Отличить Чайковского от Рахманинова по трем нотам

22 мая 2019 10:53

Законодатели выступили с еще одной инициативой в сфере образования – полностью видоизменить уроки музыки в школе. И теперь детям, по всей видимости, придется учить нотную грамоту, петь в хоре и как минимум на слух отличать произведения венских классиков от сочинений композиторов-романтиков.  

 Сначала за шахматы сели московские школьники

Любые новации, как водится, внедряют постепенно и по одинаковой схеме: сначала определяются пилотные площадки, впоследствии к проекту подключается всё больше участников. И не всегда этот процесс зависит от его успешности: порой это просто директива сверху. Профильным департаментам, а тем более директорам школ остается лишь взять под козырек и исполнять приказ.

Так, например, получилось с шахматами, которые уже со следующего года могут появиться в учебном плане в качестве обязательного предмета. Впервые министр просвещения Ольга Васильева заговорила о введении шахматного всеобуча в прошлом году во время правительственного часа в Совете Федерации. С инициативой введения шахмат в каждой школе России выступил один из сенаторов, сам заядлый шахматист. И Васильева с ним согласилась. По ее словам, занятия этим видом спорта положительно влияют на развитие интеллекта, логического мышления, памяти...

С 2015 года проект «Шахматы в школе» уже работал в Москве и Московской области, позднее к нему присоединился Ханты-Мансийский автономный округ. На данный момент проект при участии ФИДЕ реализуется еще в 12 регионах.

Тренеров на всех не хватит

Ивановская область в число пилотных регионов не вошла, но ветер перемен дует и в нашу сторону. Как рассказал председатель региональной шахматной федерации Михаил Рыбкин, он обсуждал планы по введению шахматных уроков с департаментом образования. Но есть небольшое «но»: миссия по разработке учебных планов и самих программ возложена на Институт развития образования. Это, с одной стороны, вполне закономерно, поскольку именно институт является главным методическим органом департамента. Но почему в данной ситуации никто из Института до сих пор не обратился к профессионалам, хотя бы за консультацией, – неизвестно.

Не совсем понятно и то, кто и как будет учить детей. «Профессиональных тренеров в Ивановской области не так много, поэтому федерация при всём желании не сможет обеспечить квалифицированными кадрами все школы, - рассуждает Михаил Рыбкин. – Остается одно: обучать кадры на местах. По всей видимости, это будут учителя физкультуры или педагоги начальных классов. Большего сказать не могу, так как к нам за помощью пока не обращались и о дальнейших планах не информировали».

Ситуация получается странная: если шахматный всеобуч будет введен, то миссия, вероятно, будет возложена на классных руководителей начальных классов. К слову, средний возраст педагогических кадров в этом звене – 50 лет. Большинство из них, безусловно, умнейшие люди и асы в своем деле. Но смогут ли они с нуля освоить совершенно новую дисциплину, да еще и на таком уровне, чтобы обучать других людей? «Не нужно бить тревогу, - успокаивает Михаил Рыбкин. – Шахматный всеобуч – это, в первую очередь, азы. На уроках будут проходить расстановку фигур, то, как они ходят, самые простейшие приемы. А конечная цель состоит в том, что энный процент детей (вероятно, около 10%) в итоге заинтересуются игрой и придут в шахматные секции уже к профессионалам».

Но причем здесь тогда логика, интеллект и прочие составляющие, на которые делает акцент Министерство просвещения? По всей видимости, шахматный всеобуч, как и многие из ряда подобных инициатив, станет дебютом, эндшпилем и простейшим матом в неудавшейся партии…

От фольклора до Баха

Еще более странная ситуация складывается с другой законодательной инициативой – введением новых стандартов преподавания уроков музыки в школах. На бумаге идея даже более радужная, чем в случае с шахматами.

В действующих стандартах обучения прописано, что дети должны быть хорошо знакомы с творчеством трех композиторов: Глинки, Римского-Корсакова и Чайковского. Трудно сказать, почему составитель школьной программы, которая, кстати, мало изменилась со времен СССР (разве что песни о Ленине из репертуара исключили) акцентировал внимание на этих трех (безусловно гениальных!) композиторах и игнорировал при этом Прокофьева с его замечательной симфонической сказкой «Петя и волк» или, скажем, Мусоргского с его яркими, запоминающимися «Картинками с выставки», но факт остается фактом.

