ИМЗ «АВТОКРАН»: легенда продолжается

6 марта 2019 13:28

Спасением одного из ведущих производителей автокранов в России не так давно занялись новые владельцы. О том, чего удалось добиться за небольшой срок, и о ближайших планах нам рассказал генеральный директор завода Игорь Кульган.

Только за последнее время приняли на работу 200 человек

­ Игорь Николаевич, еще недавно большинство ивановцев было уверено, что «АВТОКРАН» после банкротства будет закрыт. Но сегодня завод активно восстанавливает рыночные позиции. Какие вопросы пришлось решать в первую очередь?

­ История ООО «ИМЗ АВТОКРАН» пока еще очень недолгая. В июне 2017 года мы перевели всех сотрудников завода к себе на работу, восстановили производство. К концу года были проведены торги, в результате которых заводское имущество, находившееся в залоге у главного кредитора завода – Сбербанка, перешло к Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), а в начале 2018-го по договору лизинга перешло к нам. Мы получили поддержку губернатора, выплатили долги по зарплате, накопленные за три года предыдущими собственниками, начали строить планомерную производственную деятельность.

Одновременно с восстановлением производства стали создавать дилерскую сбытовую сеть, отказавшись от использования убивавших завод давальческих схем. Если в начале 2018 года у нас было всего три дилера, то в конце – уже более 180, включая партнеров по сбыту за рубежом. Нам удалось довольно быстро для такого рода историй переломить негативную ситуацию и в ноябре положение определяли уже не продажи, а производство.

В 2019 год вошли с тем, что новые заказы принимали уже на второй квартал. До этого времени производственные мощности предприятия полностью загружены. Мы видим, что нужно наращивать объем производства. Разумеется, ведущую роль здесь играют люди, специалисты. То, что нам удалось сохранить костяк профессионалов, – это большая удача. Сегодня мы буквально  точечно усиливаем этот костяк специалистами с других предприятий. Но нам нужны работники по разным специальностям. И набирать их непросто. Одни не верят, что завод работает. Другие сомневаются в хороших перспективах предприятия. Третьи просто не информированы. Тем не менее за последние четыре месяца мы приняли на работу более 200 человек. И сейчас численность персонала выросла до 1150. Начали возвращаться и те, кто когда-то ушел с завода.

­ А как после простоя обстояло дело с оборудованием?

­ Оно хорошее, но не ремонтировалось до нас три или четыре года. Обширный станочный парк достался нам в довольно запущенном виде. Пришлось разработать специальную программу, нацеленную на расшивку узких мест производства. Здесь и задел по комплектующим на случай ремонта станков, и поиск альтернатив действующему оборудованию, и изменение технологии… Ведь кран – это не только стрела, но и множество различных трубопроводов, иногда весьма замысловатой конфигурации, по которым подается топливо, масло, воздух. Раньше трубки по различным шаблонам приходилось гнуть вручную. Качество было невысоким. В прошлом году мы приобрели специальное оборудование – трубогиб, что позволило не только получать более качественные сгибы, но и перейти на новую технологию «врезного кольца». А такой монтаж трубных соединений значительно более надежный.

На 2019 год совет директоров предприятия также утвердил серьезную инвестиционную программу. Будем приобретать покрасочное и дробеструйное оборудование, с помощью которого поверхности готовят к окраске, а также листогибы. Они позволят заменить сварку, например в той же раме. Согласитесь, что отсутствие сварного шва делает изделие надежней и, что греха таить, эстетичней.

А еще в этом году отремонтируем раздевалки и душевые. Люди должны работать в комфортных условиях.

«Ивановцев» ждет прибавление

­ В прошлом году в России вступили в силу требования стандарта топлива Евро­5. Успели перестроиться?

­ Нас эта проблема касается в значительно меньшей степени, чем наших партнеров с КамАЗа, УралАЗа и МАЗа. Более жесткие требования по выбросам – это вызов для производителей шасси. Автозаводам пришлось внести существенные изменения в конструкцию. Но и наши конструкторы потрудились, чтобы адаптировать новые шасси для установки кранов. Кроме того, пришлось заново сертифицировать все модели, некоторые даже перепроектировать и провести испытания по новым требованиям, касающимся нормы выбросов и безопасности.

Куда важнее для нас изменения в российском техническом регламенте, ужесточившие допустимую нагрузку на оси для передвижения по дорогам общего пользования. Пришлось облегчать крановую конструкцию. Зато теперь наши краны, в отличие от продукции наших конкурентов, могут беспрепятственно ездить по дорогам общего пользования без получения специальных разрешений, которые дорого обходятся владельцам. К тому же в наших моделях мы исповедуем принцип Plug and Play – включи и работай.

Это наше преимущество во многом обеспечивается применением стрел овоидного профиля, которые в России делают только у нас, в Иванове. За счет такой конструкции мы можем применять более прочные и легкие стали. Свой вклад в облегчение машины дает новая лебедка, а также другие переработанные узлы. Но самый большой вклад в успех – это, конечно, знания и компетенции наших конструкторов.

­ С какими планами вы входите в 2019 год?

­ Первоочередная задача – добиться ритмичного производства. Для машиностроительного предприятия рабочий ритм – это всё! Если мы хотим, чтобы производились три крана в смену, то это значит, что каждые 153 минуты с конвейера должен сходить один автокран. Что касается количественных показателей производства, то к концу текущего года планируем выйти на выпуск 85 кранов в месяц.

