Следующий автобус – через… неделю

9 апреля 2019 16:12

В некоторые села и деревни общественный транспорт ходит очень редко. Как же пожилым из отдаленных мест добираться в больницу, работающим – на службу, а студентам – на учебу?..

Посещение больницы может обойтись в тысячу

Если открыть расписание автобусов любого района Ивановской области, то можно увидеть, что во многие населенные пункты транспорт ходит всего раз или два в неделю. Южа – Хотимль: дважды по понедельникам. Палех – Иваньково: дважды во вторник. Гаврилов Посад – Новосёлка: один раз по понедельникам…

«У нас в село Иваньковский Гаврилово­Посадского района общественный транспорт ходит лишь по вторникам и пятницам около восьми утра и часу дня, – рассказывает директор местного Дома культуры Елена Галыгина. – Раньше приезжал еще в воскресенье около обеда. Между тем в селе проживает примерно 200 человек. Большинство – пенсионеры, которые часто посещают больницу. Если кого-то направляют на обследование в Иваново, то, вернувшись в Гаврилов Посад во второй половине дня, выехать в Иваньковский они уже не могут. Приходится нанимать частников или такси за 650 рублей. А это для пенсионеров приличная сумма».

В советское время, говорит Елена Галыгина, когда в Иваньковском было градообразующее торфопредприятие, четыре раза в день по узкоколейке ходил поезд и автобус ездил гораздо чаще.   

Такая же ситуация и в Хотимле Южского района. Как сообщил глава поселения Дмитрий Юшков, маршрутка из райцентра в село идет только по понедельникам около половины седьмого утра и в полвторого дня. Потому сельчане, которые утром едут в больницу в Южу, успевают вернуться на дневном рейсе, а вот возвращающиеся из больниц областного центра – уже нет. Приходится нанимать частника или такси за 550 рублей.

Раз в месяц, во второй понедельник, идет автобус на Волокобино, который заезжает в Хотимль. «Мы ставили вопрос о дополнительных рейсах на повестку дня, – говорит Дмитрий Валерьевич. – Но перевозчики не особо хотят ездить по нашему маршруту. Правда, недавно лед тронулся: в Южской администрации нам пообещали организовать на неделе еще один рейс».

Пешеходный квест через заброшенные поля

Не лучше обстоят дела в Груздеве Южского района. Проживает здесь около 100 человек, тоже в основном пожилые. Есть школа, где учатся 14 детей, клуб… Автобус сюда приходит только по средам. Поэтому если кому-то необходимо уехать в Южу в другие дни, то только на своем транспорте или приходится нанимать частника (а это 600­-650 рублей). До Иванова – около двух тысяч, до Шуи, которая ближе райцентра, – 400 рублей.

Идти до трассы километров пять. Но, как говорит местная жительница Елена Бляблина, и там до Южи или Палеха добраться непросто: транспорта ходит мало, можно простоять весь день и не уехать. «А раньше автобус курсировал к нам каждый день, – сетует Елена Сергеевна. – Потом трижды в неделю. Что же будет дальше?..»

Выйти на трассу – та еще задача.

В деревню Клетино Палехского района автобус приходит только по вторникам и средам. Проживает здесь около 200 человек, в основном – опять же пенсионеры, но есть и несколько студентов колледжей. До трассы Иваново – Палех – Нижний Новгород – около восьми километров, так что дошагать до транзитного транспорта проблематично.

Есть еще один путь – три километра пешком до деревни Харитоново Шуйского района. Дорога не простая: проходит через заброшенные поля, зарастающие лесом. Но, по словам местных жителей, по времени выходит быстрее. Из Харитонова же в Шую маршрутка ходит трижды в день. А уж с родины Бальмонта до Иванова добраться не проблема: автобусы значатся в расписании каждые 40­-45 минут.