Учителя музыкальных школ уверены, что не каждого ребенка нужно учить музыке по углубленной программе.

Новое законодательство планирует данный пробел ликвидировать: современные школьники не только познакомятся с вышеупомянутыми произведениями, но и откроют для себя – правда, пока на бумаге – и строгие гармонии Баха, и безудержные порывы романтиков Шопена и Листа, и сложные образы Дебюсси. В модуле (одном из информационных блоков уроков музыки) «Народное музыкальное творчество России» детей научат исполнять фольклорные произведения, военные и исторические песни, перечислять русские народные музыкальные инструменты. А в рамках модуля «Сценические жанры музыкального искусства» дети познакомятся с видами либретто, научатся различать разные вокальные жанры. И, конечно же, учителя музыки научат воспитанников нотной грамоте и объединят в многоголосные хоры.

Делали доклад о… китайской пентатонике

Эти «проекты» сегодня активно обсуждает музыкальная общественность России. Особенно взбудоражены учителя музыкальных школ. «Мы вроде как без работы остаемся, всему теперь в обычной школе научат, - с иронией говорит преподаватель вокала и хора ивановской музыкальной школы № 2 Елена Макушкина. – На самом деле, всё гораздо сложнее.  Безусловно, музыка – это универсальное искусство и желательно, чтобы все дети учились. Но это, как показывает практика, невозможно: у кого-то нет способностей, у кого-то – мотивации. И музыкальные школы как раз и существуют для того, чтобы учить только тех, кто может и хочет. Программу, на мой взгляд, действительно надо менять, но продуманно: давать ребенку реальное представление о композиторах, а не просто заучивать даты жизни. Необходимо пересмотреть песенный репертуар. И у современных композиторов много прекрасных песен, которые дети с удовольствием поют. Но искусственно усложнять программу, вводить нотную грамоту – это, безусловно, лишнее. Оставьте эту работу музыкальным школам. И решите, наконец, ситуацию с кадрами, потому что ни один человек не будет вкладывать душу в то, за что получает сущие копейки».

И последнее – действительно большая проблема: в большинстве городских школ работают выпускники Ивановского музыкального училища, не поступившие в консерваторию или не нашедшие работы в музыкальной школе. Других педагогов просто нет, потому что зарплаты из-за небольшой нагрузки слишком малы. Молодые, неоперившиеся, без какой-либо мотивации, они делают на уроках, что придется, а чаще всего просто борются с дисциплиной. Музыка Рахманинова и Чайковского, которую молодые музыканты сами в большинстве своем очень любят, просто не доходит ни до сердец, ни до ушей подопечных…

«В течение года мы выполняли на музыке самые неожиданные задания, - говорит мама ученика 3-го класса ивановской школы № 1 Елена Соловьёва. – Например, делали доклад о пентатонике в китайской традиционной музыке. В нашей семье нет музыкантов, поэтому я просто скачала информацию из Интернета. Для меня, как и для ребенка, навсегда осталось загадкой, что же такое пентатоника. А главное, зачем мы это делали?»

В некоторых же школах из-за нехватки педагогов музыку и вовсе  преподают учителя начальных классов или предметники. И дети вообще не слышат живой музыки…

Смогут ли ученики российских школ при таком раскладе научиться играть в шахматы и овладеют ли нотной грамотой? Очевидно, нет. Ведь всё это делается без какой-либо материальной и кадровой основы. Образование для галочки…

 Мнение. Михаил Рыбкин, председатель областной шахматной федерации: - Почему нужно играть в шахматы? Начнем с того, что шахматы – это простейшая модель сражения. Они не только развивают стратегическое мышление, умение планировать, но и учат человека искусству общения, объясняют, почему в любых ситуациях не нужно идти напролом. Шахматы – крайне эффективное средство развития интеллекта. И не только из-за особенностей самой игры. Сегодня многие родители, да и детские психологи,  заставляют детей решать логические задачки и головоломки. Но шахматы – более эффективный инструмент, потому что это игровой вид спорта. Как известно, дети быстрее познают любой навык именно в процессе игры. Таково свойство человеческой природы.

Читайте также
Ивановцы смогут изучить план ремонта дорог в области на пять лет
Явка на президентских выборах в трех районах Ивановской области превысила 95%
Аэропорт "Иваново" начал продажи билетов в Махачкалу