16 сентября 2019
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ...

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Дела архивные 8 мая, 17:40 1219

Как швейная фабрика превратилась в парашютный завод

Чертеж парашюта САБ-­15.
Чертеж парашюта САБ-­15.
В годы Великой Отечественной войны на предприятиях, выпускающих оборонную продукцию, были созданы военные представительства. Одно из них действовало при парашютном заводе № 3, в который в июле 1941-­го решением Совнаркома СССР была преобразована ивановская фабрика «Ивгосшвей».

 На фабрику «Ивгосшвей» были переведены вместе с оборудованием 150 специалистов и рабочих ремонтной базы автономного парашютного завода № 1 из Тушина Московской области. Со всей страны для завода № 3 поступило очень редкое импортное оборудование: тяжелые швейные машины, 4-х- и 2-игольные машины. Ивановский облисполком обязал директора завода Равкина «немедленно приступить к переоборудованию цехов фабрики под производство парашютов и обеспечить к 1 сентября 1941 года выпуск первой пробной партии».

Уже в августе на завод поступили для срочного ремонта 12 тысяч парашютов разных конструкций. Кадровый голод, частые простои из-за нехватки текстильных материалов и металлических изделий тормозили работу. По решению городского комитета обороны ряд предприятий – завод «Ивторфмаш», механический завод, мстерская артель имени Молотова, а также ремесленные училища области – были обязаны изготовлять металлические изделия к парашютам для завода № 3. Антикоррозийное покрытие деталей (хромирование и цинкование) производилось на «Ивторфмаше» и Сосневской фабрике.

В переписке военного представителя Полосухина с Главным управлением ВВС Красной армии по вопросам освоения тканей для парашютов сообщается, что на 13 сентября 1941-го на Сосневской фабрике было изготовлено 4500 метров специального материала – авиазента. Испытания дали удовлетворительные результаты по его физико-механическим показателям (крепость, вес, водонепроницаемость). На двух ивановских фабриках – БИМе и имени Зиновьева – осваивалась перкаль. Ее было выработано 180 тысяч метров.

В отчетах Полосухина о подготовке к испытаниям парашютов в воздухе информировалось, что для этого привлекли опытных летчиков 2-й Ивановской высшей школы штурманов. Первоначально парашюты испытывались на ивановском аэродроме, затем в Тейкове.

24 сентября начался массовый выпуск парашюта типа ПЛ-3М (парашют летчика). В 1942 году коллектив завода № 3 освоил наиболее трудоемкие типы парашютов: десантный ПД-41, грузовой ПД-ММ, парашют для осветительных бомб САБ-15. Кроме того, производился ремонт главных типов парашютов с изготовлением для них основных частей. В 1943 году на завод поступило много немецких трофейных парашютов из Сталинграда. Все они были успешно восстановлены и отправлены в десантные части Красной армии.

В тему. Военное представительство действовало и на заводе № 743 Народного комиссариата минометного вооружения (завод «Ивтекмаш»). В связи с переходом на выпуск военной продукции и прекращением заказов для текстильной промышленности в 1942 году там были освоены новые производства: осколочно-фугасная мина М-120, мина М-82, 62-мм батальонный миномет, дистанционная граната, патроны...

 

Любовь ЯБЛОКОВА, начальник отдела облархива

Поделиться

Комментарии (1)

  • Александр 09:58, 12 июня
    У батальонного миномёта калибр был 82 мм.

Добавить комментарий:

Имя:

Вы можете получать оповещения о новых комментариях — для этого просто зарегистрируйтесь на сайте или войдите.

Читайте также в рубрике «Дела архивные»

18+

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Нажмите Ctrl+Enter,
чтобы сообщить об опечатке