По словам жительницы Клетина Ирины Колпаковой, с проблемой организации дополнительного транспорта местные неоднократно обращались в администрацию района. У областных депутатов и руководителей департамента транспорта просили, чтобы маршрут из Шуи в Харитоново продлили до Клетина. И автобус действительно был пущен, но проездил два месяца, а затем его отменили за нерентабельностью. «Мы не обещали, что будет ездить много людей, – говорит Ирина Алексеевна. – Да и время подобралось не слишком удачное (сентябрь и октябрь). Летом же дачники ездят в деревню каждый день».

В маршрутку садятся один-два человека

За организацию маршрутов внутри района отвечают местные администрации. Почему же некоторые села и деревни обижают рейсами? 

Пассажиропоток на данных маршрутах очень маленький, поясняют в администрации Палехского района. Не так давно предприниматель, осуществляющий перевозки по району, проводил мониторинг рейсов и выяснил, что, к примеру, из Тименки за две недели не выехало ни одного человека, из деревни Пеньки за тот же период (притом что автобусы ходят трижды в день) – 75 человек (то есть получается один-двое каждый рейс). А перевозчик при этом должен работать с прибылью, платить налоги.

Даже получаемые субсидии из районного бюджета не позволяют свести концы с концами. Поэтому и отказываются перевозчики от малорентабельных рейсов. Так, по слухам, с июня предполагается закрыть маршрут на Майдаково из Шуи как убыточный, хотя в этом селе проживает более полутора тысяч жителей.

 Конкретно. Как сообщили в департаменте дорожного хозяйства и транспорта, организация маршрутной сети и транспортного обслуживания между поселениями в районе относится к компетенции администраций муниципалитетов. Специалисты ведомства оказывают местным администрациям необходимую консультативную помощь по данному вопросу.

 «В отдаленные села и деревни, такие как Селищи, Новоклязьминское, Груздево, Лучкино перевозка пассажиров осуществляется один раз в неделю, – констатирует замглавы администрации, начальник управления ЖКХ Южского района Александр Шиков. – Администрация на протяжении нескольких лет проводила мониторинг количества граждан, пользующихся услугами общественного транспорта. Результаты показали ежегодное снижение пассажиропотока и, следовательно, сокращение регулярных рейсов, так как перевозчику они не выгодны. Обязать же предпринимателя обслуживать экономически невыгодные маршруты не представляется возможным».

Сами перевозчики говорят, что на заведомо убыточные маршруты, естественно, не пойдут. Но при этом признают, что население, живущее в отдаленных районах, нельзя оставлять без транспортного сообщения. «Да, людей там живет немного, но они есть, – говорит руководитель муниципального предприятия-перевозчика «Палехский туристический центр» Евгений Чернов. – Поэтому, куда не идет коммерсант, государство и исполнительная власть должны подставить плечо и обеспечить на этих территориях транспортную доступность. Как вариант – доплачивать субсидии, чтобы была возможность организовывать туда маршруты».         

Рассуждая о рейсах в отдаленные деревни, перевозчики сетуют не только на недостаточный пассажиропоток, но и на плохое состояние дорог, которые «убивают» транспорт.

Есть ли выход из замкнутого круга, в котором при рыночной экономике перевозчики не могут ездить по нерентабельным маршрутам, администрации – содержать рейсы без пассажиров, а страдают от всего этого люди, которым «повезло» жить вдали от крупных центров?

Кстати. По словам замглавы администрации Кинешемского района по вопросам строительства, ЖКХ, транспорта и связи Александра Катаева, у них на большей части территории организовано регулярное сообщение. Кроме муниципальных рейсов в перевозке пассажиров участвуют и межмуниципальные перевозчики, которые, следуя из Кинешмы в какой-либо населенный пункт района или области, захватывают и жителей сел и деревень, расположенных по дороге.

  

Читайте также
Промышленное производство в Ивановской области в первом квартале 2024 года выросло на 7%
К 1 мая отопление отключат во всех городах Ивановской области
Урологические операции в Иванове все чаще проходят без скальпеля