Разрабатываем 32­-тонный кран. Пока что в нашей линейке такого крана нет. Есть 35­-тонный, который сделан на базе 40-тонного. Но для него используется четырехосное, а не трехосное шасси. И для части наших потребителей 35-тонник представляется несколько избыточным с точки зрения его возможностей. Они не хотят переплачивать за ненужные им тонны грузоподъемности.

В сентябре планируем начать производство 50-тонного крана. В его конструкцию также закладываем логику облегченного крана. В нем будет принципиально иное телескопирование стрелы и ряд других особенностей.

Кроме того, мы уже разработали кран на газовом топливе (ГБО) и получили на него ОТТС. Надеемся, что автокраны с ГБО будут пользоваться спросом, учитывая постоянно растущие цены на традиционное топливо. К тому же на этом кране 24-метровая стрела и при этом выполняются все действующие требования по нагрузке и осям. Такого сочетания нет ни у кого.

Ведем проект по созданию новой кабины. Сейчас у нас их две: одна простая, а потому дешевая, от прежнего поколения кранов (мы называем ее «желтой»), и новая, более стильная и комфортная, с возможностью наклона, со значительно улучшенными обзорностью и эргономикой («белая»). Разрабатывая новую кабину, мы намерены соединить в ней высокую эргономику «белой» кабины с ценовой доступностью «желтой». Как видите, за столь короткий срок сделано уже довольно много.

Вернуть свою долю и освоить зарубежье

­ Ведется ли на заводе работа по импортозамещению?

­ Для нас это не главный приоритет. Доля импортных комплектующих в конструкции наших кранов очень невелика. В самом популярном кране, 25-тонном, она составляет всего около 5%. Ну, разве что, немного возрастает доля импорта, когда мы говорим о более сложных, 40-тонных кранах.

Что касается стали, используемой для изготовления овоидных стрел, то на сегодня уже достигнута договоренность о ее поставках с одной из российских сталелитейных компаний. Вот с гидравликой сложнее. Полностью уйти от импортной продукции мы пока не можем.

­ Какую долю сегодня занимают краны «Ивановец» на российском рынке?

­ По результатам января доля выросла до 30%. Конечно, это далеко не те 40-45%, которые были у «Ивановца» до кризиса. Но мы ставим перед собой задачу восстановить ведущие позиции на рынке. Конечно, задача эта архисложная. И конкуренты не дремали всё то время, пока «Ивановца» фактически не было на рынке. И рынок, к сожалению, растет слабо после нескольких лет спада… Так что дальнейший свой рост планируем за счет наращивания поставок кранов на экспорт.

­ Куда уже экспортируете, куда планируете?

­ Первый шаг – это возобновление поставок на рынки, где «Ивановцев» хорошо знают и ценят. Это Казахстан, Армения, Азербайджан, Средняя Азия. Есть такие рынки и в дальнем зарубежье. Например, недавно наш 25-тонный кран на шасси КамАЗ-43118 отправился в Монголию. За два месяца текущего года мы поставили нашим партнерам в Узбекистане, Казахстане и Азербайджане 21 автокран – больше, чем за весь прошлый год. От некоторых партнеров, в частности в Казахстане и Узбекистане, нам поступают предложения не только о продвижении наших автокранов на своих рынках, но и об организации там сборочного производства.

Второй шаг – проникновение на новые рынки. Но этот процесс ограничен тем, что в странах, на которые мы нацелились, должен быть сервис по шасси. Шасси требует ремонта гораздо чаще, чем крановая установка. На днях мы встречались с представителями и послами Египта и Кубы. Общение получилось очень практичным, что дает нам шанс увидеть наши краны в этих странах.

Есть планы и насчет Европы. Правда, действующие там нормы Евро-6 преодолеть с шасси отечественного производства невозможно. Наши производители таких шасси еще не делают. Но есть зарубежные шасси – Volvo, Mercedes, Renault… Конечно, это будет непросто и недешево – поставить крановую установку на тот же Volvo. Но расширение модельного ряда неизбежно. Как и совершенствование техники… Я не исключаю того, что, решив в самое ближайшее время ряд неотложных задач, году в 2020-м мы вплотную займемся и расширением модельного ряда на шасси Евро-6. Так что географию экспорта пусть не быстро, но обязательно будем расширять.

­ Если брать количественный результат производства, то каковы итоги прошлых двух лет и планы на 2019-й?

­ С июня по декабрь 2017-го на заводе произведен 251 автокран «Ивановец». В 2018-м мы выпустили 326 кранов. В этом же году планируем изготовить 796.

Добавлю, что в этом году заводу «АВТОКРАН» исполняется 65 лет. В рамках празднования мы запустили проект «Ивановец да Палех», объединивший два знаменитых бренда региона – автокраны и палехскую лаковую миниатюру. Первые две машины были расписаны художниками Палеха вручную. И эти краны с птицей феникс на стрелах уже ушли заказчикам. Один – в Краснодарский край, другой – на север нашей страны.

Но возможность увидеть краны в стилистике Палеха будет у многих. Мы планируем использовать брендированные краны на выставках, при выводе новой техники на рынок. Ну, и любой из наших клиентов также может заказать себе такие краны – мы предлагаем брендирование как опцию.

  

Читайте также
Бойцы спецоперации участвуют в программе "Время героев"
Жители и гости Иванова смогут прокатиться на троллейбусе Победы 
Колесо обозрения на набережной в центре Иванова вновь заработает