так и о моих картинах. Его считали бурбоном, держимордой, но ни бурбоном, ни держимордой он не был. Сизов был не только милицейским чином в прошлом, но и писателем, членом Союза писателей СССР, но об этом никто никогда не вспоминал, никто его не читал, и его книги на «Мосфильме», как мне помнится, не экранизировались.

Когда у меня принимали сценарий «Голубой портрет моей мамы» (фильм назывался просто «Голубой портрет»), Нехорошев (советский и российский кинодраматург, профессор ВГИК, работал на киностудии «Мосфильм» главным редактором. – Ред.) давал его для прочтения Сизову, это была одна из цензурных инстанций, притом непременная. Сизов, отдавая ему сценарий, посетовал, что мальчик, главный герой, слишком одинокий. Нехорошев стал объяснять, что на этом строится драматургия. «Понимаю, – сочувственно сказал Сизов, – но всё-таки хотелось бы, чтобы мальчик не был таким одиноким». В советской стране одиноких, а тем более, слишком одиноких, не должно было быть. Я дописал дежурный эпизод с примирением враждующих мальчиков, который мы потом не сняли. При первой приемке картины он вспомнил об этом и заставил его снять в павильоне, в наскоро сооруженном куске декораций.

Вообще первый просмотр «Голубого портрета» Николаем Трофимовичем был примечательный. В маленьком зальчике прошла картина с томительно-прекрасной музыкой Исаака Шварца, заж­гли свет, молчание, подхалимы из главной редакции хотят уловить настроение генерального директора, один из них берет слово, говорит про общее нытье, неврастению, тоску и резюмирует: «Это какой-то Чехов!» На что Сизов, повернувшись, вполне серьезным голосом, за которым невозможно уловить иронию (которая, как мне всегда казалось, все-таки присутствовала), отвечает: «Я хуже скажу, это какой-то Бунин!» Лучшей характеристики я никогда ни от кого не получал…»

А вот что о Сизове порталу «7Дней.ру» рассказывал знаменитый советский и российский режиссер Владимир Меньшов. В начале карьеры он нуждался в жилье, но квартиру просить не стал. Когда к Меньшову после роли председателя колхоза в фильме «Человек на своем месте» пришла популярность, его вызвал генеральный директор «Мосфильма» Николай Сизов.

«Директор студии сказал: «Чего хочешь – проси, – вспоминал Меньшов. – И, казалось бы, вполне понятно, чего просить… Мы тогда жили в чудовищных условиях: я в одном общежитии, Вера с дочкой – в другом. И в эти трудные для нашей семьи времена, когда большой начальник предлагал мне всё что угодно, я, как человек чрезвычайно непрактичный, вместо того чтобы попросить квартиру, сказал: «Хочу снимать кино»…

Cейчас у Меньшова квартира в центре Москвы и дача. Квартирой он обзавелся в 1981 году – благодаря тому, что получил приз американской киноакадемии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» – за картину «Москва слезам не верит»… Так вот и получилось: содействие в том, чтобы «снимать кино», обернулось квартирой.

Во многом благодаря Сизову был снят и знаменитый фильм Шукшина «Калина красная». За основу сценария ленты была взята одноименная повесть, опубликованная в журнале «Наш современник».

В состав редколлегии журнала входил Николай Трофимович. Директор «Мосфильма», прочитав повесть, предложил Василию Макаровичу снять по ней фильм на его студии…

Не только кинодеятель, но и литератор

С 1984 года наш земляк несколько лет занимал должность первого заместителя председателя Государственного комитета по кинематографии СССР (Госкино). Но помимо руководящей работы в сфере киноиндустрии, как уже говорилось выше, Николай Сизов был и профессиональным писателем. Он автор многих известных романов. Произведения его жизненны, поскольку писатель строил их на материале, близком сердцу русского человека.

К примеру, роман «Трудные годы» рассказывал о подъеме и обновлении разоренной войной деревни. В центре внимания автора оказались многие эксперименты и нововведения, далеко не всегда оправданные, которые испытывало на себе сельское хозяйство в пятидесятых – начале шестидесятых годов.

В основу «Невыдуманных рассказов» легли реальные события и факты. Это рассказы о случаях исключительных, редких, но всё же порой имеющих место в нашей жизни. Истории, рассказанные в книге, говорят о необходимости неустанной борьбы с теми, кто попирает правопорядок, мешает людям спокойно жить…

В разное время рассказы и повести Николая Трофимовича публиковались в «Литературной газете», журналах «Огонек», «Москва», «Наш современник», «Человек и закон».  

Николай Сизов ушел из жизни в 1996 году. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. По инициативе автора этих строк на Доме культуры поселка Верхний Ландех в память о Николае Трофимовиче установлена мемориальная доска.

 

Игорь АНТОНОВ, заслуженный работник культуры России

Читайте также
Колесо обозрения на набережной в центре Иванова вновь заработает 
Прокуратура нашла нарушения при передаче земли под кладбище в Бибиреве
97% отремонтированных дорог Ивановской области хорошо пережили зиму